"Справедливая" цена на шаурму в настоящий момент составляет около 500 рублей для Москвы. В других регионах, соответственно, немного ниже, но при этом на 20-30% выше, чем она стоит сейчас. Это утверждают сами продавцы фаст-фуда, многие из которых в последние месяцы работают "в ноль" или даже в убыток, полагая, что их покупатели просто "не поймут" столь существенное подорожание. Но одновременно, продолжают постепенно готовить людей к такой цене подобными заявлениями, в т.ч. и через СМИ.
Журналисты "Московского комсомольца" побеседовали с некоторыми представителями мелкого бизнеса по продаже шаурмы в столичном регионе, и вот что узнали.
За последние полгода цена шаурмы выросла примерно на 15%, однако этого недостаточно, чтобы покрыть возросшие издержки продавцов. Поэтому сейчас "выживают" только точки, расположенные в самых оживленных местах, конкретно - у метро. Вот там удается поддерживать прибыльный бизнес за счет огромного количества продаж, в остальных же местах продажи упали уже даже после такого роста цены: покупатели переходят на более дешевый и доступный фастфуд: пирожки, самсу и "бургерно-картофельный" перекус.
Примечательно, что еще полгода назад, наоборот, наблюдался всплеск продаж шаурмы, потому что, на нее переходили люди, привыкшие питаться более дорогой и качественной едой, и это было еще до ее подорожания:
Но теперь они быстро прошли эту ступеньку вниз, и когда шаурма тоже подорожала (что неизбежно в текущих ценовых условиях), точно так же перешли на еще более дешевый перекус.
Вот такие ступенчатые процессы оптимизации расходов и удешевления еды происходят из-за снижения платежеспособности и реальных доходов населения.
На этом фоне многие предприниматели вынуждены закрывать свой бизнес. Вот издание приводит слова одной из таких бывших собственниц сети точек с шаурмой:
Последние полгода я докладывала свои личные деньги, чтобы поддержать бизнес на плаву.
А вот что касается нынешних и желаемых цен, со слов другого владельца действующих точек шаурмы:
Два года назад шаурма должна была стоить не дороже 200 рублей, сейчас это не дороже 300, если курица, и до 400, если с мясом. Цену в 500 рублей клиент не поймет.
А вот добавляю комментарий своего читателя, который он оставил под данной публикацией.
При этом текущая цена 300-400 рублей уже не дает бизнесу нужной рентабельности, и, в то же время, является отталкивающей для все большей части населения. Получается, бизнес оказался в ловушке: работать с такой ценой - означает убытки, но поднимать цену - тоже означает убытки, потому что так вообще никто не будет покупать.
Как отмечает издание, чтобы выйти из такой ситуации, многие владельцы точек с шаурмой уже стали добавлять к своему ассортименту более дешевый фастфуд (те же пирожки и самсу), чтобы повышать рентабельность за счет этого, пока основное направление ее не дает.
И если так пойдет дальше, то точки с шаурмой вынуждены будут или полностью закрыться, или полностью переквалифицироваться в более дешевые "пирожковые":
Уже сейчас можно заметить, что в точках приготовления шаурмы расширился ассортимент за счет готовых изделий. Они гораздо ниже качеством, чем шаурма, зато не требуют приготовления и стоят чаще всего меньше ста рублей. Наибольшей популярностью в последние месяцы пользуются пирожки с сосисками (в том числе большие, имеющие вид плетенки), жареные пирожки с картошкой, самса всех видов. Этой продукции в дневное время продается даже больше, чем шаурмы. А значит, если вдруг за условные 500 рублей шаурму перестанут покупать, остается шанс переквалифицироваться в «пирожковые».
А шаурма при этом станет редкостью, дорогим деликатесом, который смогут позволить себе очень ограниченное количество россиян.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!