Статья о явных проблемах подростков и неявных проблемах их родителей, призванная разобраться откуда берутся неблагополучные дети в благополучных семьях. Давние читатели ничего кардинально нового не узнают, возможно только увидят новые грани одного и того же явления.
Прослушать статью: YouTube RUTUBE
Психологу работать с подростками и легче, и труднее одновременно. Легче, потому что подросток ещё не закрылся полностью в скорлупу общественных стереотипов. Он ещё живой, чуткий, ищущий и от того контакт с позитивным человеком в лице психолога может быстро отозваться в нём позитивными изменениями. Но есть в работе с подростками одна значительная трудность — они себе не принадлежат в полной мере, но всё ещё являются колонией своих родителей, которые их обуславливают своими шаблонами мыслей и действий. Будучи самым слабым звеном, подростки являются открытыми выразителями скрытых, бессознательных динамик семейной среды. Опишу на примере, как это работает.
Приходит на консультацию девушка-подросток. С ходу заявляет, что психологов не любит (был негативный опыт), но пришла по собственному желанию. Хочет разобраться, как ей жить дальше. В ходе разговора выясняется, что жизнь девушки — сплошные противоречия и борьба с собой. Людей ненавидит, друзей не имеет, учиться не хочет, чего хочет, не знает, всё время спит и ест (за еду себя винит), на профессии, которые нравятся, учиться не пойдёт, потому что они или малооплачиваемые и не позволят жить одной, или творческие и невостребованные. Девушка является проблемой для родителей и самой себя.
Отношение девушки к себе безразличное, внешность не нравится. Всё, что она в себе временно принимает — это черты характера, внешности и мысли других людей, которые в тик-токе признаны другими людьми, как крутые. Она — калейдоскоп воспринятых, как своё, чужих «Я». Имеет авторитет и условных друзей только в сети интернет, где ни от кого не зависит. Там она опора и спасительница для других неприкаянных подростков, мающихся между суицидом и различными самодиагностированными психическими заболеваниями.
Смотрим на среду, в которой произростает эта несчастная новая жизнь. Полная семья, младший брат, родители очень любят друг друга, мама не работает, воспитывает детей, во всём слушается отца. Ещё, мать — единственный человек, которого любит и к которому привязана сама девушка. Собственно, она вообще живёт свою жизнь только из-за матери. Не прекратила жить, только потому что мама расстроится, а учится ещё хоть как-то, потому что мама после разговоров с учителями плачет, что она плохая мать.
Если уж родители так любят друг друга, а мать любит детей, то откуда в этой идиллии взялась такая «паршивая овца»? Взглянем на любовь родителей повнимательнее. Почему-то с отцом у девушки никогда не было нормальных отношений. Он воспитывает детей морализаторством и критикой. Дочку считает пропащей. Влияние оказывает с позиции силы и авторитета в семье, мать всегда встаёт на его сторону в момент осуждения (ой, воспитания) дочери. У девушки есть ощущение, что из всей семьи отцу нужна только мать, а дети — ненужная обуза. А ведь так и есть в действительности.
На самом деле весь авторитет отца в семье держится на его роли добытчика. На уровне бессознательного он просто ребенок приросший чувствами к единственному, кем желает обладать — матери (в его родительской семье полноценной любви не было). Мать, ради воспитания детей ушла с работы и превратилась в зависимую бедняжку, приносящую себя в жертву детям и мужу. Девушка прямо говорит, что предпочла бы, чтобы мать не уходила с работы и не создавала ей такой неоплатный долг и не вызывала жалость. Собственно, это ключевой момент во всей этой истории.
Женщина-мать ведёт социально одобряемый образ жизни — слушается мужа и воспитывает детей, исправно соответствует стереотипу, но на уровне бессознательного её душа безмерно страдает от отсутствия реализации и развития. Она просто ресурс не только для детей, но и мужа, потому что он психически не зрел и зависим от женщины, в его руках только власть денег. В её руках власть чувств, чувства всех членов семьи в руках матери.
Внешне смиренная и правильная мать, чтобы поддерживать этот образ, вытесняет собственные жизненные импульсы, становится пассивной, но жизненную энергию не отменить, она просто начинает действовать тайно и меняет свой знак с плюса на минус (Читайте статью «Негативная психология: как жизнь становится смертью»). Женщина негласно требует от всех соответствия сценарию (иначе ей становится плохо) и уж если она приносит себя в жертву ради роли хорошей матери, то и все остальные должны быть такими, как предусматривает сценарий.
