Найти тему

Необыкновенная Клаудия Кардинале. Часть 1. Начало карьеры. Молодая звезда.

Оглавление
Клаудия в "Однажды на Диком Западе"
Клаудия в "Однажды на Диком Западе"

В одном из лучших фильмов всех времен и народов «Однажды на Диком Западе» (1968) герой Чарльза Бронсона, обращаясь к героине Клаудии Кардинале, сказал: «Шайенн прав, ты необыкновенная женщина». «Необыкновенная» - значит, редко встречающаяся, исключительная.

Режиссеру Серджо Леоне для главной женской роли в этом вестерне была нужна именно такая актриса, да еще и в возрасте не больше тридцати. Во всем мировом кино в конце 60-х необыкновенных женщин было человек пять – шесть, не больше, а по возрасту, внешним и актерским данным на эту роль подходили еще меньше. К счастью, Клаудия согласилась сыграть в фильме Леоне, что позволило режиссеру снять свой очередной шедевр.

Интересно, но в биографии Кардинале есть еще фильм со сходным говорящим названием - «Удивительная женщина» («Изумительная женщина» согласно Кинопоиску), в котором она исполнила главную роль.

-2

Реальную Клаудию Кардинале можно смело охарактеризовать с помощью тех же эпитетов – это была действительно необыкновенная и удивительная женщина, с весьма неординарной биографией (я говорю "была", поскольку в сущности пишу не про сегодняшнюю Клаудию, которой уже сильно за восемьдесят, а про ту женщину из далеких 60-70-х, которой давно уже нет...)

В 1960-е-70-е годы Клаудия была общепризнанной кинозвездой и секс-символом, одной из самых известных женщин не только в Западном мире, но и за «железным занавесом». В мире кино все знали звездные инициалы ММ - Мэрилин Монро и ББ - Брижит Бардо. Инициалы КК (СС – по-итальянски и английски), если и уступали им в популярности, то совсем немного (кстати, юная Клаудия просила своих подруг звать ее КК, подражая уже хорошо известному прозвищу Бардо).

Тем удивительнее сегодняшнее отношение нашей публики к этой актрисе. Прошло всего-то 50 лет с тех пор, а в русскоязычной Википедии Кардинале посвящено всего 3 абзаца! Примерно того же размера статьи в Вики на русском языке о Барбаре Буше и Наде Кассини. Напротив, Монро и Бардо в Википедии посвящены даже не статьи, а мини-книжки! Очевидно, что для тех людей, кто трудится над статьями в Вики и вряд ли застал СССР в сознательном возрасте, имя Кардинале уже ничего не значит. Для молодежи Клаудия Кардинале – забытый реликт из далекого прошлого.

КК с Фернанделем
КК с Фернанделем

Такая ситуация представляется крайне несправедливой. Клаудия не Джейн Мэйнсфилд и Мэрилин Монро, чья популярность была основана больше на их внешних данных, чем актерских достижениях. Это были секс-символы, которые играли в кино. В случае Кардинале мы видим органичный сплав красоты и актерского таланта. На ее счету множество фильмов, которые остались в истории кинематографа. В этом аспекте она превосходит большинство кинозвезд своего времени – Монро, Бардо, Лоллобриджиду и Мишель Мерсье. Конкурировать с Кардинале по количеству таких картин может лишь Софи Лорен.

Начало карьеры. На краю пропасти.

Родилась Клод Жозефина Роза Кардинале в 1938 году в Тунисе в семье выходцев из Сицилии, в которой говорили по-французски, поскольку в те времена Тунис был частью французской империи. Итальянский не был ее родным языком, и когда француженка Клод на итальянский манер стала Клаудией, ей пришлось специально учить его, чтобы сниматься в итальянском кино.

кадр из фильма «Злоумышленники остались неизвестны»
кадр из фильма «Злоумышленники остались неизвестны»

Начало кинокарьеры КК получилось достаточно стандартным для того времени: она случайным образом победила в каком-то не менее случайном конкурсе красоты, организованном итальянцами («самая красивая итальянка Туниса»), но в результате получила приглашение на Венецианский фестиваль. Там юная красотка была замечена, и вскоре 19-летняя Кардинале оказалась на съемочной площадке комедии Марио Моничелли «Злоумышленники остались неизвестны» в компании Витторио Гассмана, Марчелло Мастроянни, Ренато Сальватори и комика Тото!

