Белград – интересный с точки зрения транспорта город, но в последние годы железная дорога была здесь в кризисе. Виной всему – закрытие старого вокзала в центре города. Сейчас в столице Сербии открыли новый вокзал, но поездов с него уходит мало, да и добраться до него все еще непросто. Тем не менее, архитектура здания приятно поражает.
Но сперва немного истории. В Белграде долгие годы существовал вокзал, расположенный в центре города. Он был построен еще в 1884 году и функционировал до 2018-го.
Идея вынести вокзал из центра города и превратить его из тупикового в транзитный возникла еще в 1970-е годы. Строительство началось в 1976 году, но было приостановлено через два года. Еще одну попытку предприняли в 1980-х. Затем в Югославии настал экономический кризис, за которым последовал распад страны и ряд балканских воин. Тогда точно было не до вокзала.
Пять лет назад старый вокзал закрыли. В город пришли арабские инвесторы, которые в связке с нынешними властями «продавили» идею строительства района с элитным жильем на месте железной дороги и придорожных бараков. Сейчас на этом месте – новостройки, а старый вокзал отреставрирован и пустует. Из-за легкого доступа внутрь там обосновались бездомные.
В 2018 году поезда стали останавливаться на подземной станции Белград-Центр, которая не имела здания вокзала. Новое местоположение оказалось очень неудобным. Сравните: до старого вокзала можно было дойти пешком из любого места в центре города, кроме того, он располагался рядом с автобусным вокзалом (который не перенесли), мимо него проходят четыре трамвайных маршрута и с десяток автобусных. До нового вокзала нельзя дойти пешком, к нему ходят всего два автобуса. А вот автомобилисты и таксисты выиграли от переноса. Вокзал расположен рядом с крупной трассой и на машине до него добраться стало явно проще.
Вскоре после переноса вокзала из Белграда перестали ходить многие международные поезда. Формально – из-за COVID’а, который начался через год. Однако по окончании пандемии поезда не возобновили движение, объяснив это ремонтными работами на сети сербских дорог. По сути, сейчас единственный международный поезд из Сербии ходит в Черногорию.
А самое популярное внутреннее направление из Сербии – в Нови Сад. В прошлом году здесь открыли скоростную линию, которую построили РЖД и китайская CRRC. Сейчас по ней ходят швейцарские поезда Stadler KISS и FLIRT. В будущем этот маршрут станет частью маршрута до Будапешта.
В течение пяти лет центральная станция Белграда представляла собой непривлекательное подземелье.
И вот в начале 2023 года здесь началась стройка, а 20 октября вокзал уже был открыт.
В Сети новый вокзал Белграда сравнивают с адлерским, но, мне кажется, что это неудачное сравнение. Общее лишь то, что и тот, и другой – большое «стеклянное» здание. Белградский вокзал изнутри имеет общее пространство, выполненное на одном этаже (в Адлере есть разделение по уровням).
Спуститься к поездам на подземную станцию из здания нового белградского вокзала можно по эскалаторам и на лифте.
Выглядит вокзал как общественное пространство с небольшими кафе и ресторанами. А зала ожидания я не нашел – только лавочки на платформах. Скорее всего он появится позже, ведь строительство еще не вполне завершено.
Президент Сербии Александр Вучич, открывая вокзал, сказал, что район Прокопа, где находится станция, «становится новым центром города». К 2028 году здесь должно появиться метро.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.