Найти в Дзене
История побежденных

Царь с царицею простился: А был ли развод?

Монахиня или узница? Общепринятая версия в истории гласит, что царица Евдокия Федоровна была пострижена в Суздальско-Покровском монастыре в 1698 году, и наречено ей было имя Елена. Тринадцать с половиной лет спустя, в 1712 году царь женился на своей любовнице Екатерине Алексеевне. Постриг в те времена приравнивался к разводу и давал право вступить в новый брак. Эта версия закреплена во всех энциклопедиях, учебниках, в большинстве монографий, в художественной литературе. Ее корни уходят в далекое прошлое. Она воспринимается как единственно верная. Но был ли на самом деле постриг, а, соответственно, и развод? Вот что говорят на этот счет исторические документы. Супруга царя, урожденная Лопухина, тоже находится в женском монастыре, но считается там скорее пленницей, нежели монашкой, так как не соглашается на развод с царем и не хочет в знак этого подать ножницы для острижения, по их обычаю, волос, и царь согласно русским законам не может вновь жениться, что показывает непреодолимую ревнос
Оглавление
В коллаже использованы: 1. Портрет царицы Евдокии в монашеском одеянии. Неизвестный художник. 2. К. Лебедев "Насильственный постриг". 3. Портрет Петра I. Художник Луи Каравак
В коллаже использованы: 1. Портрет царицы Евдокии в монашеском одеянии. Неизвестный художник. 2. К. Лебедев "Насильственный постриг". 3. Портрет Петра I. Художник Луи Каравак

Монахиня или узница?

Общепринятая версия в истории гласит, что царица Евдокия Федоровна была пострижена в Суздальско-Покровском монастыре в 1698 году, и наречено ей было имя Елена. Тринадцать с половиной лет спустя, в 1712 году царь женился на своей любовнице Екатерине Алексеевне. Постриг в те времена приравнивался к разводу и давал право вступить в новый брак. Эта версия закреплена во всех энциклопедиях, учебниках, в большинстве монографий, в художественной литературе. Ее корни уходят в далекое прошлое. Она воспринимается как единственно верная.

Но был ли на самом деле постриг, а, соответственно, и развод?

Вот что говорят на этот счет исторические документы.

Супруга царя, урожденная Лопухина, тоже находится в женском монастыре, но считается там скорее пленницей, нежели монашкой, так как не соглашается на развод с царем и не хочет в знак этого подать ножницы для острижения, по их обычаю, волос, и царь согласно русским законам не может вновь жениться, что показывает непреодолимую ревность сей дамы

Это написано в 1710 году датским посланником Грундом в его Докладе о России. Поражает осведомленность датчанина о русских обычаях и законах, о деталях процедуры пострига. Информация выглядит достоверной и не походит на фантазию. Из нее следует, что еще в 1710 году царица Евдокия Федоровна не была пострижена. Однако же датский посланник мог быть дезинформирован. Или же царица постриглась после 1710 года. Но есть и другие источники, из которых следует, что царица вообще никогда не была пострижена в монахини.

Внук ее (царицы Евдокии), вступив на престол, перевел ее в один из московских монастырей, но она никогда не была пострижена, хотя царь, супруг ее, и принуждал ее к тому

Это цитата из Донесения испанского посла герцога де Лириа, бывшего в ту пору при русском дворе и лично знавшего императора Петра II – внука царицы Евдокии Федоровны. Достоверность его сведений не вызывает сомнений. Какого-то мотива дезинформировать свое правительство, которому предназначались эти донесения, у посла не было.

К. Лебедев "Насильственный постриг"
К. Лебедев "Насильственный постриг"

А это из письма леди Рондо - супруги английского министра при российском дворе:

Около трех миль отсюда есть монастырь для благородных девиц, или монастырь вдовствующей императрицы — я разумею первую супругу Петра Первого; едва внук её взошел на престол, она оставила монастырь, в коем содержалась как узница. Здесь она имеет свой двор как вдовствующая императрица

Ни о какой монахине Елене здесь речи нет. В своих письмах леди Рондо называет ее Евдокией. И в монастыре она была «узницей», а не монахиней.

Истина, скрытая обманом

Есть и другие сведения о мнимом постриге царицы Евдокии. Они вытекают из Суздальского розыска 1718 года, который предшествовал гибели царевича Алексея.

После официального отречения царевича Алексея от престола и совершения церемонии со всеми атрибутами и присягами новому наследнику от новой царицы Екатерины, царь отправил своего доверенного в монастырь к бывшей царице. Доверенного звали Григорий Скорняков-Писарев. Цель визита была: найти в кельях бывшей царицы подозрительные письма, бумаги и установить ее причастность к побегу царевича. На тот момент Скорняков-Писарев был директором Морской академии в Петербурге, впоследствии стал обер-прокурором сената. По отзывам современников, это был человек суровый, строгий, педантичный исполнитель долга и сторонник всяких формальностей. Видимо, поэтому именно ему царь поручил столь щепетильное дело. Свое поручение Скорняков-Писарев исполнил на совесть. Он нашел царицу в мирской одежде и установил, что она никогда не была пострижена. Об этом он сразу же уведомил царя в личном письме:

И спрашивал я того монастыря казначею, к которой она сперва привезена была в келью, которая сказала, что она надевала на себя чернеческое платье на малое время, а потом скинула, а пострижена не была; и ту казначею взял я за караул / Донесение Скорнякова-Писарева Петру I от 10 февраля 1718 года

Ситуация оказалась катастрофической. Это означало, что Евдокия по-прежнему законная царица, а новый наследник – двухлетний Петр Петрович, которому все присягнули, бастард, не имеющий права на корону. После отречения царевича Алексея от престола в пользу двухлетнего Петра Петровича обстановка в государстве и без того была накалена. Как бы отреагировали честные православные, узнав, что статус нового наследника сомнителен? И на чьей стороне в этом случае закон? Нужно было как-то исправлять ситуацию.