Судя по мемуарам КК, она не очень оценила, как ей повезло с дебютным фильмом, который стал одной из первых так называемых «комедий по-итальянски». Картина хоть и не стала лидером проката, но в Италии ее посмотрели 6,5 млн зрителей. Клаудии досталась в этой картине небольшая, но заметная роль. Кардинале сыграла сицилийку, которую как цербер сторожит ее смешной брат (его сыграл Тиберио Мурджа), чтобы не допустить грехопадения своей сестры.

Самое забавное было то, что к тому моменту Кардинале была беременна, хотя об этом практически никто не знал (кроме ее сестры, подруги и виновника беременности). И произошла эта оказия как раз по той причине, что за молодой девушкой не уследили… Разумеется, с точки зрения Клаудии в этом не было ничего смешного. Ситуация для нее выглядела безвыходной!

-5

Проблема была не только в самой беременности, а в том, что этот факт приходилось тщательно скрывать. Даже после сексуальной революции конца 60-х годов подобное начало карьеры могло вызвать проблемы в консервативной Италии, а в конце 50-х это привело бы к более плачевным последствиям.

Достаточно сказать, что когда через несколько лет стало известно о романе итальянской певицы Мины с женатым мужчиной, ее перестали показывать по телевидению. Но Мина к тому времени была одной из самых популярных исполнительниц Италии и по-прежнему могла записывать пластинки. Для молодой актрисы оказаться в эпицентре подобного скандала, означало фактическое окончание едва начавшейся карьеры.

О беременности начинающей кинозвезды не знали ни родители Клаудии, ни коллеги по съемочным площадкам. Кардинале снялась в трех фильмах во время беременности, и никто из киношников об этом даже не подозревал, хотя КК была уже на поздних месяцах.

Как Клаудия оказалась в такой сложной ситуации? В своих поздних мемуарах (они увидели свет в 1995 году, почти через 40 лет после описываемых событий) Кардинале написала, что стала жертвой изнасилования со стороны малознакомого мужчины, но ее версия вызывает серьезные сомнения. От рассказа Кардинале очень сильно веет «ми.ту». Об этом туманном эпизоде стоит рассказать подробнее, поскольку он запустил целую цепь событий, которая в итоге сильно отразилась на личной жизни Клаудии и ее сына Патрика.

«Насильником», по словам КК, оказался ее тунисский знакомый, который заманил ее в какой-то в дом, где и произошло то, что через 40 лет она назвала изнасилованием. Главное, что заставляет сомневаться в версии Кардинале, это последующее поведение КК. Дело в том, что после всего произошедшего Клаудия и ее «насильник» продолжали поддерживать отношения, и именно к нему она обращалась за помощью, когда поняла, что произошло самое страшное…

Нужно еще учитывать, что у Клаудии был серьезный мотив представить все в более выгодном для себя свете. Ведь одно дело, если она сама была виновата в незапланированной беременности, и совсем другое – посторонний мужчина.

продюсер Франко Кристальди
продюсер Франко Кристальди

Дело в том, что когда Кардинале собиралась перед родами разорвать контракт со студией «Видес», продюсер Франко Кристальди уговорил ее это не делать, сам сообщил ее родителям о пикантной ситуации, отправил Клаудию с матерью в Англию, чтобы она там спокойно родила, а потом буквально заставил ее (по словам КК) выдать своего сына за младшего брата…

Самое печальное, что и сын Клаудии Патрик долгое время считал своей мамой бабушку, а мать – сестрой. Ему рассказали правду лишь через 7 лет после его рождения, когда о тайне рождения ребенка пронюхал один ушлый репортер. Вполне вероятно, что позднее это повлияло на очень сложные отношения матери и сына.

Понятно, что этот семейный секрет не красит актрису, поэтому стремление Кардинале выставить себя жертвой в такой ситуации вполне объяснимо. Если было изнасилование, то вряд ли у многих людей поднимется рука бросить в нее камень, а если девушка влипла в эту ситуацию по причине своей беспечности, то таких желающих будет пруд пруди.

