Объявление царицы
6 марта 1711 года царь Петр I объявил свою метрессу Екатерину царицей. Это событие нашло свое отражение в депешах иностранных дипломатов.
В день своего отъезда его величество объявил, что Екатерина Алексеевна, которая пользуется его любовью, и от которой у него уже родились две царевны, впредь должна быть признаваема царицей /Донесения секретаря английского посольства Вейсброда 29 марта 1711 года
Вот, что пишет об этом датский посланник Юст Юль. Информация получена им от царевен Екатерины Иоанновны и Прасковьи Иоанновны.
Вечером, незадолго перед своим отъездом, царь позвал их (царевен), сестру свою Наталью Алексеевну в один дом в Преображенскую слободу. Там он взял за руку и поставил перед ними свою любовницу Екатерину Алексеевну. На будущее, сказал царь, они должны считать ее законною его женой и русской царицей / Записки датского посланника Юста Юля от 21 марта 1711 года
Примерно то же самое, только в других словах, передает английский посланник Чарльз Витворт, правда, спустя год после этого события.
Прошлою зимой его величество часа за два до выезда своего из Москвы, призвав к себе вдовствующую царицу, сестру – царевну Наталью и двух других единокровных сестер, объявил им свое решение провозгласить Екатерину Алексеевну государыней, причем пригласил их оказывать будущей царице соответствующий почет, а также озаботиться, чтобы в случае какого-либо несчастья с ним во время кампании, ей присвоены были почести привилегии и доходы, подобающие вдовствующим государыням / Донесения Чарльза Витворта от 2 марта 1712 года
Есть небольшое отличие в информации датчанина и англичанина. Датчанин Юст Юль пишет, что при этом событии присутствовали: царица Прасковья, ее дочери-царевны и сестра Петра – царевна Наталья, а англичанин уверяет, что там были: царица Прасковья, царевна Наталья и «две другие единокровные сестры» царя. Но поскольку Юст Юль получил информацию из уст самих царевен – племянниц Петра I, которые там находились, а Витворт непонятно от кого, сведения Юста Юля выглядят более достоверными.
Таким образом, состоялось объявление Екатерины царицей в то время, когда была жива законная жена царя царица Евдокия Федоровна. Юридическая сторона этого события туманная и мутная, она вызывает множество вопросов. Что значит «объявил царицей»? Царь женился? Или объявил о помолвке? Что, вообще, это было? Если помолвка, то официальный титул царицы Екатерина должна была получить после свадьбы. Некоторые историки и дипломаты считали, что в это время произошло тайное венчание Петра I и Екатерины. Однако информация о тайном венчании нигде и ничем не подтверждена. Все это на уровне слухов. Кроме того, донесение того же Юста Юля опровергает существование этого «тайного венчания».
Так как сейчас, в виду безотлагательной необходимости ехать в армию, он обвенчаться с нею не может, то увозит ее с собою, чтобы совершить это при случае, в более свободное время. При этом царь дал понять, что если он умрет прежде, чем успеет жениться, то все же после его смерти они должны будут смотреть на нее, как на законную его супругу / Записки датского посланника Юста Юля от 21 марта 1711 года
Следует также обратить внимание, что «объявление царицы» произошло в узком семейном кругу, а не при всем честном народе, как и положено царственным особам, и нигде не было документально закреплено.
Что же значило это «объявление царицы»? С точки зрения законности – ничего. А вот с моральной точки зрения – это был серьезный поворот. Вот, мол, это новая хозяйка государства, прошу любить и жаловать и, если со мной что случиться, позаботиться о ней. Ни о каком тайном венчании или помолвке здесь речи нет.
В записках Юста Юля можно обнаружить одну весьма любопытную информацию. Оказывается, чтобы легализовать статус новой царицы, Петру I пришлось пойти на намеренный обман. Был пущен слух, что царица Евдокия умерла.
Многие полагают, что царь давно бы обвенчался с нею, если бы против того не восставало духовенство, пока первая его жена была еще жива, ибо полагало, что в монастырь она пошла не по доброй воле, а по принуждению царя; но так как она недавно скончалась, то препятствий к исполнению царем его намерения более не оказалось / Записки датского посланника Юста Юля от 21 марта 1711 года
Причем сведения о смерти законной царицы в тот период встречаются не только в записках Юста Юлия, но и других дипломатов. Наивно было бы предполагать, что царь Петр находился в неведении или был обманут своими подданными относительно смерти царицы. Конечно же, он знал, где находится его законная жена и что с ней. Факты смерти высоких особ всегда фиксировались в рапортах, подробных отчетах с указанием дня, часа, течения болезни. К тому же для Петра было делом принципа удостовериться в смерти близкого человека, а, по возможности, еще поучаствовать в процедуре вскрытия. Таким образом, создалась ложь во имя лжи. Ложную смерть настоящей царицы царь объявил в угоду ложной царице.
Потешная свадьба
Год спустя после этого «объявления царицы» 19 февраля 1712 года состоялась свадьба царя Петра I с Екатериной. Об этой свадьбе много написано в учебниках истории, в донесениях иностранных дипломатов. В официальной истории эта свадьба считается точкой отсчета второго брака царя Петра I. Но была ли эта свадьба настоящей?
То ли намеренно, то ли случайно, но историки не придают должного значения тому факту, что женился не царь Петр, а контр-адмирал Петр Михайлов.
Царь женился в качестве контр-адмирала, почему главными лицами при церемонии явились не министры и дворяне, а морские офицеры: «в отцево место» были вице-адмирал Крюйс и контр-адмирал галерного флота; «материно место» занимали вдовствующая царица и жена вице-адмирала. «Ближними девицами» невесты были собственныя ея дочери, из которых одной пять лет, другой - три года, но так как вся церемония слишком утомила бы этих маленьких принцесс, они показались только на короткое время, затем заменены были двумя племянницами царя… / Донесения английского посланника Чарльза Витворта от 20 февраля 1712 года
Кроме того, на свадьбе не было сестер царя, высокопоставленных лиц, священнослужителей. Зато были представители «Всешутейшего и всепьянейшего собора». Никто не видел церемонию венчания и никто не знает имя священника, венчавшего царя. Ни один документ не подтверждает, что это венчание имело место. Иностранцы и гости присутствовали лишь на торжестве.
Как известно, браки царей и особ царской крови имели государственное значение и обязательно законодательно закреплялись. Так, изучая Полное собрание законов Российской Империи, можно увидеть сведения о браке царя Петра и Евдокии Лопухиной, браке царевен, браке царевича Алексея с немецкой принцессой, но нет никаких сведений о втором браке царя Петра с Екатериной.
Что же это было за событие 19 февраля 1712 года? По всей видимости, просто представление. Одно из многочисленных представлений «Всешутейшего собора», которому впоследствии придали юридическую значимость. Причем, даже здесь существуют разночтения – с какого момента считать действительным брак царя Петра и Екатерины? Некоторые источники называют дату 6 марта 1711 года, когда Петр в небольшом семейном кругу объявил Екатерину царицей.
Зачем нужна была такая свадьба, которая не имела юридического значения? Несмотря на это, она все же имела психологическое значение и политическое. Эта потешная свадьба была организована с определенной целью - показать приближенным, кого надобно признавать главной хозяйкой государства, а заодно пустить пыль в глаза иностранных послов.
Две жены или одна?
И судя по всему, сам Петр не очень-то стремился во что бы то ни стало добиться законности своего второго брака. Иначе бы он проконтролировал постриг своей жены царицы Евдокии, а не пустил бы это дело на самотек. Какая необходимость во втором официальном браке, если «походная жена» все равно от него никуда не денется, поскольку деваться ей некуда? А отпрыскам дать нужный статус можно и без наличия законного брака. А так еще придется делить с официальной супругой власть. Поэтому безопаснее для своей власти просто «назвать царицей» и наделить полномочиями хозяйки государства.
Исследуя переписку Петра и Екатерины, следует также обратить внимание, что в письмах Екатерина обычно не называет себя его женой. Разве что в тех письмах, где она обращается к нему в адмиральском чине. В таких письмах стоит подпись «жена». Случайность ли это? Ведь, как известно, «царь женился в качестве контр-адмирала», и «потешная» свадьба у Екатерины была не с царем, а с контр-адмиралом.
Подобное представление государственного масштаба для своих подданных царь (в то время уже император) повторил спустя 12 лет. 7 мая 1724 года состоялась коронация Екатерины в Успенском соборе Московского Кремля. Еще в 1721 году после окончания Северной войны и подписания Ништадского мира Петр I «по прошению сенаторов» принял титул Императора Всероссийского. Казалось бы, зачем понадобилось отдельно короновать супругу императора, если та автоматически становилась императрицей, как только Петр воспринял этот титул? Но одно дело называться императрицей, другое – быть законной императрицей. Подвох в том, что императрицей автоматически становилась Евдокия Федоровна – законная жена государя, а не Екатерина Алексеевна – государева метресса. Законотворцы того времени во главе с Феофаном Прокоповичем нашли способ, как обойти закон. Короновать Екатерину. Таким образом, она получала императорскую корону все зависимости от брачной и кровной связи с царским домом, а за особые заслуги перед государем и отечеством.
Так, царь переступил через закон, мораль, порядок и церковные правила. Он обошелся не только без одобрения церкви на его второй брак, но даже без ее участия. То, что Екатерина была царицей лишь по названию, подтверждают также слова Стефана Яворского - митрополита Рязанского и блюстителя патриаршего престола. Яворский в свое время наставлял царевича «беречь себя», потому что другого наследника в государстве уже не будет, ибо законный наследник может быть только от законной жены.
А говаривал мне Рязанский: «Надобно-де тебе себя беречь; будет-де тебя не будет, отцу-де другой жены не дадут; разве-де мать твою из монастыря брать; только-де тому не быть и нельзя-де тому статься, а наследство-де надобно»/ Дело царевича Алексея
Знал бы тогда блюститель патриаршего престола, так радеющий за правильность толкования закона божьего и православные традиции, что всемогущий Петр однажды вытрет ноги об эти традиции и откроет дверь в эпоху хаоса и беззакония, именуемую в истории «эпоха дворцовых переворотов», - наверное, давал бы царевичу другие наставления. На своем примере царь покажет своим последователям, что судьбу законного наследника решает сила, а надеть корону может любой, случайно оказавшийся поблизости. Но это уже другое повествование истории.
А что касается законных браков царя Петра… Если убрать всю фальшь и ложь, которая в официальной истории преподносится как истина, то получается, единственной его женой была царица Евдокия Федоровна. А та другая – лишь объявленной по его воле царицей.
Заключительную часть цикла «Царь с царицею простился» читайте в моей следующей публикации:
В начало: