Найти тему
История побежденных

Царь с царицею простился: Вердикт – не пара

Портрет царицы Евдокии в монашеском одеянии - неизвестный художник; Портрет Петра I - художник Луи Каравак. Кадр из фильма "Осенние колокола" 1978 г., реж. В. Гориккер
Портрет царицы Евдокии в монашеском одеянии - неизвестный художник; Портрет Петра I - художник Луи Каравак. Кадр из фильма "Осенние колокола" 1978 г., реж. В. Гориккер

Все наверняка помнят первые строки знаменитой «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

События этой сказки во многом напоминают события семейной жизни царя Петра Алексеевича и царицы Евдокии Федоровны. Здесь и вечно путешествующий царь, и вечно ждущая его царица, и двуличная мачеха с ее интригами. Только в жизни вместо сказочной красавицы-царевны - царевич-наследник Алексей, которому также приходится скрываться от козней мачехи в чужих краях, и которого также в конце концов настигает смерть. Но в сказке все заканчивается счастливо: царевна оживает и возвращается с женихом домой, а в жизни, если человек умирает, то возвратиться ему уже не суждено.

Подобно царице из сказки, настоящая царица большую часть жизни провела в ожидании и в разлуке с царем-супругом. Царь Петр не мог подолгу оставаться на одном месте. Он постоянно куда-то уезжал. Сначала это был Переславль-Залесский, затем Архангельск, Азов и, наконец, европейский вояж в составе Великого посольства. И, даже находясь в монастыре, куда царь сослал жену, царица Евдокия все ждала и ждала - когда муж вспомнит о ней и позволит вернуться назад.

В учебниках историки обычно обделяют вниманием царицу Евдокию Федоровну. Информации о ней – минимум, да и та с душком.

Петр женился, т. е. Петра женили 17 лет, женили по старому обычаю, на молодой, красивой женщине, которая могла сначала нравиться. Но теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого богатыря, который рвался в совершенно иной мир; Евдокия Федоровна не могла за ним следовать и была постоянно покидаема для любимых потех. /С. М. Соловьев "История России с древнейших времен"

Или же такая характеристика взаимоотношений царицы Евдокии и царя Петра:

Брак Петра с Евдокией Лопухиной был делом интриги Нарышкиных и Тихона Стрешнева: неумная, суеверная и вздорная, Евдокия была совсем не пара своему мужу. Согласие держалось, только пока он и она не понимали друг друга, а свекровь, невзлюбившая невестку, ускорила неизбежный разлад./ В. О. Ключевский "Курс русской истории"

Из этих описаний царица Евдокия Федоровна представляется примитивной, серой личностью, которая не заслуживает любви такого выдающегося монарха, как Петр I. Особенно вызывает недоумение высказывание, что «Евдокия была совсем не пара своему мужу». Кто же тогда для Петра - пара? Екатерина? Это получается: красивая девушка из уважаемого аристократического рода, воспитанная в русских традициях, царю не пара; а вот сменившая ее безродная портомоя с подмоченной репутацией, не обладающая ни красотой, ни умом, ни даже элементарной образованностью, самая что ни на есть лучшая пара для русского монарха?

Изрядно поглумились над образом последней русской царицы литераторы и кинематографисты. В советских фильмах 1980 года «Юность Петра» и «В начале славных дел» наряду с прочими недостатками она представлена еще глупой, невежественной и сварливой.

Особенно примечателен эпизод после похорон царицы Натальи Кирилловны. Еще не успели остынуть ноги свекрови, как царица Евдокия уже принялась примерять на себя лавры полноправной хозяйки государства.

Кадр из фильма "В начале славных дел" 1980 г., реж. С. Герасимов
Кадр из фильма "В начале славных дел" 1980 г., реж. С. Герасимов

«Анну Монс – в Сибирь навечно, - рассуждает экранная Евдокия. – Это первое. За мужа взяться. Теперь по-другому обернется. Вчера была Дуня, сегодня государыня... Платье большое царское надо шить новое - обносы Натальи Кирилловны не надену. Петруша в отъезде всегда – самой придется править… А случится думать – бояре на то, чтоб думать».

Но этими мещанскими рассуждениями женщины недалекого ума характеристика отталкивающего образа Евдокии не заканчивается. Она брезгливо смотрит на мужа и упрекает, что тот в шубе завалился на шелковую постель. А он-то пришел к ней за утешением и за поддержкой. Ведь умер близкий для него человек. Но Евдокия не знает такого слова, как утешение. Вот ведь, бесчувственная! Зато пилить мужа умеет не хуже современных хабалок. Однако если у такой хабалки пьяный муж завалится в верхней одежде на чистые простыни, то ее гнев понятен - ей придется эти простыни стирать и гладить. Но почему царица Евдокия так заостряет внимание на этих нецарских мелочах? Стирать белье ей явно не придется.

Кадр из фильма "В начале славных дел" 1980 г., реж. С. Герасимов
Кадр из фильма "В начале славных дел" 1980 г., реж. С. Герасимов

И в довершение всего, Евдокия дурно отзывается об умершей и даже жалуется на нее Петру. Мол, мамаша с самого начала ее ненавидела, с самой свадьбы. «Мало я слез пролила?!» - капризным криком кричит Евдокия. И эта выходка становится последней каплей, после которой даже самый справедливый зритель не захочет встать на ее сторону и будет оправдывать Петра, который бросил такую жену. Со словами: «Видал я дур, но такой…» Петр резко, хлопая дверью, покидает ее покои. И поделом!

Могло ли произойти что-то подобное между царем Петром и царицей Евдокией в действительности? Конечно, поссориться они вполне могли бы. И уйти от супруги, хлопнув дверью, Петр также вполне мог бы. Но вот чтобы царица Евдокия таким неуважительным тоном высказывалась о царице-матери, которая к тому же только что умерла, - это маловероятно. Царицу Евдокию характеризуют как приверженку старых патриархальных традиций, воспитанную в духе Домостроя. Почтение к старшим, родителям и царственным особам закладывалось в семьях с раннего детства.

Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся…
Если же кто осуждает и оскорбляет своих родителей или клянет их или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. / Домострой

Об умерших родственниках говорить плохо не принято во все времена. Бог им судья. Кроме того, ни в письмах, ни в высказываниях царицы Евдокии, дошедших до наших дней, вы не найдете ни одного плохого слова, сказанного в адрес царицы Натальи Кирилловны. «А я при милости матушкиной жива», - пишет царица Евдокия своему супругу.

Такое поведение царицы Евдокии, которое показано в фильме, характерно для современной эмансипированной особы, которая живет параллельно с правилами Домостроя. Взаимоотношения свекрови и невестки, грызущихся на кухне и жалующихся друг на друга сыну или мужу, - эта ситуация скорее из наших времен, чем из тех.

Кроме того, если опираться на факты, царица Евдокия Федоровна не рвалась к власти и богатству. Получив в свое время карт-бланш от внука-императора и огромное содержание, царица Евдокия продолжала вести уединенный образ жизни, не вмешиваясь в политические интриги, а большую часть своего содержания направляла на благотворительность.

В другом фильме «Тайны дворцовых переворотов» (2000 - 2011 гг., реж. С. Дружинина) создатели настолько увлеклись любовными интригами и темой растления юного императора, что о царице Евдокии просто забыли. А между тем, в царствование своего внука она занимала высокое положение в государстве. Она присутствовала на его коронации, на его помолвке, на коронации Анны Иоанновны. В момент тяжелой болезни императора Петра II и в момент его смерти царица Евдокия была с ним рядом. Она провожала его в последний путь. Но ничего этого в фильме нет. Причем, это не единственный фильм, в котором нет даже упоминания царицы Евдокии. Этим грешат почти все фильмы о Петре I, где на первом плане выступают царские амуры, сражения, страсти по наследнику, измены его верной Екатеринушки и казнь ее любовника, пропажа завещания, но где-то за кадром осталась брошенная и никому не интересная царица Евдокия.

Таким образом, с подачи придворных историков, беллетристов, кинематографистов царица Евдокия Федоровна в массовом сознании представляется глупой, примитивной женщиной, которая не заслуживает к себе особого внимания. Вердикт историков однозначен - она царю не пара. А если не пара, то с глаз долой и полное забвение.

Но действительно ли, она была такой, какой ее характеризуют? Любил ее царь Петр? За какие прегрешения ее отправили в монастырь? И был ли развод? На эти и другие вопросы о судьбе последней русской царицы читайте ответы в моих следующих публикациях.

Далее: