Парацельс – старый алхимик – сидит и молится в своей мастерской: он хочет, чтобы Бог ниспослал к нему ученика. Так и происходит – к ночи к нему наведывается уставший путник, готовый отдать всё, лишь бы стать его учеником. Незнакомец верит, что алхимик способен найти философский камень и превратить любые элементы в золото.
Он хочет пойти рядом с ним по дороге, ведущей к Камню.
Парацельс говорит:
– Камень – это и Путь, и начало Пути. Если ты этого не уразумел, то ты еще ничего не понял. Каждый твой шаг – это цель.
Путник готов пойти вместе с Парацельсом по этому Пути, но, прежде желает удостоверится в его мастерстве:
– Все знают, что ты можешь сжечь розу и силой своей магии возродить ее из пепла. Дозволь мне увидеть это чудо воочию. Сотвори его, и я твой.
Алхимик называет путника доверчивым, но ему не нужно доверие: он требует от своего ученика веры.
Незнакомец продолжает упорствовать, и Парацельс вступает с ним в философский спор: он задается вопросом, действительно ли что-то можно превратить в ничто, используя пример Адама в Раю. Молодой человек настаивает на том, что, в отличие от Рая, под луной всё смертно.
– Так где же мы по-твоему? Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая? И разве это не грех – полагать, что мы не в Раю?
Парацельс утверждает, что роза вечна, и, хоть ее внешний вид меняется, – сущность остается той же.
Стоит ему сказать одно лишь Слово – и роза примет свой первоначальный облик.
“Слово, которому учит нас каббала”
Путник хочет увидеть, как исчезает и вновь появляется роза, и ему всё равно, какие методы будут использованы.
– Если б я и поступил так, ты бы сказал, что это – одна видимость, обман зрения. Чудо не даст тебе веры, которую ищешь, оставь розу в покое.
Молодой человек не слушает алхимика – и бросает розу в огонь.
Когда роза обугливается, Парацельс признаёт, что, возможно, те, кто называл его мошенником, на самом деле правы: “Этот пепел был розой, но розой больше не будет”.
Путнику становится стыдно, и он раскаивается за свою дерзость. Он обещает, что вернётся, когда окрепнет в своей вере.
Молодой человек размышляет о Парацельсе как о почтенной, но в конечном счёте пустой фигуре; он уходит, забрав все деньги, дабы не “унизить его подаянием”.
“Да кто он такой, Иоганн Гризебах, чтобы осмелиться кощунственно сорвать маску, под которой пустота?”
Парацельс расстаётся с путником, так и не ставшим для него учеником, понимая, что больше им друг друга не увидеть.
“Парацельс остался один. Но, прежде чем загасить лампу и опуститься в усталое кресло, он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес какое-то слово. Роза воскресла”.
Анализ
“Роза Парацельса” – короткое, но наполненное смыслами произведение.
Парацельс – алхимик, воспринимаемый многими как шарлатан, утверждает, что роза вечна, даже если от неё останется один лишь пепел. Данная концепция предполагает, что за пределами физического мира, существует другой, – нематериальный. А мостом между этими мирами является философский камень – конечная цель алхимии.
Древние алхимики верили, что философский камень способен превратить любой неблагородный металл в золото, а также является эликсиром бессмертия.
Однако идея философского камня не останавливается только на этом.
Борхес пишет, что камень – это и Путь, и начало Пути, подразумевая, что сам поиск философского камня является целью (преобразующим духовный путём), что перекликается с таким учением, как даосизм.
Дао – путь
Даосизм признаёт существование двух основных начал в мире: инь и ян. В данном произведение схожая концепция противоположностей.
Вера и скептицизм
Материальный и нематериальный мир
Но, даже если это противоположные понятия, они существуют в союзе.
Даже, если роза стала пеплом – она осталась розой в своей сущности, символизируя бесконечный цикл смерти и воскрешения.
В тексте Борхес ссылается на Эдуарда Гризебаха (в произведении Иоганн) – немецкого дипломата, писателя и литературоведа, известного тем, что занимался исследованием творчества Шопенгауэра.
Обвиняя Парацельса в том, что он Гризебах, юноша бросает вызов подлинности и глубине мистического учения Парацельса, говоря, что личность Парацельса столь же пуста, как и филологический подход к литературе.
Борхес, как автор-постмодернист, ставит под сомнения сами основы интерпретации текста: он критически смотрит на авторитет текстовых источников, а также на идею единого, окончательного значения в тексте.
Парацельс упоминает Слово, которому учит Каббала, как средство для воскрешения розы. Каббала является эзотерическим учением, которое исследует скрытые значения в Торе – священной книге в иудаизме.
Слова “каббала” происходит от ивритского слова “קַבָּלָה” – “получение”.
Использование каббалистического слова предполагает, что алхимический процесс включает в себя нечто большее, чем просто физические и химические превращения.
Он включает в себя более глубокое понимание природы реальности.
Борхес включает в свою историю алхимическую и каббалистическую традиции, чтобы подчеркнуть единство между различными мистическими течениями, стремящимися найти скрытые истины в этом мире: взаимосвязь между Богом и миром, между бессмертным и смертным.
В конце произведения Парацельс воскрешает розу, тем самым подтверждая силу веры, однако остаётся совсем один, что подчёркивает одиночество его пути.