Найти тему
1520. Все о путешествиях

«Как в Адлере»: в Белграде 50 лет строили новый вокзал и вот, что получилось

Белград – интересный с точки зрения транспорта город, но в последние годы железная дорога была здесь в кризисе. Виной всему – закрытие старого вокзала в центре города. Сейчас в столице Сербии открыли новый вокзал, но поездов с него уходит мало, да и добраться до него все еще непросто. Тем не менее, архитектура здания приятно поражает.

Но сперва немного истории. В Белграде долгие годы существовал вокзал, расположенный в центре города. Он был построен еще в 1884 году и функционировал до 2018-го.

Идея вынести вокзал из центра города и превратить его из тупикового в транзитный возникла еще в 1970-е годы. Строительство началось в 1976 году, но было приостановлено через два года. Еще одну попытку предприняли в 1980-х. Затем в Югославии настал экономический кризис, за которым последовал распад страны и ряд балканских воин. Тогда точно было не до вокзала.

Пять лет назад старый вокзал закрыли. В город пришли арабские инвесторы, которые в связке с нынешними властями «продавили» идею строительства района с элитным жильем на месте железной дороги и придорожных бараков. Сейчас на этом месте – новостройки, а старый вокзал отреставрирован и пустует. Из-за легкого доступа внутрь там обосновались бездомные.

-2
-3
-4
-5

В 2018 году поезда стали останавливаться на подземной станции Белград-Центр, которая не имела здания вокзала. Новое местоположение оказалось очень неудобным. Сравните: до старого вокзала можно было дойти пешком из любого места в центре города, кроме того, он располагался рядом с автобусным вокзалом (который не перенесли), мимо него проходят четыре трамвайных маршрута и с десяток автобусных. До нового вокзала нельзя дойти пешком, к нему ходят всего два автобуса. А вот автомобилисты и таксисты выиграли от переноса. Вокзал расположен рядом с крупной трассой и на машине до него добраться стало явно проще.

Вскоре после переноса вокзала из Белграда перестали ходить многие международные поезда. Формально – из-за COVID’а, который начался через год. Однако по окончании пандемии поезда не возобновили движение, объяснив это ремонтными работами на сети сербских дорог. По сути, сейчас единственный международный поезд из Сербии ходит в Черногорию.

Международный поезд Бар – Земун на подземной станции Белград-Центр
Международный поезд Бар – Земун на подземной станции Белград-Центр

А самое популярное внутреннее направление из Сербии – в Нови Сад. В прошлом году здесь открыли скоростную линию, которую построили РЖД и китайская CRRC. Сейчас по ней ходят швейцарские поезда Stadler KISS и FLIRT. В будущем этот маршрут станет частью маршрута до Будапешта.

Поезд СОКО Stadler KISS на главном вокзале Белграда
Поезд СОКО Stadler KISS на главном вокзале Белграда

В течение пяти лет центральная станция Белграда представляла собой непривлекательное подземелье.

Городские электрички на вокзале Белграда
Городские электрички на вокзале Белграда

И вот в начале 2023 года здесь началась стройка, а 20 октября вокзал уже был открыт.

Новый вокзал Белграда
Новый вокзал Белграда

В Сети новый вокзал Белграда сравнивают с адлерским, но, мне кажется, что это неудачное сравнение. Общее лишь то, что и тот, и другой – большое «стеклянное» здание. Белградский вокзал изнутри имеет общее пространство, выполненное на одном этаже (в Адлере есть разделение по уровням).

Вокзал Адлера
Вокзал Адлера

Спуститься к поездам на подземную станцию из здания нового белградского вокзала можно по эскалаторам и на лифте.

-11

Выглядит вокзал как общественное пространство с небольшими кафе и ресторанами. А зала ожидания я не нашел – только лавочки на платформах. Скорее всего он появится позже, ведь строительство еще не вполне завершено.

-12
-13
-14

Президент Сербии Александр Вучич, открывая вокзал, сказал, что район Прокопа, где находится станция, «становится новым центром города». К 2028 году здесь должно появиться метро.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.