Найти в Дзене
КиноРаритет

Шалости гениев: 5 развлекательных фильмов от режиссёров «элитарного» кино

Оглавление

Признанные гении мирового кино, все эти изобретатели кинематографических приёмов, разработчики собственного визуального «языка», воспринимаются эдакими высоколобыми занудами, чьи фильмы смотреть — невыносимый труд. Ну, какому рядовому зрителю придёт в голову вечер занять не просмотром очередного блокбастера, а знакомством с каким-нибудь из шедевров Бергмана? Или Тарковского. Однако, даже великие «зануды» не были чужды развлекательному кино. Они и смотреть его любили (иногда, тайно, дабы не разрушить собственный образ интеллектуала), а иногда и «грешили», изменяя суровым драмам и философским притчам с какими-нибудь «низкими» жанрами.

Ингмар Бергман очень стеснялся своего шпионского боевика «Такого у нас не бывает» и даже пытался сделать так, чтобы никто его не увидел
Ингмар Бергман очень стеснялся своего шпионского боевика «Такого у нас не бывает» и даже пытался сделать так, чтобы никто его не увидел

«Такого у нас не бывает» — шпионский боевик от Ингмара Бергмана (1950-й год)

Гениальный шведский кинорежиссёр начинал с гораздо более простых и лёгких лент, чем те, которыми прославился впоследствии. Но если первые его фильмы хотя бы были драмами (реже — мелодрамами), то 9-й по счёту оказался шпионским триллером, в котором утверждалось, что Швеция буквально кишит шпионами вымышленной диктаторской страны Ликвидация (в которой легко было узнать намёки на Советский Союз). Иностранные агенты охотятся за бывшими согражданами, вырвавшимися на европейскую вольницу, и шантажом (а то и силой) вынуждают их вернуться на родину. Фильм снят по всем жанровым канонам и довольно крут для 50-го года. Тут есть и коварные покушения, жестокие пытки, погони, похищения и ложные доносы. И совсем нет того, что будет отличать будущие шедевры Бергмана — задумчивость, меланхолия и поэтическая метафоричность.

В «Убийцах» Андрея Тарковского отчетливо заметно, что «страшных гангстеров» играют такие же советские студенты, каким был на тот момент и он сам
В «Убийцах» Андрея Тарковского отчетливо заметно, что «страшных гангстеров» играют такие же советские студенты, каким был на тот момент и он сам

«Убийцы» — гангстерская драма от Андрея Тарковского (1956-й год)

Гениальный советский режиссёр был верен серьёзному кино и, казалось, с предельным пренебрежением относился к кинематографу «массовых» жанров. И даже фантастические его фильмы — «Солярис» и «Сталкер» — это в первую очередь глубокие драмы, для которых околонаучные допущения не более, чем инструмент для философствований режиссёра. Однако, посмотрите студенческую короткометражку Тарковского. Экранизация рассказа Эрнста Хэммингуэя про гангстерские разборки и наёмных убийц!

Дебютный фильм Акиры Куросавы «Гений дзюдо» не лишён поэтичности и образности
Дебютный фильм Акиры Куросавы «Гений дзюдо» не лишён поэтичности и образности

«Гений дзюдо» — каратэшный боевик от Акиры Куросавы (1943-й год)

Гениальный японский режиссёр дебютировал фильмом, который, по сути, был «каратешным» боевиком. То есть, дзюдошным. Это очень популярный в Азии сюжет о Сугате Санширо, который приезжает из своей деревни, чтобы обучаться боевому искусству у опытного мастера. Эту же историю впоследствии переснимали много раз, а сам Куросава через 2 года снял продолжение, «Возвращение гения дзюдо». Конечно, и в том, и в другом фильме очень много чистой драмы и разговорных сцен, но, тем не менее, это очевидная предтеча многочисленных боевиков с Ван Даммом и иже с ними про превращение молодых, робких людей в стойких бойцов.

Какой мюзикл без любви?! Так что, «Гран Казино» — это ещё и мелодрама от Луиса Бунюэля
Какой мюзикл без любви?! Так что, «Гран Казино» — это ещё и мелодрама от Луиса Бунюэля

«Гран Казино» — мюзикл от Луиса Бунюэля (1947-й год)

Гениальный испанец, много работавший в других странах, склонен был к сюрреализму, к религиозной тематике, к показу суровой жизни бедняков и, напротив, к сатирическим подколкам буржуа. Но вот 4-й его полнометражный фильм — мексиканский мюзикл, совершенно нетипичный для его творчества. Тут вам и сбежавший из тюрьмы герой, и поющие под гитару ковбои, и роман с артисткой варьете. Интересно, что продюсером фильма выступил Оскар Данцингер, француз русско-еврейского происхождения, член Коммунистической партии, который с началом Второй мировой сбежал в Мексику и основал свою кинокомпанию.

На самом-то деле комедия Витторио Де Сики «Маддалена, ноль за поведение», как и остальные фильмы на этой странице - чёрно-белые кинокартины, но так кадры оттуда раcкрасила нейросеть
На самом-то деле комедия Витторио Де Сики «Маддалена, ноль за поведение», как и остальные фильмы на этой странице - чёрно-белые кинокартины, но так кадры оттуда раcкрасила нейросеть

«Маддалена, ноль за поведение» — подростковая комедия от Витторио Де Сики (1940-й)

Гениальный итальянский режиссёр Витторио Де Сика прославился пронзительными драмами про «простых» итальянцев и в первую очередь — «Похитителями велосипедов». Но первыми его фильмами были лёгкие комедии. Например, эта, героиня которой — школьница Маддалена. Она сначала с подружками досаждает своей учительнице, а потом проникается к ней тёплыми чувствами и даже пытается устроить одинокой женщине любовный роман с незнакомцем. Чем не аналог современным голливудским комедиям про школьников?

Попробуйте посмотреть один из этих фильмов. И, как знать, может через это вам захочется приобщиться к остальному творчеству «высоколобых зануд».

Читайте также Баловство великих: ещё 3 развлекательных фильма от режиссёров-интеллектуалов