Найти в Дзене
Николай Д.

Дороги на Выю в начале XX века.

Особенностью расположения Выйских деревень является то, что они находятся удаленно и обособлено от крупных населенных пунктов и дорог. В старину единственной дорогой, соединявшей Выйские деревни с соседними волостями, была Пинежским трактом, протяженность которого от Выи до села Верхняя Тойма составляла около 150 верст (160 км.). Эта дорога, судя по описаниям, была весьма плохого качества, например, путешествовавший в этих краях известный художник Василий Верещагин в 1894 году описывал ее такими словами: "По ужасной лесной дороге, которую нельзя не только описать, но и представить себе... Это что-то до того первобытное, запущенное, заброшенное... и т.д.".

Мезенско-пинежская тайбола - почтовый тракт. Фотография из собрания Дмитрия Петрова. 1900-е годы.
Мезенско-пинежская тайбола - почтовый тракт. Фотография из собрания Дмитрия Петрова. 1900-е годы.

Лесничий Гавриловского лесничества в своем письме в бюро изысканий гужевых дорог на Севере в начале 1921 года так описывал Пинежский тракт и особенности жизни Гавриловской и Выйско-Ильинской волостей:

"Население этих волостей, в числе около 4500 человек, вследствие сурового климата, бедной по своему составу почвы, недостатку сенокосов, а поэтому и удобрения, всегда питалось привозным хлебом и существовало от заготовки и сплава леса и промыслов на белку и рябчика.

Хлеб и предметы фабричного и заводского производства доставляются гражданами из с. Верхней Тоймы и г. Котласа.

Село Верхняя Тойма отстоит от Гавриловской волости в 135 верст, от Выйской-Ильинской - в 146 в., а до города Котласа от обоих волостей около 300 верст.

Соединяющая обе волости с с. Верхней Тоймой дорога весьма неисправна, и проезд по ней, в особенности с кладью, затруднителен - летом из-за невылазной грязи, а зимой по причине глубоких снегов при ограниченном числе проезжающих.

Ввиду этого и дальности расстояния от ж.д. и от пароходной пристани, при отсутствии своих запасов хлеба, населению ежегодно приходится голодать и голодать жестоко, вплоть до употребления в пищу мякин, соломы, травы, мха и прочего, не имея возможности из-за бездорожицы поехать за хлебом за 150-300 верст в Тойму и Котлас.". (Источник: СИМХ. Ф.2. Оп. 1. Д.29. Л. 7 - 11, также - "Памятники Сольвычегодской старины в культуре Русского Севера начала XX века" А.Н. Власова 2022 г.).

Фото Вадима Шульца начала XX века. Место съемки точно не известно.
Фото Вадима Шульца начала XX века. Место съемки точно не известно.

Население Выи в конце XIX века и начале XX века неоднократно обращалось в уездное и губернское правление о необходимости ремонта Пинежского тракта, а также о строительстве прямой дороги с Выи на Красноборск. С Выи до города Котласа по Пинежскому тракту через село Верхняя Тойма расстояние составляло около 300 верст, а с прокладкой прямой дороги с Выи на Красноборск это расстояние сокращалось бы почти наполовину. Постройку этой дороги в 1898 году предлагал уездный гласный Порывкин, имя и отчество которого в документе не указано, но, судя по фамилии, он был жителем Выи и, вероятно, родом с деревни Зайцево. Тогда проект Порывкина признали в уездном правлении полезным для Пинежских волостей, но в то же время слишком дорогим и трудозатратным и реализовывать его не стали, а вместо этого решили уделить особое внимание ремонту существующего Пинежского тракта, который, к слову сказать, так и не был более или менее качественно проведен. (Источник: ГАВО, фонд №34, оп. 1. Д. 2339).

В дальнейшем об устройстве дороги на Красноборск жители Выи и Горки писали в различные учреждения неоднократно в течение более двух десятков лет, но, как писал лесничий Гавриловского лесничества в 1921 году, дело не сдвинулось ни на шаг.

Фотография Томского И.И. Дорога от Горки в Гавриловскую волость. 1921 год.
Фотография Томского И.И. Дорога от Горки в Гавриловскую волость. 1921 год.

Другая дорога, которая также могла бы быть весьма полезной для Выи и которая также не была построена, это дорога на Шиднему. В отличие дороги на Красноборск, дорогу на Шиднему начинали строить, и было это в 1919-1920 годах. В то время бушевала на Пинеге Гражданская война, и строительство дороги на Шиднему было начато по распоряжению военных властей: была прорублена просека шириной три сажени с корчевкой пней местами, на протяжении всей дороги были поставлены телеграфные столбы. Для проезда по ней в летнее время необходимо было сделать жердевую настилку в разных местах и построить несколько мостов через небольшие речки. С устройством этой дороги жители Выи могли бы ездить в село Сура, где была пароходная пристань, оттуда привозить хлеб и другие продукты, а также сбывать там свои товары, например, пушнину. Дорога с Гаврилово до Суры через Шиднему была бы протяженностью около 85 верст (90 км.).

В начале 1921 года лесничий Гавриловского лесничества писал о необходимости окончания строительства дороги на Шиднему, а также о необходимости постройки дороги с Выи на Красноборск и в конце своего письма он подытожил:

"Теперь, при новом государственном строе, когда интересы крестьян и всего трудового населения у рабоче-крестьянского правительства стоят на первом плане, вопрос этот, казалось бы, должен быть сдвинут с мертвой точки и Пинежский край с его неисчислимыми лесными и другими богатствами не будет больше коснеть на низшей стадии застоя и запустения и приобщится к культурному миру, где жизнь и работа бьет ключом.". (Источник: СИМХ. Ф.2. Оп. 1. Д.29. Л. 7 - 11, также - "Памятники Сольвычегодской старины в культуре Русского Севера начала XX века" А.Н. Власова 2022 г.).