Но как это сделать? Даже если скоротечно провести постриг царицы, это не поможет, а, наоборот, усугубит ситуацию. Это только подтвердит незаконность прав нового наследника. Конечно же, надо опорочить царицу и представить все в другом свете. Иными словами, истину скрыть под обманом. По указанию царя, Евдокию Федоровну с ее приближенными отправили под конвоем в Москву для розыска. В дороге она написала покаянное письмо.

Всемилостивейший Государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, при бытности Семена Языкова, по обещанию своему пострижена я была в Суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена и после пострижения во иноческом платье ходила с полгода и не восхотя быть инокиней, оставя монашество, и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою. И то мое скрытие объявилось через Григория Писарева. И ныне я надеюся на человеколюбныя вашего величества щедроты. Припадая к ногам вашим, прошу милосердия, того моего преступления о прощении, чтоб мне бегдною смертию не умереть. А я обещаюся по-прежнему быть инокою и пребыть в иночестве до смерти своея и буду Бога молить за тебя, Государя. Вашего величества нижайшая раба бывшая жена ваша Авдотья/ Из письма царицы Евдокии от 15 февраля 1718 года

Письмо составлено грамотными канцеляристами и по стилю не соответствует царице Евдокии. Также не соответствует истине фраза «по обещанию своему пострижена». Во всех документах сказано, что царица противилась постригу. А если ее все же вынудили дать обещание, то взамен наверняка должны были последовать какие-то условия. Неизвестно, какое давление было оказано на царицу, чтобы получить нужное признание: угрозы ли, убеждения ли, обещания ли. Но не следует забывать: ее сын находился под следствием, и ему грозила опасность. По-видимому, царица считала, что если принесет в жертву свое доброе имя и сделает, что от нее требуют, тем самым спасет сына. Но настоящая беда еще была впереди.

В ходе следствия выяснилось, что у царицы было много сторонников. За нее было духовенство, которое признавало истинной царицей ее, а не вторую жену царя – Екатерину. За нее были даже сестры царя – царевны Мария и Екатерина. Царице в ее печалях помогали друзья и родственники: деньгами, подарками, весточками. Все они были наказаны: кто-то смертью, кто-то заточением, кто-то батогами и ссылкой. А вся их вина, собственно, состояла в том, что они защищали свою законную царицу от произвола царя.

Наскоро был издан манифест о винах бывшей царицы. В манифесте всенародно сообщалось, что царица была пострижена в монахини. Туда вошло все: осуждение, что она сняла монашеское одеяние, ход расследования, показания служителей монастыря, освещение ее аморального поведения. Царь сделал все, чтобы морально уничтожить, растоптать и облить грязью жену. Опорочив мать своего старшего сына, оно словно старался еще раз убедить всех противников в правоте своих действий – царевич Алексей не достоин престола. И все ради того, чтобы обосновать законность прав на корону сына от своей любовницы. Но можно казнить противников, запороть кнутом и отправить в ссылку всех неугодных, сфабриковать документы, подчинить церковь своей воле и обмануть государство, но нельзя обмануть Бога.

Спустя год после страшного Суздальского розыска, 25 апреля 1719 года новоявленный наследник престола царевич Петр Петрович скончался. По сведениям иностранных дипломатов – от шаровой молнии. Впрочем, ребенок и без того был очень болен, отставал в развитии, и долго бы не прожил на этом свете. Многие верующие усматривали в этом событии божественное провидение. Наказал Бог таким образом царя за несправедливо обвиненных.

Возвращение не монахини, а царицы

Евдокия Федоровна вернулась из заточения в 1727 году, когда императором стал ее внук Петр II. И вернулась она не монахиней Еленой, а царицей Евдокией. В депешах иностранных послов она фигурирует как «вдовствующая императрица». В письмах она подписывается: «царица».

После смерти Петра II Евдокия Федоровна рассматривалась как одна из претенденток на российский престол.

Этот факт еще раз подтверждает, что царица Евдокия не была пострижена в монахини. Постриг закрывал доступ к короне. Испокон веков от неугодных конкурентов на престол избавлялись, постригая их в монахи.

Таким образом, никакого пострига царицы Евдокии не было. А если не было пострига, то не было и развода. Почему же нас уверяют, что царица Евдокия стала монахиней Еленой, а Екатерина I стала второй женой Петра I? Не следует забывать, что потомки Екатерины правили Россией с 1741 по 1917 год. И история, которую мы знаем, писалась в их правление. У победителей своя история. Та, которая им выгодна. И лишнее сомнение в легитимности их власти вряд ли пошло бы им на пользу.

Продолжение в следующей публикации:

В начало: