Найти тему

Так все-таки стакан наполовину пуст или наполовину полон?

По причине турбулентной ситуации, в которой наша страна находится вот уже второй год, я пристально слежу за тем, что происходит в родной промышленности. С одной стороны официальные СМИ вещают о сплошных достижениях, о росте всего и вся. С другой – вижу заполонившую улицы и стройки всевозможную технику из дружественной страны (от легковушек до экскаваторов). С третьей – сам езжу по предприятиям, общаюсь с руководителями и наблюдаю еще одну сторону происходящего. В общем, жизнь продолжает быть многогранной, и из всего того, что происходит, кто-то делает вывод, что стакан наполовину пуст, а кто-то считает – стакан наполовину полон.

Искренне радуюсь, хоть и не имею личной причастности к тем или иным российским заводам, когда кто-то, что-то делает. Не меняет китайские шильдики на российские, а разрабатывает и производит сам. В нынешней ситуации это особенно ценно. Некоторые предприятия взялись за реальное импортозамещение, а не показное для отчета вышестоящим органам.

Площадка готовой продукции Автозавода "Чайка-Сервис". Как видим, работают и производители шасси, и производители надстроек
Площадка готовой продукции Автозавода "Чайка-Сервис". Как видим, работают и производители шасси, и производители надстроек

Недавно я побывал на Автозаводе "Чайка-Сервис", с которым знаком вот уже более 25 лет, как и с его бессменным руководителем Евгением Федоровичем Ганиным. В связи с изменившимися политическими и экономическими реалиями второй год подряд надоедаю своим присутствием на этом заводе. Ну правда, интересно, а может все-таки из своего только шильдики? Но всякий раз генеральный директор обстоятельно проводит меня по всему производственному циклу ­– от заготовки металла до площадки испытаний готовой продукции, показывает серийную и перспективную технику, новые станки и разное технологическое оборудование.

Мой очередной визит был связан с желанием поближе познакомиться с новыми разработками, впервые показанными на выставке CTT Expo 2023. В числе новинок меня особенно заинтересовал тяжелый кран-манипулятор "Чайка" NR226T с очень необычной компоновочной схемой.

Для тех, кто не читал мои прежние публикации о "Чайке-Сервис", вкратце напомню, что в 2000-2010 годах завод активно работал с итальянскими производителями кранов-манипуляторов (КМУ) Amco Veba и автогидроподъемников Socage, закупал у них подъемное оборудование и монтировал его на шасси. До начала нынешних событий, еще на рубеже 2010-2020 годов, было принято решение выпускать свою грузоподъемную технику. Сначала в серию пошли автогидроподъемники, а в 2020 году – краны-манипуляторы.

Освоению производства высокотехнологичной продукции предшествовало масштабное техническое перевооружение предприятия. За достаточно короткий период пришлось закупить различное оборудование (от листогибочных прессов до сварочных роботов, от лазерных трекеров до окрасочно-сушильных камер и т.д.), то есть полный комплекс всего того, что позволяет качественно, с высокой производительностью и минимизацией человеческого фактора изготовлять металлоконструкции на всех этапах производства – от заготовки металла до финальной окраски. Как отмечает производитель, краны-манипуляторы "Чайка" по своим техническим параметрам и надежности сопоставимы с импортной техникой.

Творчески переработав конструкцию "итальянцев", на предприятии первым делом запустили в серию два наиболее востребованных типа складных КМУ. Это "Чайка" NR811Т с максимальной грузоподъемностью 4,06 т, предназначенная для применения в составе автоэвакуаторов, а также грузовой манипулятор "Чайка" NR808 с максимальной грузоподъемностью 3,08 т.

КМУ "Чайка" NR808 на шасси КАМАЗ "Компас"
КМУ "Чайка" NR808 на шасси КАМАЗ "Компас"

Дальнейшие работы по развитию линейки КМУ ведутся как в направлении наращивания грузоподъемности, так и в сторону ее уменьшения. За прошедший год с моего предыдущего визита на завод в производстве освоено еще несколько моделей.

Начну с новой модели КМУ "Чайка" NR226T с максимальной грузоподъемностью 8,45 т, отличающейся необычной компоновочной схемой, о которой я упомянул выше. Сразу оговорюсь, что это не реинжиниринг крана-манипулятора фирмы Amco Veba, а целиком своя разработка. Среди других КМУ она отличается складной колонной. Такую конструкцию пришлось применить для того чтобы манипулятор в составе автомобиля специального назначения вписывался в заданные габариты грузовой кабины транспортного самолета. Про назначение спецтехники умолчу, мне не то что фотографировать, а смотреть в сторону сборочного участка этих машин не разрешили. Я, конечно, одним глазком все же взглянул на это секретное чудо. Скажу лишь, что такой аппарат я прежде не видел, так же как и базовое шасси. Отмечу, что на выставку CTT Expo 2023 этот кран привезли на невинном легком прицепе, так что, придется ограничится фотографиями, которые я сделал на выставке.

Самую маленькую новинку – КМУ "Чайка" NR103 – мне довелось увидеть год назад, в стадии сборки опытного образца. С этого года кран производится серийно. Максимальная грузоподъемность этой модели составляет 800 кг. Кран выпускается в двух модификациях – с двумя телескопируемыми секциями стрелы и с тремя. КМУ малой грузоподъемности применяется как в составе малотоннажных грузовиков, так и автомобилей большей грузоподъемности, в том числе на "техничках" и аварийно-ремонтных машинах. Поскольку кран NR103 имеет грузоподъемность менее 1 т, он не подлежит регистрации в Ростехнадзоре, в этом его важное преимущество.

Еще две новые модели КМУ "Чайка", запущенные в серию в этом году, – NR816 и NR818Т. Первая – это типичный грузовой кран-манипулятор, вторая – тяжелая эвакуаторная версия КМУ. У крана NR816 максимум грузоподъемности 5,5 т. NR818Т предлагается в двух модификациях – с двумя и четырьмя телескопируемыми секциями стрелы, с предельной грузоподъемностью, соответственно, 6,55 или 6,1 т.

КМУ "Чайка" NR816 на шасси JAC
КМУ "Чайка" NR816 на шасси JAC
КМУ "Чайка" NR818Т в составе эвакуатора на шасси Foton
КМУ "Чайка" NR818Т в составе эвакуатора на шасси Foton

В настоящее время завод "Чайка-Сервис" разрабатывает наиболее мощную модель КМУ – NR280 с грузоподъемностью до 22 т, в модификациях с двумя и четырьмя телескопируемыми секциями стрелы. В отличие от других кранов-манипуляторов данная установка имеет неограниченный (бесконечный) угол поворота. Отмечу, что эта модель изготовляется из высокопрочной стали S900, при том, что остальные КМУ "Чайка" производятся из S700.

Увы, все применяемые высокопрочные стали – не российские. О низком качестве отечественных высокопрочных сталей уже говорилось не раз, если интересно, посмотрите публикацию по ССЫЛКЕ.

Надеюсь, новую технику "Чайка-Сервис" покажет уже на предстоящей выставке CTT Expo 2024. Так что, следите за новостями на канале "Строительная техника и транспорт".

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!