История эта началась с неоднократных поездок Архипа Куинджи на Валаам, который так любили посещать русские пейзажисты. В результате этих путешествий (считается, что по итогам второй летней поездки в 1872 году) художник написал две картины:
Суровый образ северной природы замечательно передан молодым художником, именно после этой картины он становится по-настоящему известен. Эта картина будет первой работой Куинджи, которую купит Павел Третьяков для своей коллекции. Любопытно, что искусствовед Виталий Манин сравнивает эту картину Куинджи с другой работой малоизвестной финской художницы Фанни Хурберг, отсылая нас к работам скандинавской школы живописи:
Это, конечно, не обвинение в плагиате, тем более, что вряд ли Куинджи видел работу финской художницы, хоть тогда они и жили в одной стране - Российской империи. Но сама по себе северная природа навевает пейзажи, в которых, при желании, можно усмотреть что-то схожее. Вот со второй картиной Куинджи, на которой он изобразил Ладожское озеро, на мой взгляд, случилось именно это.
Но случилось это не сразу, а спустя целых десять (!) лет. Однако же, давайте обо всем по порядку. Во время написания данного полотна художник делил комнату с соседом - Руфином Судковским, который в то время тоже учился в петербургской Академии художеств, как и Куиджи.
Судковский более специализировался на изображении морских пейзажей, то есть был художником-маринистом. И вот в 1883 году художник, родом из Очакова (того самого, что штурмовали русские войска за почти сто лет до этого), представляет публике на выставке в столице свою работу:
Вот в этой работе Куинджи и усмотрел плагиат. Камнем преткновения стали камни (небольшая тавтология), видимые под прозрачной водой у берега. Куинджи со свойственной ему горячностью, перестал общаться с товарищем, с которым до этого дружил. Мало того, он настоял на том, чтобы известный журналист того времени Суворин написал статью об авторском праве, а художники Крамской, Репин, Максимов и Волков опубликовали в газете "Новое время" письмо с заявлением, что картина Судковского "прямо заимствована" у Куинджи.
Конечно, возможно Куинджи и был прав, однако то, с какой неистовостью (о которой современники оставили немало воспоминаний) он отстаивал свое авторское право, поражает... И это при том, что его популярность и известность была на порядок выше, чем у Судковского. История не сохранила сведений насколько болезненно была воспринята эта история Руфином Судковским, однако же через два года после этого скандала, который вылился на страницы печати, он умирает от тифа.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#живопись #история #искусство #культура #картины #куинджи #художники #искусствоведение #русская живопись