Год назад ушёл из жизни великий кинокомпозитор Эннио Морриконе. А 6 сентября 2021 года пришла новость, что этот мир покинул и любимый французский актёр моего детства - Жан-Поль Бельмондо. В сознании наших людей имена этих знаменитостей неразрывно связаны. Ведь именно Морриконе написал знаменитые инструментальные темы к таким кинофильмам с участием Бельмондо, как «Профессионал» и «Вне закона».
Лично мне тему «Chi Mai» из фильма «Профессионал» (1981) слушать всегда дискомфортно. Уж не знаю, что повлияло — гибель героя Бельмондо или сама музыка, как таковая — но эти пронзительные звуки сразу навевают на меня страшную депрессию... Что лишний раз доказывает, что талантливое искусство - страшная сила.!
Далеко не все знают, что «Chi Mai» была сочинена задолго до «Профессионала» и успела прозвучать во множестве других фильмов. Источником её вдохновения послужило адажио И.С. Баха «BWV 974».
Первые элементы знаменитой мелодии Морриконе использовал ещё в теме «Invito All Amore» из спагетти-вестерна Серджо Карбуччи «Великая тишина» (1968).
Свой канонический вид и название «Chi Mai» мелодия обрела в к-ф «Маддалена» (1971), повествующем о трагической любовной страсти между женщиной и священником, связанным обетом целибата.
Уже тогда тема Морриконе стала достаточно популярной, чтобы через год исполнительница роли Маддалены — Лиза Гастони — записала её в виде песни. Интересно, что итальянское выражение «Chi Mai» дословно перевести сложно. Говорят, оно значит что-то вроде «кто-либо когда-либо» и содержит в себе оттенок разочарования и досады.
Идиот… Неужели ты так и не понял, что мы созданы друг для друга?
Что мы — два тела одной души?
Только я. Только я, только я тебя люблю…
Следующими, кто положил глаз на «Chi Mai» стали англичане. Мелодия прозвучала в таких телесериалах, как «Замок англичанина» (1978) и «Жизнь и времена Дэвида Ллойда Джорджа» (1981), да ещё и попала на 2-е место британского чарта.
И только после этого «Chi Mai» вошла в саундтрек «Профессионала» (говорят, по настойчивому желанию Бельмондо).
Кроме того мы слышим в этом фильме и другую известную композицию Морриконе «Le Vent Le Cri», очень похожую по настроению на «Chi Mai».
В 1983 году Бельмондо снова задействует композитора — на этот для главной темы фильма «Вне закона» (фр. «Le Marginal»). И снова у Морриконе получилась очень тревожная музыка, не обещающая ничего хорошего...
Забавно, что для многих французов «Chi Mai» ассоциируется не с Бельмондо, а с... рекламой собачьего корма (узнав о таком использовании душераздирающей мелодии, я испытал лёгкий шок).
Оказывается, не случайно в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»» эта тема звучит в сцене, когда пёсик преследует римлянина, который тоже бежит на четвереньках.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий