К городу нужно относиться как к живому существу, я бы даже сказал разумному существу. Его площади, улицы, парки, различные заведения расположены только на первый взгляд хаотично, по людской прихоти. На самом деле, сквозь хаос случайности можно увидеть вполне очевидную логику, уходящую вглубь веков и формирующую смысловую топографию города. И вот вам один яркий пример.
В 2009 году, в Смоленске решено было открыть «Макдональдс» (ул. Беляева, 10).
Проектировщики фастфуда выбрали район Колхозной площади. Этот участок находится в зоне охраны культурного слоя, поэтому в соответствии с законодательством были проведены спасательные археологические раскопки на месте будущего строительства.
В результате раскопок было установлено, что там, где предполагалось возводить «Макдональдс», с конца XVII и до середины XVIII века находилось какое-то питейное заведение. Это было очевидно по большому количеству битой посуды, мелкой монеты. Усадьба состояла из условного трактира, дома трактирщика и ряда хозяйственных построек. Здание трактира представляло собой дом, размерами 15х10 м, он был разделен на две половины бревенчатой перегородкой: «чистую» горницу – для благородной публики и «грязную» – для контингента попроще.
Археолог Георгий Николаевич Пронин, работавший в Смоленской археологической экспедиции, опубликовал в этом году в сборнике Института археологии Российской академии наук «Археология Подмосковья» статью, посвященную раскопкам питейных заведений в Смоленске (еще один трактир был раскопан на другой стороне Днепра, в Пятницком конце). В качестве соавтора был привлечен и я, так как Георгий Николаевич хотел подкрепить археологические исследования историческими изысканиями.
Он предположил, что питейный дом на ул. Беляева сгорел в 1747 году, во время большого пожара в Заднепровье. Об этом пожаре мы знали до того лишь из нескольких скупых строчек у Мурзакевича, никаких деталей об этом событии первый историк Смоленска не сообщал. В результате архивных изысканий в Российском государственном архиве древних актов (г. Москва) удалось найти документы, подробнейшим образом рассказывающие об этом грандиозном пожаре. Догадка Г.Н. Пронина была блестяще подтверждена – на месте будущего «Макдональдса» действительно находился кабак. Более того, удалось установить даже его название – «Бабушкин кабак»! Когда я впервые прочитал в документе это название, то вначале не поверил своим глазам. Ну, ладно «Дедушкин», но «Бабушкин» – это уже что-то вроде песни Гарика Сукачева «Моя бабушка курит трубку». Смоленская бабушка пошла еще дальше – она держала кабак! Знай наших, как говорится!
Можно предположить, что Бабушкин – это фамилия держателя кабака. Но вот незадача, в ревизских сказках Смоленска первой половины XVIII века ни разу не упоминается фамилия Бабушкин, не было горожан с такой фамилией. Возможно, это было прозвище какого-то жителя или фамилия пришлого кабатчика, который через какое-то время уехал из города, оставив в нем только название своего кабака. Гадать можно долго, но фактом остается то, что в историю Смоленска вписано теперь такое парадоксальное название питейного заведения – «Бабушкин кабак».
Про сам пожар 1747 года, когда выгорел Заднепровский кронверк, находившиеся там гостиный двор и деревянная Никольская церковь, мост через Днепр, стоит рассказать отдельно, не здесь. А этот рассказ хочется завершить повторением сказанного в самом начале. История – это живой каркас города, пусть мы его плохо знаем и понимаем, но он есть. Он проявляет себя самым неожиданным образом, когда на месте давно исчезнувшего здания общепита несколько веков спустя вновь появляется заведение общественного питания. Есть и негативные примеры – новая набережная Днепра, которой в этом месте никогда не было, и быть не должно! (Набережная в Смоленске исторически была на противоположном берегу.) Вот и стоит теперь пустая и практически не нужная в таком виде набережная в назидании того, как не стоит обращаться с исторической топографией города, сложившейся веками.
Публикую фрагмент документа с расследованием причин пожара в г. Смоленске в 1747 году. Красным подчеркнуто название «Бабушкин кабак». В самом кронверке располагался второй кабак, который назывался «Красной» (желающие могут и это название прочитать в документе, 4-я строка сверху).
Также размещаю несколько иллюстраций из статьи.
Автор: Юрий Шорин