Найти в Дзене
Роман Чистов

Как староверы, бежавшие от преследований, попали в Польшу

Оглавление

Друзья, всем привет!

Ранее я писал статью о своих предках семейских староверах, прочесть ее можно тут:

В Забайкалье их переселили силой при разгроме города Ветка. Этот город на тот момент был на территории Речи Посполитой (Польши), сейчас это Беларусь.

Сам город Ветка был основан староверами, которые бежали из Москвы и центральной России, от преследований за нежелание принимать церковные реформы.

Стараясь больше узнать о истории староверов, я нашел интересный документ — сборник статей "Могилевских Губернских Ведомостей" за 1898-1899 гг.

В этом сборнике есть статья о истории Ветки. Было очень интересно прочесть ее полностью и я хотел бы поделиться некоторыми фрагментами с вами.

Документ рассказывает о том, как староверы появились на этом месте и по какой причине.

-2

О происхождении названия Ветка существует несколько теорий, но в документе указано, что название произошло от рукава, отделяющегося в этом месте от р. Сожа и составляющего ветвь этой реки.

-3

На гербе города изображена латинская буква W, по первой букве названия города на польском языке — Wietka, а также этот символ является элементом герба бывших владельцев тех мест — Халецких.

-4

Секретарю польского короля Яна Собеского, Петру Михайловичу Полтеву было поручено асессорским судом

произвести расследование касательно новой веры, появившейся среди людей московской нации, осевших на слободах

Расследование П.М. Полтева имеет особенную ценность и значение по нескольким причинам:

1. он выступает в качестве судьи с полномочиями от римской курии

2. он был сведущ в богословско-ритуальных вопросах

3. расследование он проводил не один, а с несколькими местными дворянами, двумя судебными приставами, и что особенно важно — с православным священником и латинским ксендзом (польский священник)

-5

Расследование делится на четыре части: о происхождении, о вере, о образе жизни, о количестве переселенцев.

1. De genere — о народности, племени.

П.М. Полтев спрашивает о том, что за люди, откуда пришли и не нарушает ли их переселение "Вечного мира". На что получает ответ что прибывшие, это вольные люди из московских владений и что причина их переселения это реформа Никона, дальнейшее преследование и нежелание подвергаться мучениям. Также они сообщают, что не нарушают условия "Вечного мира".

Я прочел пятый пункт этого соглашения, на который ссылаются и Полтев и староверы, но не смог разобраться в тонкостях, если кто-то объяснит в комментариях, буду очень благодарен.

Сами же староверы сообщают что пятый пункт касается своевольных людей, а они "вышли по доброй воле" и потому на них данный пункт не распространяется.

Согласно заявлению староверов, неверно называть их "филипповцами", так как они являются православными русскими людьми.

-6
-7
-8
-9

2. De fide — о вере.

Обсуждается вера. Полтев рассказывает о своем посещении "монастыря" москвичей, описывает его архитектуру и внутреннее устройство. Он отмечает, что в монастыре много книг, и все они печатные, а не рукописные.

Староверы рассказывают о деталях своих религиозных служб, исповеди и других аспектах, о которых можно подробнее прочитать в оригинальном документе.

Затем говорится о выдумке, что прибывшие сжигают своих умерших, на что староверы показывают могилы.

И П.М. Полтев делает вывод, что вера у этих людей точно такая же, как и в Москве.

-10
-11
-12

3. De vita, aut moribus — о жизни или нравственности.

В соответствии с написанием Полтева, изложенным в документе, староверы занимаются земледелием и не приступают ни к одному делу, не совершив перекрестия. Похоронные обряды для умерших проводятся в обычном порядке. Несмотря на обвинения зложелателей, о противопоставлении старообрядцев католикам и последователям русской религии в отношении питания и питья не было обнаружено ничего подобного.

-13
-14

4. De quantitate — о количестве москалей.

Последняя часть самая короткая и в ней, на вопрос Полтева о том, сколько староверов покинуло Московское государство, дается ответ, что сами старообрядцы не в состоянии знать это.

-15

По результатам расследования Петра Полтева, с 18 февраля 1690 года староверы стали равноправными гражданами Речи Посполитой и становились под покровительство ее законов.

-16

После этого события, русским раскольникам стало значительно безопаснее устраиваться на проживание в данных местах, и начался значительный приход их числа.

Далее приводится точная копия текста документа на польском языке. Прочитать документ полностью можно по этой ссылке.

Для меня этот материал представляет особый интерес и важность, так как я являюсь потомком семейских староверов. Он дает мне возможность узнать больше о моих далеких предках, о их судьбе и том, что они предпринимали для своего выживания и создания будущего для своих потомков.

Если вам понравилось — подпишитесь на мой Дзен