До конца начальной школы у девушки-подростка всё в жизни было хорошо. Она была милой и приятной девочкой, соответствовала ожиданиям матери и та вознаграждала её любовью. Но потом, как водится, иллюзии матери рухнули. Человек не кукла, а жизненная энергия со своим проектом применения в душе. Он не для матери, а для себя и жизни.
Жизни нет дела до социальных игр, она жаждет только становления и роста своих индивидуаций. В условиях полной колонизации ребенка матерью рост не возможен и тогда энергия начинает выходить из под контроля, превращаясь в агрессию и асоциальное поведение или блокируется, превращаясь в депрессию. Поскольку матерью истинная дочь (не вписывающаяся в сценарий) не признана, то и девушка сама себя запрещает, отрицает, вытесняет, мечтает стать невидимкой, жить одной, чтобы никто о ней не знал. Её душа и чувства превращаются в демонов, с которыми борются все: сама девушка, мать и отец.
Любовь к матери делает девушку расколотой со своей душой и своей истиной. А что останется, если себя истинную вычеркнуть? Останется набор чуждых образов, которые девушка насобирала и надела на себя в надежде, понравиться другим, а через других себе. Но так не работает. Сначала человек нравится себе таким, какой есть на самом деле, что означает преодоление раскола, объединение с собой внутри, а уж потом он нравиться другим. Но в рамках семейных ролевых игр и при таких же расколотых родителях это невозможно.
Любовь к матери истязает душу ребенка, потому что запрещает рост, но предписывает фиксированную роль в сценарии, которой невозможно соответствовать. От того-то хочется от всех сбежать и жить одной, чтобы не от кого не зависеть, чтобы не было этой истязающей игры «любовь в обмен на рабство и самозабвение».
Мать может продолжать играть в свою игру «хорошая мать» только благодаря тому, что в семье есть «паршивая овца», которой становится более восприимчивая, слабая и зависимая детская психика. Вся жизненность стекается в это место и, пусть и под маской демона, продолжает существовать. Если бы не было детей, на которых компенсируется мать, её «любовь» с отцом, которая на деле комплекс, прервалась бы по любым причинам. Демоны дочери — плод потребительской любви родителей и место разрядки напряжения психики матери. Неблагополучные дети — связующий клей для больных отношений родителей, которые в обществе принято считать благополучными.
В Евангелие Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его». О чём тут речь? Спаситель, пришедший на землю исцелить и оздоровить человечество, прямо указывает, что зло коренится в семейных стереотипах. Чтобы восстановить целостность и естественный рост человека, необходимо вывести его из под разрушительного влияния семьи. В семье плохи не люди сами по себе, но стереотипы, которым они слепо следуют и которые их фиксируют на нежизненных моделях поведения.
Понимая реальное положение дел, очень трудно донести до родителей, что проблемы с их детьми не случайны, но являются закономерным следствием той политики, которую ведут мать и отец. Невозможно изменить поведение подростка, снять с него маску демона (или больного), надетую бессознательно родителями, и вывести его на траекторию роста пока родители не осознают фатальность своих моделей поведения. Последнее практически невозможно в силу крепости их привычки.
Остаётся ждать, когда наступит юридическая и материальная автономия молодого человека и, если он не будет окончательно сломлен и сможет выйти из-под влияния семейной среды, есть шанс восстановить рост, целостность и функциональность его «Я».
Итак, откуда берутся неблагополучные дети в благополучных семьях? Неблагополучные дети — это закономерное следствие и индикатор душевного неблагополучия эмоционального центра семьи — женщины. И никакое внешнее показное благополучие не закроет эту зияющую чёрную дыру внутри женщины, добровольно заключённой в рамки социальной нормы и пожизненную роль матери. Кажущиеся больными дети — это результат неосознанности и безразличия женщины к своему внутреннему миру. Иллюзии женщины говорят, что близкие — причина её страданий, а реальность утверждает обратное. Уклонение от жизни и застревание женщины в саморазрушительных сценариях — причина неблагополучия зависимых от неё близких.
Статья также опубликована на моём сайте.
#психология #отношения #сценарии #подросток #чего_хочет_женщина