От наркомата до метро
Чиновники молодого советского государства часто выбирали для своих офисных центров язык авангарда – он ярко демонстрировал их разрыв с прошлым и взятый курс на новые социалистические преобразования. На Мясницкой был построен целый ряд таких репрезентативных зданий, ведь еще до революции это была одна из главных деловых улиц Москвы. В 1920-е она сохранила этот статус и приросла современными учреждениями и бизнес-центрами, а в 1935 году через нее прошла и первая ветка столичного метрополитена.
Центросоюз (1928-1936)
Арх. Ле Корбюзье
Здание Центросоюза (объединения кооперативов) было построено как суперсовременный деловой центр в интернациональном духе. Комплекс состоит из лаконичных объемов и говорит на языке простых чистых линий. На Мясницкую выходит фасад почти полностью остекленный, а на проспект Сахарова (тогда Новокировский) – композиция с цилиндрическим объемом, где расположился конференц-зал. Так как основной объем изначально стоял на столбах, между двумя улицами существовала видимая связь.
За стеклянными фасадами находились опенспейсы, для быстрой циркуляции 2000 сотрудников внутри был оборудован пандус и лифт непрерывного действия.
Госторг (1927)
Арх. Борис Великовский, Владимир Владимиров
Здание имеет большие плоскости остекления, но при этом симметрично и строго в композиции. По проекту оно задумывалось с 14-этажной башней, но воплотить идею помешали ограничения по высотности в центре Москвы.
Внутри Госторг был оснащен по последнему слову техники: мощный грузовой подъемник, лифты-патерностеры, пешеходные «трапы». Для сотрудников имелись актовый зал и большой комбинат питания.
Наркомзем (1927-1933)
Арх. Алексей Щусев и его мастерская
Здание Наркомата земледелия асимметрично, его башня с цилиндрическим объемом отмечает трассу к площади трех вокзалов. Стеклянные сегменты чередуются с глухими поверхностями красного цвета, отдельные части здания акцентированы деталями – часами или геометричным углом-карнизом.
Верхняя часть одного из корпусов предназначалась для жилых помещений, в том числе квартир для сотрудников ведомства. За исключением актового зала, внутреннее убранство не сохранилось, оконные переплеты тоже были заменены. Внутри сохранился лишь по-прежнему действующий лифт-патерностер.
Метро «Красные ворота» (1934-1935)
Арх. Николай Ладовский
Ладовский – лидер архитекторов-рационалистов, он выступал из позиции «Пространство, а не камень – материал архитектуры». Спроектированный им наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» – лаконичная, но пластичная объемная форма, почти скульптура.
Вестибюль оформлен как перспективный портал, который обыгрывает и тоннель метро, и снесенные триумфальные Красные ворота. Красно-белые тона, в которых он выполнен, характерны для московской архитектуры, а также для авангарда. Кроме того, павильон берет на себя градостроительную роль – замыкает перспективу Новой Басманной.
НКПС (1929-1930)
Арх. Иван Фомин
Не все знают, но в основе авангардной постройки для Наркомата путей сообщения – Запасный дворец XVIII века. Получилась композиция из двух горизонтальных призм, соединяющихся на углу, где их фиксирует башня с лаконичными часами.
Динамику поддерживают угловые балконы и ленточное вертикальное окно. При этом Фомин сохраняет связь с классикой, например, у здания есть колонны, но они выглядят как лаконичные столбы, и колоннада здесь, в сущности, – это железобетонный каркас.
* * *
Узнать больше об этих и других деловых зданиях на Мясницкой 1930-х и в ее окрестностях можно на нашей экскурсии «Авангард для дела».
Больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube.