ЕГЭ вводил Рособрнадзор.
Под него выделялись и будут выделяться гигантские бюджеты. Практически все учителя страны задействованы на этих оценочных процедурах.
Сторонники ЕГЭ говорят, что ЕГЭ - очень хороший экзамен.
Противники говорят про бабу ЕГУ.
Ректор МГУ Виктор Садовничий считает что ЕГЭ не повысило качество образования:
Я считал и считаю, что введение ЕГЭ в целом не содействовало повышению качества образования в стране. Но сегодня это для нас закон, и мы действуем в его рамках. ЕГЭ остается, к сожалению, основным регулятором содержания и качества школьного математического образования в стране и влияет на качество абитуриентов, приходящих в вузы. Нужно стараться извлечь максимум пользы из положительных сторон, которые, безусловно, у него есть, и исправить его недостатки, уменьшить издержки
К сожалению ЕГЭ сейчас догматизировано.
Существующая схема по которой из демоверсий становится примерно ясно, что ожидать детям на реальном ЕГЭ удобна всем.
Выпускникам. Учителям. Управлениям и департаментам образования. Родителям.
Нет чёрного ящика из которого вылезет случайное задание, каковое могло быть как в случае традиционного вступительного экзамена в ВУЗ.
Тогда выпускникам школ приходилось готовиться реально по всему курсу.
А сейчас, как пишет Садовничий ситуация следующая:
Это подталкивает учителя в 10-11-х классах вместо систематического освоения математического содержания отрабатывать решения конкретных типов заданий. Репетиторы, так сказать, натаскивают, например, на решение "задачи номер четыре" - и так по всем заданиям. И это, конечно, идет в ущерб освоению в школе фундаментальных основ математического знания. Мы видим и недостаток фундаментальности, и дефицит качества в конкретных заданиях ЕГЭ.
Особенно это касается московской системы подготовки к ЕГЭ. 11-классникам Москвы опять осталось учиться фактически 2,5 месяца. И всё. Учебный год закончен. Нужно готовиться к ЕГЭ.
Каков же выход?
А выхода нет.
Сам Виктор Антонович только фиксирует очевидное. Но эта очевидность из его уст больно может ударить по ведомству Музаева.
Получается они там работаю, работают не покладая рук, а качество обучения не улучшается.
Про ухудшение ректор МГУ дипломатически умолчал. Но разумеется именно это он и имел ввиду.
К сожалению Виктор Садовничий не говорит рецепта "извлекания максимума пользы из положительных сторон, которые, безусловно, у него есть, и исправления его недостатков и уменьшения издержек". Однако таковой давным- давно имеется.
Мы делали серию статей от профессора Иванова и вот его цитата:
Надо полностью отказаться от стандартизации будущих экзаменационных заданий по шаблону демонстрационной версии. Отсутствие этого шаблона поставит школьников перед необходимостью содержательно изучать предмет, а не заниматься отработкой стандартных алгоритмов, которые нигде более не потребуются. Эта мера позволит отделить школу от ЕГЭ не только декларативно, но и содержательно, и в какой-то степени восстановит подготовительную функцию вступительных испытаний
Вообще что делать описано вот тут:
Пусть хоть потихоньку, но делают шаги в этом направлении, ведь уже проблемы признают и депутаты:
Писал и повторю: технологический суверенитет России зависит от подготовки инженерных кадров. Возможно, это кому-то покажется излишне резким заявлением… Но это именно так.
И готовить эти кадры нужно уже со школьной скамьи.
Между тем, ситуация с подготовкой ребят по естественно-научному блоку в школах обстоит далеко не самым лучшим образом.
И мы знаем, что количество ребят, которые выбирают эти предметы для сдачи ЕГЭ, сокращается с каждым годом. А контрольные цифры приема, наоборот, растут.
Лично я думаю, что залезать в ЕГЭ пока рано.
Надо навести порядок с ОГЭ и как прежде напишу самый простой способ, он бесплатный и до ужаса примитивный, в нём всего ДВА шага:
Ну получил выпускник двойку по математике на ОГЭ или на ЕГЭ, ну и что?
Пусть получил, он же всё-таки находился в школе 9 или 11 лет. Да дайте ему аттестат. Но итоговая оценка должна стоять именно по результатам ОГЭ или ЕГЭ.
Так будет честно по отношению ко всем. К учителю, к родителям, к ученику в конце концов.
Вообще, ну вот получили дети двойку, и что. Будете искать кто виноват что ли?
Да посмотрите эти задания по математике, там же нет ничего сложного, если не верите сходите и посмотрите, даже если вы выпустились из школы 50 лет назад и проработали скотником на ферме, то уверен их в уме прорешаете:
Сложно или нет сдать ОГЭ по математике
Ну вот не смог он решить, ну не хотел, ну гуманитарный у него склад ума, ну лень учиться, ну в семье у него нелады. Что теперь учителя расстрелять и ученика на передержку оставлять опять?
Дайте ему аттестат, где гордо красуется эта оценка. Красивая оценка, как лебедь.
зацените сколько у нас лебедей на водоёме
Всё, проблема решена. Дети получат аттестат, родители будут довольны что он получил. А оценка, ну что оценка, ну как-нибудь потом пересдаст как выпускник прошлых лет (ВПЛ) - если понадобится.
А в СПО и ВУЗ-ы на математические специальности конечно же не стоит набирать тех, у кого по математике стоит "2" - это же бесполезно.
Разом и бесплатно решаем вопрос с напряжённостью в обществе.
Вообще, я тут подумал и предлагаю увеличить число ОГЭ и ЕГЭ предметов с обязательных четырёх (ОГЭ) и трёх (ЕГЭ), до хотя бы пяти.
Чтобы так сказать была картина более полная. И Рособрнадзору будет чем заняться, графики рисовать и организовывать эти процедуры, и дети наверное подтянутся.
Это был бы первый шаг.
А второй шаг он такой, о котором я уже писал.
Ладно, не хотите разгонять все шарашкины конторы и менеджеров -не разгоняйте.
II.
НО обязательно наложить ТРЁХЛЕТНИЙ мораторий на вмешательство в работу школ на всех уровнях. Все эти ВПР, ЦТ, РДР, ДДР, PISA и PIRLS и прочие в КОРЗИНУ, ФГОСы и цифровую трансформацию свою отложите в дальний ящик.
Всего 3 года. Все ваши письма с пометками срочно и выполнить вчера, с конкурсами и олимпиадами, уроками и вебинарами аккуратно скидывать в корзину школьной почты. Не мешайте. Забудьте о нас. Делайте свою работу сами, как-нибудь. Нас это не интересует. Мы делом заняты, детей учим.
3 года надо. Этого хватит.
И всё.
А потом подвести итоги такого глобального путешествия всего из двух шагов.
Министр, или Президент, который сделает эти два шага поднимет этим свой авторитет на недосягаемую высоту. Его будут боготворить!
Спасибо за внимание.