Кардинале и Кристальди в 1966 году
Кардинале и Кристальди в 1966 году

Франко Кристальди не только решил все проблемы, связанные с нежелательной беременностью Кардинале, но и взял начинающую актрису под свое крыло. Через пару лет они стали любовниками, а в будущем поженились, но в Италии их брак так и не был признан, поскольку Кристальди не мог развестись по закону в "скрепной" Италии 60-х (чтобы развестись, надо было убивать свою жену, а это дело хлопотное и рискованное).

На настоящий брак отношения Клаудии и Франко были не очень похожи, поскольку супруги жили в разных домах, а Кардинале так и не смогла себя заставить звать мужа по имени… Кристальди приставил к КК соглядатаев и контролировал каждый ее шаг. Для него она была как дорогая и любимая лошадь в его конюшне.

-8

Поводя итоги бурному началу кинокарьеры Клаудии, можно сказать, что незапланированная беременность сильно повлияла на жизнь Кардинале, но совершенно не отразилась на ее карьере. Она активно снималась во время беременности и не сделала большого перерыва после рождения дочки. По фильмографии Клаудии невозможно даже предположить, что она могла родить в октябре 1958 года, поскольку в 1958-1959 годах на экраны вышло 8 фильмов с ее участием!

Молодая звезда

-9

С самого начала карьеры Кардинале находилась на виду у публики, принимая участие в громких проектах, которые были популярны не только в Италии, но и в ряде зарубежных стран. Но в первые годы карьеры ее роли в таких фильмах обычно были второстепенными: «Рокко и его братья» Л.Висконти, «8 ½» Ф.Феллини.

Самой актрисе из ее первых картин запомнился фильм Пьетро Джерми «Проклятая путаница» (1959), в которой режиссер сыграл главную роль детектива. Джерми уделял много времени Кардинале и научил ее ремеслу актера и работе с камерой. Но сам фильм не был особенно удачным.

Девушка с чемоданом и без
Девушка с чемоданом и без

В следующем 1960-м году КК повезло с фильмом «Девушка с чемоданом» В.Дзурлини, где ей представилась отличная возможность заявить о себе как актрисе. Эта драма хоть и не собрала больших денег в прокате, но в целом была замечена зрителями и европейской критикой, поскольку присутствовала в конкурсе Каннского кинофестиваля-1961.

Исполнительница главной роли тоже была в Каннах, а французский журнал Paris Match вышел с фотографией Кардинале на обложке и следующим текстом: «Ее уже называют КК. Клаудия Кардинале – юная соперница ББ» (внизу справа).

-11

В начале 60-х Клаудия появилась в трех фильмах Мауро Болоньини. Все три она считает одними из лучших в своей фильмографии. И во всех она играла один женский типаж – роковую женщину, жестокую и бессердечную (сама КК характеризовала своих героинь подобного типа: «я – дьявол, я погибель, женщина, которая может только губить»).

кадр из фильма «Красавчик Антонио»
кадр из фильма «Красавчик Антонио»

Первой картиной дуэта Болоньини и Кардинале стало весьма странное кино «Красавчик Антонио» (1960), в котором Марчелло Мастроянни играл ловеласа и любимца женщин. Этот ловелас влюбляется в красотку (Кардинале), женится на ней и превращается в импотента…

Тема для тогдашнего кино была в новинку, и кино посмотрело достаточно много зрителей (30-е место в итальянском прокате, 3,8 млн. проданных билетов), но сейчас его вряд ли оценят даже фанаты Мастроянни и Кардинале. Интересно, что Марчелло, как и его герой, во время съемок тоже влюбился в Клаудию, но она не ответила ему взаимностью.

с Бельмондо в "Ла Вьячча"
с Бельмондо в "Ла Вьячча"

Следующие фильмы Болоньини с участием Кардинале («Ла Вьячча» (1961) и «Дряхлость» (1962) были откровенными драмами. В первой Кардинале сыграла в паре с Бельмондо, и обоим совместная работа явно понравилась (КК редко заводила шуры-муры с партнерами по съемкам, хотя среди них были главные сердцееды мирового кино, но для обаятельного Жан-Поля сделала исключение, о чем рассказала в своих мемуарах).

В «Ла Вьячча» Клаудия сыграла прирожденную проститутку, которая сбивала провинциального героя Бельмондо с истинного пути. Особого успеха фильм не снискал ни в Италии, ни во Франции.

Схожую роль оторвы Кардинале исполнила у Болоньини в «Дряхлости». Эта картина сейчас напрочь забыта, да и тогда она привлекла в кинотеатры немного зрителей. Хоть КК и была убедительна в своей роли, но сюжет у этого фильма на любителя.

-14

Когда мы говорим о начале карьеры КК в кино, необходимо отметить, что почти все ее ранние картины – черно-белые.

Первый цветной фильм в Италии вышел в 1953 году (это была комедия с комиком Тото – «Тото в цвете»), но еще целое десятилетие большая часть итальянских фильмов снимались на черно-белой пленке.

-15

Черно-белое кино не для Кардинале, хотя она сама считала иначе. Ярким женщинам нужны яркие краски. К сожалению, черно-белый период у КК слишком затянулся: даже в 1963-1964 годах несколько ее лучших картин были сняты на черно-белой пленке: «Невеста Бубе» и «Великолепный рогоносец».

кадр из фильма "Невеста Бубе"
кадр из фильма "Невеста Бубе"

Из-за черно-белой раскраски в «Невесте» Клаудия выглядит как обычная деревенская девчонка без какого-либо намека на богиню кино. В случае «Невесты Бубе» фильму это не повредило, поскольку КК и не должна была выглядеть в этом кино богиней.

"Великолепный рогоносец"
"Великолепный рогоносец"

Иная ситуация с «Рогоносцем». В этом фильме Кардинале должна была по настоящему блистать, но из-за экономии на пленке впечатление от ее красоты остается смазанным.

К счастью, в этот период зрителям показали молодую КК во всей красе во французском «Картуше» (1961), в итальянском «Леопарде» (1963) и американском блокбастере «Розовая пантера» (1963).

кадр из фильма "Картуш"
кадр из фильма "Картуш"

«Картуш» - это фильм «плаща и шпаги», которые были популярны в 50-е, но с героем нового типа в облике «красавца» Бельмондо, который явно оживил традиционный французский жанр. «Картуш» в Италии был принят не очень здорово, зато во Франции он стал одним из самых кассовых фильмов 1962 года (3,6 млн зрителей).

Если охарактеризовать в целом черно-белый период карьеры КК (1958-1962), то за это время она добилась статуса молодой кинозвезды, хорошо известной не только в Европе, но и мире. Правда, следует оговориться, что этот статус она приобрела не только благодаря фильмам.

-19

Еще до того как превратиться в большую кинозвезду, Клаудиа начинает шествие по журнальным обложкам. Не секрет, что популярность актрис и других публичных персон в цивилизованном мире в 20 веке во многом зависела от их отношений с медиа. Если актриса становилась королевой журнальных обложек, то ее известность в мире все меньше зависела от успеха ее фильмов.

Уже в 1959 году 21-летняя мама Клаудия (что было ее секретом от публики) появилась не только на обложках нескольких журналов Италии, но и журналов Франции, Британии, Югославии и Турции.

-20

В следующем году ее лицо украсило журналы Польши, Бельгии и трижды появлялось в турецком журнале Hayat! В 1961 году Кардинале полюбили в Западной Германии (где после войны итальянское кино долго не жаловали), она появилась на журнальных обложках в Бразилии, Японии, Швеции, Югославии.

-21

В мае 1961 года в американском журнале Esquire вышло интервью с Кардинале за авторством писателя Альберто Моравиа под заголовком «Новая богиня любви».

На тот момент в мире кино она была лишь молодая звездочка. Тем ни менее, к 1962 году Кардинале превратилась в международную секс-звезду, о которой узнали и в США, и далеких Чили. А в Италии, Франции и Испании КК в это время буквально не сходила с журнальных обложек.

-22

И что немаловажно, чаще всего в журналах публика видела Клаудию во всем ее великолепии, а не в черно-белом варианте как в большинстве ее фильмов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: