Продолжаю рассказ о карьере Клаудии Кардинале, начатый в первых двух частях статьи.
К концу 60-х годов Кардинале явно потеснила стареющую Джину Лоллобриджиду среди тройки главных итальянских кинозвезд, составив пару Софи Лорен. Но по факту Лорен почти 3 года в конце 60-х провела вне кино из-за родов первого ребенка, а Клаудия работала не покладая рук.
Если говорить о ее статусе в мировом кино, то в конце 60-х – начале 70-х Клаудия точно входила в первую десятку кинозвезд, наряду с Элизабет Тейлор, Джули Эндрюс, Барброй Стрейзанд, Одри Хепберн (которая после 1967 года сделала длительный перерыв в карьере), Брижит Бардо, Софи Лорен, Эли Макгроу и Джейн Фонда.
В этот период Кардинале сыграла главные роли в 3 фильмах, которые я отношу к лучшим в ее карьере: «Сова появляется днем» (1967), «Однажды на Диком Западе» (1968) и «Красивый, честный эмигрант в Австралии ….» (1971).
Драма «Сова появляется днем» («День совы», 1967) Дамиано Дамиани – один из лучших фильмов об итальянской мафии. В мире фильмы про сицилийскую организованную преступность (мафию) больше ассоциируются с «Крестным отцом» и прочими американскими блокбастерами о мафиозных кланах в США, но мафия родилась на Сицилии и в Италии кинематографисты взялись за эту тему раньше американцев.
За океаном мафиозная тематика стала активно разрабатываться лишь с начала 70-х годов, на волне успеха фильма Ф.Ф.Копполы (раньше американцы снимали фильмы о гангстерах, а не итальянских мафиози). Итальянцы стали делать картины о власти мафии минимум на десять лет раньше, снимая как драмы («Мафиозо» (1962) с Альберто Сорди), так и комедии («Достопочтенное общество» (1961 с дуэтом Франко и Чиччо).
«Сова» Дамиани иллюстрирует один простой тезис: мафия бессмертна. В последние десятилетия этот постулат в Италии, кажется, потерял свою актуальность, но в 60-е годы мафия на Сицилии процветала.
Сюжет фильма базируется на расследовании убийства, совершенного по приказу одного из сицилийских донов (его сыграл американский актер еврейского происхождения Джей Ли Кобб). Преступление расследует новый капитан карабинеров (Франко Неро), который прибыл на Сицилию с севера, не знает местных обычаев и самонадеянно надеется прилечь виновных к ответственности. Разумеется, что у него ничего не выйдет.
Кардинале в этом фильме весьма убедительно сыграла простую сицилийку - жену одного из свидетелей, который то ли сбежал от правосудия, то ли был убит мафией.
Идея фильма весьма проста. Герой Франко Неро олицетворяет государственную власть, а Роза Николози в исполнении КК – это народ, который живет в страхе перед мафией. Власть мафии базируется на этом страхе, и если люди не будут помогать государству, то оно не сможет справиться с мафией законными методами.
Герой Неро пытается привлечь Розу на свою сторону и в конце фильма она идет ему навстречу, но мафия наносит удар с другой стороны: принципиального начальника карабинеров заменяют другим – тем, с кем нее проблем не будет. По Дамиани справится с мафией невозможно, потому что она контролирует как народ (с помощью страха), так и государство (покупая чиновников).
Кардинале за роль женщины из народа в «Сове» получила свой первый приз «Давид ди Донателло» (итальянский «Оскар»). Его стали вручать с 1956 года, и до Клаудии его обладательницами были только «лучшие из лучших»: Джина Лоллобриджида (2 раза), Анна Маньяни (2), Софи Лорен (3), Сильвана Мангано (2) и Джульетта Мазина.
Кстати, вместе с КК «Давид ди Донателло» получил за роль в «Сове» и ее партнер по фильму – Франко Неро.
«Сова появляется днем» стала событием в итальянском кино, но вестерн Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе» (1968) - фильм совсем иного уровня. Несмотря на то, что уже в момент выхода он произвел сенсацию в Европе, став одним из самых кассовых европейских фильмов за всю историю, все значение этой картины для мирового кинематографа стало понятно только со временем.
В истории послевоенного европейского кино крайне редко какой-то фильм становился лидером проката одновременно в главных странах континентальной Европы – Германии, Франции, Италии и Испании. «Однажды на Диком Западе» это удалось. В сущности, он стал настоящим «Титаником» конца 60-х.
Несмотря на свою почти трехчасовую продолжительность (2.45), во Франции этот вестерн посмотрели в кинотеатрах 14,8 млн зрителей при тогдашнем населении страны примерно в 50 млн (это даже сегодня 5-й результат за всю историю французского проката и 2-е место на тот момент!).
В Западной Германии душераздирающие звуки гармоники героя Чарльза Бронсона привлекли в кинотеатры 13 млн человек (1-е место в 1969-м году и 6-е место за всю историю!), в Испании – 3,8 млн. На родине режиссера фильм посмотрели 8,8 млн зрителей (3-е место по итогам года).
До встречи с Серджо Леоне на съемках «Однажды на Диком Западе» на счету Кардинале было немало замечательных ролей в выдающихся фильмах, которые пользовались популярностью у зрителей, но роль Джилл Макбейн в этом эпическом вестерне стоит особняком. По моему мнению, это самая большая ее удача за карьеру. По двум причинам.
Первая связана с тем местом, которое занимает «Однажды на Диком Западе» в истории кинематографа. За последнюю сотню лет в разных странах были сняты тысячи выдающихся фильмов, но среди них всего несколько десятков картин, которые относят к этапным в развитии кино.
Это не обязательно те киноленты, о которых шумят кинокритики в момент выхода или по которым сходят с ума зрители, хотя многие из них нравятся как первым, так и вторым. «Этапными» они становятся потому, что их начинают воспринимать как эталоны, на которые ориентируются зрители (при оценке новых фильмов) и сами кинематографисты (когда делают кино).
Не всегда можно точно определить, почему один фильм становится таким эталоном, который известен почти всем, а другой – ничем не хуже, оказывается забыт. Иногда, с течением лет фильмы, казавшиеся эталонными, перестают быть таковыми, и их место занимают другие киноленты.
В истории кино к этапным (эталонным) относятся: «Золотая лихорадка» (1925) Чарли Чаплина, «Броненосец «Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, «Унесенные ветром» (1939), Виктора Флеминга, «Мальтийский сокол» (1942), Джона Хьюстона, «Рим – открытый город» (1945) Роберто Росселлини, «Римские каникулы» (1953) Уильяма Уайлера, «Хороший, плохой, злой» (1966) Серджо Леоне, «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стенли Кубрика, «Крестный отец» (1972) Ф.Ф.Копполы … Драматический вестерн Серджо Леоне "Однажды на Диком Западе" тоже находится в этом списке.
После «Хорошего, плохого, злого» (1966), который завершил «долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом, было трудно представить, что в жанре вестерна можно сделать что-то еще более грандиозное, но Леоне превзошел сам себя, сняв в декорациях Дикого Запада еще один шедевр – на этот раз не приключенческую сагу, а настоящий эпос о Добре и Зле, Жизни и Смерти.
Леоне приложил много усилий, чтобы привлечь Клаудию Кардинале в свой проект на роль Джилл Макбейн. Ведь ему была необходима не просто красивая молодая актриса, а необыкновенная женщина. И это второе обстоятельство, которое мы должны учитывать при оценке роли Кардинале.
Роль Джилл Макбейн – это настоящий аналог роли Гамлета для мужчин или Скарлетт О҆Хары для женщин. Таких значимых для актрисы ролей у Клаудии еще не было и, забегая вперед, скажу, что подобная роль осталась единственной в ее фильмографии.
По сюжету фильма персонаж миссис Макбейн занимает центральное место среди всех других героев, что для картин Леоне было крайне необычно.
Напомню, что вестерны Леоне с Иствудом – это чисто мужские фильмы, в которых суровые мужчины устраивали разборки друг с другом из-за денег (хотя в первом кино мотивация главного героя не совсем ясная). По большому счету женщинам места в этих фильмах не было.
В «Однажды на Диком Западе» разборок тоже хватает, но все действие вращается вокруг Джилл Макбейн. Все главные герои (Гармоника, злодей Фрэнк, благородный бандит Шайенн) не в силах устоять перед чарами этой женщины. Гармоника и Шайенн бескорыстно помогают ей, а Фрэнк, который убил всю семью Макбейнов, включая маленького мальчика, приехав расправиться с миссис Макбейн, меняет свое решение. Даже он - настоящее чудовище, в котором нет ничего человеческого, и тот не решается лишить жизни эту необыкновенную женщину.
Естественно, что выбор актрисы для такой роли был нетривиальным делом. Нужно еще учитывать, что Леоне была нужна не просто неотразимая красотка. Эта кандидатка должна быть хорошей актрисой, которой были бы по плечу многочисленные драматические эпизоды картины, когда актрисе приходилось выражать эмоции своей героини без помощи слов.
Режиссер обожал длительные крупные планы, во время которых актеры вместо слов используют глаза и мимику лица (вспомните знаменитую тройную дуэль в «Хорошем, плохом и злом»).
Из-за этих особенностей стиля Леоне любой актрисе было непросто сыграть гамму чувств и эмоций, которые охватывают миссис Макбейн в ряде эпизодов фильма, а особенно в финале картины. Леоне нужна была большая актриса, но не только. Были еще требования к претендентам, которые учитывались при выборе.
По сюжету миссис Макбейн работает проституткой в Новом Орлеане, но когда она выходит замуж и приезжает в дом к своему супругу, то она должна восприниматься окружающими как благородная леди. Героиня должна была объединять в себе две женские ипостаси: добропорядочной семейной женщины и шлюхи, что дано отнюдь не каждой актрисе. И конечно нельзя не забывать про возраст кандидатки на эту роль: героиня не молодая девчонка, но ей не должно быть больше тридцати.
Когда начинаешь перебирать в памяти актрис второй половины 60-х, который могли бы сыграть роль миссис Макбейн так, чтобы зритель поверил во все происходящее, то список получается очень короткий. Понятно, что здесь нужна шикарная дама, а не Барбра Стрейзанд с ее носом или Джейн Фонда с ее мальчишеской фигурой (Фонда не подошла бы на эту роль и потому, что ее папа Генри Фонда играл злодея Фрэнка...). Из главных итальянских актрис Софи Лорен и Джина Лоллобриджида не вписались бы в этот фильм по возрасту. К тому же их средиземноморская внешность не очень подходила для прерий Дикого Запада.
С учетом всех требований к роли, Джилл Макбейн помимо Кардинале теоретически могли бы сыграть всего несколько актрис: итальянки Лаура Антонелли (тогда малоизвестная) и Вирна Лизи, немка Роми Шнайдер, швейцарка Урсула Андресс и, возможно, француженка Мишель Мерсье. Мне кажется, из этих пятерых лишь Вирна Лизи и Роми Шнайдер в роли Джилл Макбейн не уступили бы Кардинале, но они точно не сыграли бы лучше ее. Это было бы просто невозможно.
В случае с КК мы имеем точное попадание в образ. Серджо Леоне не зря перед запуском вестерна в производство целый день провел с Клаудией, уговаривая ее сняться в своем фильме. Он чуть ли не покадрово рассказал ей, как он снимет кино, и даже ставил музыку, заранее написанную Эннио Морриконе, которая позднее стала саундтреком картины.
К сожалению, никаких призов за роль миссис Макбейн Клаудия не получила, кроме признания от зрителей. Как, впрочем, и сам фильм. Просто поразительно, что кинообщественность в то время не заметила этот шедевр!
Подозреваю, что большинство из тех людей, кто раздает различные премии, просто не стали смотреть очередной итальянский вестерн Леоне. – Ну, что он там может снять? Он же не Феллини и Антониони! Серджо всегда делал фильмы для зрителей, а не для представителей «высшей расы» – кинокритиков. Таким режиссерам призы давали редко – особенно, в Европе.
На фоне «Однажды на Диком Западе» остальные картины Кардинале этого периода просто блекнут, хотя среди них были неплохие ленты: «Возможно, само собой» (1969) Марчелло Фондато и «В год господень» (1969) Луиджи Маньи.
В первом фильме Кардинале и Катрин Спаак сыграли двух женщин в поиске любви. В Кинопоиске это кино названо комедией, хотя это типичная трагикомедия, поскольку заканчивается фильм отнюдь невесело.
Если этот женский фильм был умеренно популярным в Италии, то «В год господень» (1969) стал лидером проката на Апеннинах. К сожалению, Маньи испек чисто итальянский продукт, представлявший интерес исключительно для итальянцев. В этом фильме была рассказана история преступления, совершенного в 19 столетии двумя известными карбонариями, за которым последовало заслуженное наказание.
Кардинале у Маньи отвечала за любовную линию, в которой ее героиня воспылала страстью к одному из преступников. У Клаудии одна из главных ролей, но слабая драматургия этого кино не позволяет проникнуться симпатией к его героям. Единственное, ради чего стоит посмотреть это кино – его актерский состав. Помимо Кардинале, в фильме приняли участие Нино Манфреди, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци и Робер Оссейн.
В том же 1969 году Кардинале снялась в известном советско-итальянском проекте «Красная палатка» Михаила Калатозова. По большому счету этот фильм не получился (я говорю о полном варианте, который монтировал Калатозов для советского проката, международный примерно на полчаса короче).
История о крушении в 1928 году в Арктике дирижабля генерала Нобиле и спасении экспедиции советским кораблем «Красин» могла быть гораздо более занимательной, но сценарий этого фильма ужасен. Создатели кино умудрились испортить хорошую драматическую историю нелепой сюжетной завязкой с воображаемым «судом совести» над Нобиле и бесконечной болтовней второстепенных персонажей.
Несколько крупнейших международных звезд (Шон Коннери, К.Кардинале, П.Финч) ситуацию не спасли. Кардинале в принципе было нечего делать в этом фильме (как и Шону Коннери), что неудивительно, поскольку ее персонаж появился в фильме по настоянию мужа КК – продюсера картины Франко Кристальди. Когда смотришь фильм, откровенно бросается в глаза, что ее героиня лишняя в этой истории.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: