Сегодня мы с вами рассмотрим пейзажи, на которых единственный спутник нашей планеты виден во всей своей красе. Вообще, в культуре, фольклоре и верованиях людей с древнейших времен луна имела, пожалуй, не меньшее значение нежели солнце, и это, думаю, объяснимо, ведь "ночное светило" действительно сильно влияло и продолжает влиять на все живое на земле.
На этом со вступлениями закончим и приступим к просмотру полотен. Начнем с русского художника, который "глубоко полюбил богатую эффектами и красками, мягкую и разнообразную южную природу и более уже с ней никогда не расставался". Речь идет о Сильвестре Феодосиевиче Щедрине и его любви к Италии вообще, и к Неаполю в частности.
Именно об этом итальянском порте он писал в одном из своих писем:
Итак, я опять живу на набережной Санта-Лючии, на самом лучшем месте из целого Неаполя, вид из окошка имею прелестнейший. Везувий, как говорится, на блюдечке, море, горы, живописно расположенные строения, беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящегося, все сие мне показалось лучшим местом для пейзажиста.
Следующими у нас будут работы отца и сына, о которых я вам уже подробно рассказывал в своих статьях. Речь идет о Максиме Никифоровиче и Сократе Максимовиче Воробьеве. Приведу ссылку на статью о сыне, там же вы сможете найти отсылку на статью о его отце, мастере городского пейзажа:
Причем итальянский пейзаж написан Максимом Воробьевым по результатам путешествия художника, в рамках которого он в 1845 году прибыл в Палермо, где его уже поджидал сын. Вероятнее всего, Сократ Воробьев пытался как-то поддержать отца, который после смерти жены стал, что называется, "падать на дно".
А вот пейзаж Сократа Воробьева показывает нам современный Тракай в Литве, причем написан он как раз на следующий год после смерти его отца, которого не стало в 1855 году. Быть может, поэтому этот лунный пейзаж настолько лирично-меланхоличен или это только мне так показалось?..
Продолжим тему неаполитанских и вообще прибрежных видов тремя пейзажами нашего знаменитого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. К этому сюжету он обращался весьма часто, учитывая это и большое творческое наследие художника, надо сказать, что его работы практически всегда будут присутствовать в подобных подборках на канале.
Продолжит тему морских лунных пейзажей Алексей Петрович Боголюбов. Правда на первой из представленных работ мы видим Северную столицу и ее известный эффектный вид на Стрелку Васильевского острова с одной из Ростральных колонн на переднем плане. Вдали же вы наверняка (если бывали в Санкт-Петербурге или хотя бы видели его на многочисленных фото) узнали силуэты зданий Адмиралтейства и Исаакиевского собора:
На второй картине мы видим "обезличенный" морской пейзаж, который может показывать нам какой угодно прибрежный уголок: можно представить, что мы видим контрабандистов из романа "Граф Монте-Кристо" (или любых других), или отдыхающих в гроте на берегу простых моряков где-то, скажем, в Италии или Крыму. Недавно взошедшая луна, окрашивает море в непривычные оранжевые тона, что может несколько насторожить некоторых из читателей - кто-то, возможно, нафантазирует, что встреча контрабандистов может окончиться совсем не на дружелюбной ноте... Хотя, быть может, это просто я в детстве перечитал приключенческих романов, отсюда и такие ассоциации.
А закончим мы с вами морским лунным пейзажем художника, о котором я вам мельком уже рассказывал в свете его конфликта с однокашником по Академии художеств - небезызвестным Архипом Куинджи:
Надо бы уже написать статью о Руфине Гавриловиче Судковском, ибо его морские пейзажи точно достойны отдельной публикации - в этом у меня нет никаких сомнений.
В данном случае само ночное светило "вышло" за рамки холста, но зато мы видим лунную дорожку, хорошо знакомую, думаю, каждому кто хоть раз бывал на море.
Спасибо за прочтение, к этой теме я еще обязательно постараюсь вернуться, а на сегодня у меня всё. Как всегда, призываю вас подписываться (ТГ-канал тоже) и ставить лайки, а также делиться со всеми нами вашими ассоциациями и ощущениями при просмотре представленных картин.