В статьях про сервизы и статуэтки мы уже рассказывали о некоторых советских предприятиях, например, о Ленинградском и Дулёвском фарфоровых заводах. Свой неповторимый и узнаваемый стиль был у каждого из десятков советских фарфоровых и фаянсовых производств, и Рижский фарфоровый завод не стал исключением. Его изделия отличаются тонкостью, изысканностью, сочетанием европейского и советского характеров, оригинальностью форм и орнаментов. В посуде Рижского завода встречаются лаконизм художественных решений и верность национальным традициям.
Для начала стоит сказать пару слов об истории фарфорового производства в Латвии. Лифляндский филиал фарфоро-фаянсовой фабрики С.Т. Кузнецова открылся в 1841 году в Дрейлинсбурге (Дрейлини) под Ригой, где располагалось значительное количество сырья (глины). По составу работников фабрика была мультинациональной: здесь трудились и местные латвийцы, и литовцы, и русские (мастера из Дулево, Гжели), и зарубежные специалисты. Транспортировка продукции через западные границы Российской империи оказалась весьма удобна. В 1864 году после смерти Сидора Терентьевича Кузнецова фабрика перешла в руки его сына Матвея Сидоровича Кузнецова. С начала Первой мировой войны производство фарфора и фаянса в Риге прекратилось на длительное время, рабочие и оборудование были эвакуированы и распределены по фабрикам Кузнецова.
Параллельно с фабрикой Кузнецовых с 1886 года в Милграбене (Яунмилгрависе) работала и фабрика Якоба Карла Эссена, оснащённая паровым двигателем. Изделия фабрики завоевывали почётные награды на выставках в Петербурге и в Нижнем Новгороде.
Первым ударом по производствам стала Первая мировая война и эвакуация оборудования, кризис усугубился после революции. Тем не менее, оба завода продолжили работу, несмотря на национализацию, пусть даже выпуская в основном хозяйственные изделия, до самой Великой Отечественной войны. После освобождения от немецкой оккупации для работы не хватало оборудования и сотрудников, но тем не менее, заводы смогли оправиться, были отремонтированы и обновлены, а в 1963 году объединены в Рижский фарфоро-фаянсовый завод.
С 1953 года, ещё до объединения, на бывшую фабррику Эссена на должность главного художника пришла Зинаида Улсте, разработавшая формы более 20-ти сервизов. Также она известна прекрасными флаконами и пудреницами, изготовленными в рамках конкурса для косметической фабрики «Дзинтарс». Она проработала на заводе 44 года.
В коллекционной среде наиболее известны изделия Рижского фарфорового завода периода 1970-1980-х годов, поскольку именно в то время в художественной лаборатории сотрудники активно работали над образцами массовой посуды, особенно над сервизами. Художникам завода удалось выработать единую стилистическую линию, гармоничную и целостную. Старые, дореволюционные формы ушли в прошлое, и посуда стала отвечать задачам промышленности, утилитарности, сохраняя при этом изящество и тонкость. В этот период в формах ясно читается тяготение к минимализму, к стилю мидсенчури. При этом в декоративном языке активно цитируются элементы из народного латышского орнамента, используемого в керамике и ткачестве.
Большинство сервизов разрабатывалось сразу в двух вариантах, и для чая, и для кофе. На одних и тех же формах могли наноситься разные орнаменты, чаще всего с помощью деколи и печати по трафарету. Названия сервизам присваивались именно по форме, а не по расцветке (в отличие, например, от Ленинградского фарфорового завода). Среди самых известных сервизов - «Айя», «Юрмала», «Карина», «Лайма», «Саулите», «Вакарс», «Вита», «Сакта». Большинство выполнено из тонкостенного, лёгкого фарфора.
Помимо Зинаиды Улсте на фабрике работали Беатрисе Карклиня, Таисия Полуйкевича, Левон Агаджанян, Анатолий Травников, Эрик Эллер и другие талантливые мастера.
В целом, орнаменты рижского фарфора данного периода, преимущественно этнические, достаточно строги и лаконичны, наносились чаще всего методом шелкографии. Формы же плавны, пластичны и силуэтны, при этом поверхности широки и удобны для нанесения декора. Колорит сдержан, в нём нет обилия золота. Предпочитаемые цвета — голубой, жёлтый, розовый. Встречаются не только сервизы, но и наборы посуды (тарелки, розетки для варенья).
Чайные и кофейные ансамбли Рижского завода, таким образом, легко вписывались в советский интерьер, украшая его, и одновременно были удобны для использования по прямому назначению. Кстати, известный чайный набор «Ауструму» с пиалами и округлым чайником появляется в фильме «Любовь и голуби».
Что касается статуэток завода, то в них преобладает тема детства, национального костюма и танцев, а также встречаются работы в анималистическом жанре.
К сожалению, с 1980-х годов на фабрике начался художественный кризис, формы уже не поражали оригинальностью, а декор свёлся к цветочным мотивам. В 1991 году фабрику снова разделили (здания по-прежнему стояли отдельно друг от друга), но новые предприятия просуществовали недолго. Лучшие образцы фарфора были переданы в Рижский музей фарфора. У коллекционеров продукция завода пользуется высоким спросом, особенно сервизы в редких расцветках.
В коллекции галереи «Однажды» представлены образцы рижского фарфора, например, сервизы, чайные и кофейные пары, статуэтки, в том числе работы знаменитой Зинаиды Улсте, которые станут прекрасным приобретением и подарком для любителей советского фарфора.