Найти в Дзене
Сергей Курий

Эннио Морриконе, спагетти-вестерны и вой койота

Удивительно, но признанный мастер саундтреков — Эннио Морриконе — впервые соприкоснулся с киноиндустрией, когда ему уже стукнуло 33 года. Случилось это с подачи бывшего одноклассника — режиссёра Серджо Леоне. Результатом сотрудничества стала знаменитая «долларовая трилогия» — в декорациях «Дикого Запада» и с неизменным Клинтом Иствудом в главных ролях.

Эннио Морриконе (10.11.1928 - 06.07.2020).
Эннио Морриконе (10.11.1928 - 06.07.2020).

Так как фильмы снимал итальянец, то их иронически прозвали «спагетти-вестернами». Что не помешало Леоне стать «классиком» в этом, казалось бы, иконно американском жанре.

Режиссёр не раз говорил, что 40% успеха фильма зависит от музыки, и Морриконе в полной мере подтвердил его слова.

Серджо Леоне и Эннио Морриконе.
Серджо Леоне и Эннио Морриконе.

При этом подход к саундтрекам был крайне неординарным. Леоне очень не хотел банальной оркестровой музыки, поэтому дал другу широкие возможности для экспериментов. В результате, Морриконе смело сочетал в своей музыке самые разные инструменты — акустические и электрические, классические и народные, а нередко использовал в качестве инструментов человеческий голос, свист и даже стрельбу,

Э. Морриконе:
«Я предпочитал атмосферу неопредёленности, музыку, которая напоминает о статичности григорианского пения. Хотя характер звучания был довольно далеким от этой вокальной традиции».

Вот, например, композиция из фильма Леоне «На несколько долларов больше» (1965).

Но самой узнаваемой композицией «долларовой трилогии», безусловно, стала главная тема из третьей части — «Хороший, плохой, злой» («The Good, The Bad And The Ugly», 1966). Я услышал её довольно давно и точно ещё до того, как посмотрел сам фильм. Поэтому мелодия долго ассоциировалась у меня с улюлюкающими индейцами, скачущими по прерии. Как оказалось, индейцев в фильме нет, а то самое «улюлюканье» на самом деле подразумевало вой койота.

-4
Из интервью с Э. Морриконе:
«– Ваш саундтрек к ленте «Хороший, плохой, злой» занял второе место в рейтинге музыки к фильмам «всех времен и народов». В чем его феномен?
– Может в том, что я использовал там вой койота, сыгранный на трубе? (композитор тут же скопировал звук трубы, подражающей зверьку. – Авт.) С одной стороны, звучит драматично, а с другой – комично».

Несмотря на авангардный подход к музыке, Морриконе умудрялся писать очень простые мелодии. Например, тема «Хорошего, плохого, злого» была построена всего на… двух нотах.

Э. Морриконе:
«Я всегда писал тональную музыку, легко воспринимающуюся на слух, хотя и не банальную. Я использую простые гармонии, аккорды из трёх нот, которые легко воспроизвести даже на гитаре.
…Если я начинаю в ре-миноре, то и закончу в ре-миноре. Гармония должна быть простой и доступной всем».

Тема регулярно звучит на протяжении всей картины и относится ко всем трём героям. Дело в том, что режиссёр мыслил киллера Сентенца, мошенника Туко и охотника за головами «Блондинчика», как три стороны одной личности. И, действительно, все они - бандюки разной степени отмороженности и ценят, прежде всего, личную выгоду. К ним вполне можно отнести фразу самого Туко: «Один ублюдок ушёл, второй ублюдок пришёл». При этом, хотя тема и общая, за каждым героем «закреплён» свой инструмент. Тот самый «вой койота» для Сентенцы играется на окарине, для «Блондинчика» — на сопрано-флейте, а для Туко — поётся человеческим голосом.

-5

Нельзя обойти стороной и ещё одну композицию фильма — «The Ecstasy of Gold» («Золотой экстаз») — с прекрасным вокализом итальянской певицы Эдды Делл’Орсо. Она звучит в финале фильма, когда Туко носится по кладбищу в поисках зарытого клада.

Кстати, темой «The Ecstasy of Gold» очень любит открывать свои концерты группа METALLICA.

Пластинка с саундтреком «Хорошего, плохого, злого» вышла в 1966 году и заняла 4-е место в хит-параде США. А спустя 2 года версия заглавной темы, переигранная Хьюго Монтенегро, достигла 2-го места.

Тема фильма быстро стала музыкальным клише «а ля Дикий Запад», поэтому в дальнейшем использовалась исключительно в пародийных целях. В т.н. смешном «гоблинском переводе» «Властелина колец» под неё скачут всадники Рохана, а в к-ф «Неудержимые» она звучит в сцене появления «техасского рейнджера» Чака Норриса.

А в 2021 году (уже после смерти Морриконе) композицию из «Хороший, плохой, злой» исполнила Кирсти Хейнс вместе с британским Оркестром Королевской морской пехоты Его Величества. Вы не ослышались - девушка действительно пела «за койота». Удивительно, как во время подобного исполнения она не рассмеялась.

***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329

Автор: Сергей Курий

См. также: