Как-то за столом опытные инспектора поделились с нами своими воспоминаниями об обычных пожарах, но экстремальных случаях дознания на них типа «Мы идём, а каски плавятся, а время было «военное», и пришлось взяться за пистолеты».
Один рассказал, что когда разбирался о причине пожара, то жители деревни сказали, что дом поджёг бывший ЗэКа, только недавно убежавший в лес, потому что увидел пожарных. Ну, он сдуру-то и пошёл в тот лесок, и «труханул маненько», так как на дорожку вышел здоровенный мужик с большим ножом.
Увидев его в зёлёной форме в фуражке и петлицами крапового цвета, после окрика он бросил нож и сдался ему. В милиции его спросили, почему он так просто сложил оружие? Он ответил, что, увидев краповый цвет фуражки, подумал, что этот товарищ из КГБ, а против них он бессилен, так как они те ещё приёмчики знают!
Другой инспектор рассказал о своём случае. Приехали на вызов, горит дом в посёлке, но никто его не тушит, милиционеры прячутся за машинами. Он выскочил и побежал к дому на разведку, чтобы оценить обстановку. От дома навстречу ему с улюлюканьем выбежал мужик с топором.
Оторопев, инспектор остановился, думая в какую сторону бежать. Тут-то этот Чингачгук и метнул в него свой топор, надеясь поразить его одним ударом с убойной дистанции. Тот успел присесть, топор просвистел у него над головой. Мужик бросился его подобрать, но был скручен подбежавшими пожарными и милиционерами.
Похожий случай был и в моей практике дознавателя. По плану на день у меня было одно, начальник вызвал к себе и приказал выполнить другую задачу. Заместитель начальника, встреченный в коридоре, пригласил к себе в кабинет и приказал сделать третье. Я - ему:
- Да вы задрали. Мне начальник поставил конкретную задачу, по плану я должен сделать другое, ты ставишь третье. Что мне, разорваться на части что ли или носиться как Бобик, вывалив язык. Вы сначала определитесь об очерёдности задач для меня между собой, а потом ставьте их мне!
Тот упёрся, настаивая на своём. Слово за слово, дело чуть не до драки дошло.
Неожиданно случилось четвёртое, на шум зашёл начальник.
- Тебя, как дознавателя, вызывают в милицию на совещание к начальнику ОВД. Давай быстрее, потом доложишь, что там такое случилось!
Быстро одевшись, пошёл отрабатывать новую вводную, благо до здания милиции нужно пройти всего ничего - 400 метров. Через секретаря зашёл в кабинет. Во главе стола в кресле сидел начальник товарищ М., за длинным столом сидели три зама, один – по линии уголовного розыска, другой - по общественной безопасности, третий - замполит.
Начальник предложил присесть и продолжил совещание, направив указательный палец на меня, как бы прицеливаясь.
- Вы и Ваши дознаватели Госпожнадзора в текущем году возбудили много уголовных дел по пожарам, особенно по неосторожному обращению с огнём, а есть такое понятие (указательный палец в небо!) как раскрываемость отдела, показатели в этом году гораздо ниже, чем в прошлом. Какие меры предпринимаете, чтобы улучшить положение? Что скажете на этот счёт?
Я, находившийся "на взводе", оценив обстановку и подозревая инициатором совещания товарища С., вежливо ответил.
- Вас, наверное, не правильно информировали. В текущем году, нами возбуждено всего 4 уголовных дела, два за поджоги - это по линии ОУР и, соответственно, к товарищу К.; два других - по неосторожному обращению с огнём, это по линии общественной безопасности и, соответственно, к товарищу С. Остальные материалы по пожарам переданы в следственный отдел через прокуратуру. По ним следственный отдел возбуждал уголовные дела, в основном, по линии товарища С., так что сначала разберитесь между собой, а потом нападайте на нас!
«Пригвожденный к стене» цифрами, начальник, набравший полную грудь воздуха особенно от последней фразы, выдохнул, покачал головой и, с сожалением, произнёс следующее.
- Вас так просто не возьмёшь, хотел наехать бульдозером на тебя и Ваш отдел, а ты вывернулся, чуть не обозвал нас чудаками, и ... поломал бульдозер. Ладно, отпускаю тебя, иди, работай! А с Вами продолжим совещание!
Я вернулся обратно и доложил о сути совещания и своей маленькой победе на нём, после чего был прощён своим начальством, любезно отправившим меня дальше заниматься делом по плану. Но день так просто не закончился!
Находясь на втором этаже пожарной части, я услышал сигнал тревоги и сообщение по громкой связи о загорании дома в деревне «Такой-то». Схватив нужные документы, спустился вниз и на площади перед фасадом здания сел в кабину рядом с начальником караула и водителем автоцистерны на базе ЗИЛ-131. В пути по радиостанции от диспетчера поступило сообщение, что местные жители потушили загорание, но есть поджигатель «Майор Вихрь», который хочет поджечь где-то ещё, в милицию она позвонила, обещали прислать наряд. Через 25 минут прибыли на место. Местные жители сразу сказали, что мужик находится в неадекватном состоянии после пьянок и ссоры с сожительницей, выгнавшей его из дома, спрятался за баней, и подтвердили его прозвище. Ну что ж, надо предотвратить следующее преступление, когда ещё приедет оперативно-следственная группа!
Оставив всех рядом с домом, я один спокойно продвинулся по участку в сторону бани. Не доходя метров десять, остановился и крикнул.
- Я пожарный инспектор! Эй ты – выходи!
Из-за бани сначала выглянул, а потом вышел невысокого роста мужичок, полностью одетый, в руках нёс модный чемодан 50-70-х годов. Подойдя поближе и оценив форму, он предупредил.
- Я – майор «Вихрь»!
- Да ладно, бить не буду! Давай пошли, я тебя доставлю в отдел, а то скоро приедет наряд милиции, за них я не ручаюсь, они могут и побить!
Он, молча, пошёл вперёд, я – следом. При посадке во вторую кабину с личным составом местные попытались его обругать и побить, тот встал в боевую позу. Пришлось всех угомонить. Он забрался в кабину и положил чемодан на колени, двое пожарных сели к нему по бокам. Все вместе мы тронулись в обратный путь.
- А как вы узнали о пожаре? - неожиданно задал он вопрос.
- Со спутника поступили данные, - «включив морозильную камеру», ответил я.
Майор «Вихрь» покорно притих, обдумывая услышанное, затем посмотрел на пожарных слева и справа, те утвердительно кивнули головой. До самой дежурной части ОВД он сидел обречённо, чуть ли не по стойке смирно, и был передан дежурному по отделу. О его дальнейшей судьбе затрудняюсь сказать. Наряд милиции же только-только собирался выезжать.
Зато показатель по раскрываемости был предоставлен им в лучшем виде, хотя бы по одному загоранию!
Николай Санаев. Редактировал Bond Voyage.
Все повести и рассказы автора читайте в подборках.
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для Вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
====================================================