Найти тему
about_aviation

ACARS (Airborne Communications Addressing and Reporting System)

ACARS - адресно-отчетная система связи с землёй. Позволяет обмениваться сообщениями (типа СМС), чаще всего используется для передачи сообщений авиакомпании, в некоторых случаях для общения с диспетчером. Универсальная частота ACARS: 131.550 МГц.

ACARS - крупная сеть, коммерческая служба, имеющая наземные станции по всему миру, которые поддерживаются провайдерами. Информация от самолета или от наземных служб через ACARS поступает в центральный процессинговый центр, а затем маршрутизатор ищет наиболее короткий путь, как передать это сообщение.

ACARS использует УКВ, КВ, SATCOM (спутниковая связь).

-------------------------------------------------------------------------

Downlink – передача c самолета на землю. Uplink – передача с земли на самолет.

Некоторые сообщения, полученные с земли, требуют согласия к выполнению – ACCEPT, или отказа от выполнения – REJECT. Если пилот отказывается, то необходимо объяснить причины отказа – отправить на землю REJECT REASON.

Для приёма-передачи таких сообщений пилоты используют CDU и монитор COMM.

Через CDU экипаж получает информацию о маршруте, ветрах, текущих характеристиках ВС, параметрах взлета и посадки.

Сообщения, не обработанные CDU, можно отправлять на принтер с помощью монитора COMM.

-2

Некоторые входящие сообщения от АТС можно прочесть в левой нижней части EICAS.

Если сообщение вошло не полностью, то возникает надпись LARGE ATC MESSAGE. Его можно пролистать на мониторе COMM.

ATC сообщения удаляются отсюда только клавишей CANC.

-------------------------------------------------------------------------

Значения сообщений на EICAS:

• COMM – получено сообщение.

• COMM BUSY – в данный момент идет процесс передачи, при этом очередь сообщений переполнена.

• FMC – получено сообщение FMC. Смотреть в CDU.

• АТС – получено сообщение от АТС. Либо автоматически было отправлено армированное ранее (armed) сообщение.

• DATALINK AVAIL – ранее разорванная связь восстановлена.

• SATCOM MESSAGE – получено сообщение SATCOM. Смотреть в CDU.

• SELCAL – получен вызов SELCAL или голосовой вызов по SATCOM.

-3

□□□□ – небольшими прямоугольниками обозначены обязательные поля для ввода данных. Если пилот не введет сюда какие-то цифры или буквы, то не сможет отправить сообщение.

– – – – – тире означают необязательные данные.

□□.□□□ – требуемый формат ввода. В данном примере подразумевается ввод числа из пяти цифр, где целое число (до запятой) должно быть выражено двумя цифрами, а после запятой должно быть три цифры. Точку вводить не нужно. Например, «3.14» для такой ячейки вводится как «03140».

Для ввода данных в ячейки:

◊ набрать в командной строке FMC/CDU данные;

◊ навести курсор на ячейку на мониторе COMM;

◊ кликнуть кнопкой тачпада.

Когда данные будут введены в ячейку на мониторе COMM, они исчезнут из командной строки FMC/CDU.

Если данные набраны неверно, то они останутся в командной строке, а на мониторе СОММ, в нижней его части, появится сообщение INVALID ENTRY.

Чтобы очистить ячейку, нужно в командной строке CDU набрать пробел и перенести его в ячейку.

Чтобы вернуться к содержимому ячейки по умолчанию, нужно перенести в ячейку либо пустую командную строку, либо DELETE (в зависимости от ячейки).

DELETE выбирается соответствующей кнопкой (DEL) на панели FMC/CDU.

Обозначения переключателей
Обозначения переключателей

-------------------------------------------------------------------------

Сокращения статусов сообщений:

ABORTED – связь с АТС в процессе отправки сообщения прервана.

ACCEPTING – инициирован процесс принятия полученного с земли сообщения или запроса. То есть мы его приняли, нажав ACCEPT, и теперь информация об этом факте отправляется на землю.

ACCEPTED – отправитель на земле понял, что его сообщение или запрос нами приняты.

COMM MASTER TRANSITION – ALL COMPANY MESSAGES LOST – началось переключение от одной наземной станции к другой, и все, что не успело отправиться и приняться до конца, – потеряно. Надо снова отправлять и принимать.

DISPLAYED – на дисплее открыто полученное сообщение с земли. При этом наше принятие/отказ не требуется.

INCOMPLETE MESSAGE – получен только кусок сообщения.

INVALID ENTRY – введены неверные данные или же данные введены неверно.

LOADING – полученные модификации маршрута в данный момент загружаются в FMC.

MESSAGE TO PRINTER – выбранное сообщение отправлено на принтер.

NO ACCEPT – сообщение с земли нами получено, прочитано и принято (ACCEPT), но информация о нашем принятии отправителем сообщения на земле не получена. Либо принятие не требуется.

NO REJECT – сообщение с земли нами получено, прочитано и отклонено (REJECT), но информация о нашем отклонении отправителем сообщения на земле не получена. Либо отказ не требуется.

NO SEND – сообщение на землю было отправлено, но получатель на земле не сообщил нам о факте принятия нашего сообщения. Либо попытка отправить была неудачной.

PRINTING – идет процесс распечатки сообщения на принтере.

REJECTING – инициирован процесс отказа полученного с земли сообщения или запроса. То есть мы его отвергли, нажав REJECT, и теперь информация об этом факте отправляется на землю.

REJECTED – отправитель на земле понял, что его сообщение или запрос нами отвергнут.

RESPONSE RECEIVED – в ответ на наш запрос получено сообщение от АТС.

SENDING – идет процесс отправки сообщения на землю.

SENT – наше сообщение на земле получено.

UNABLE TO LOAD – невозможно загрузить в FMC модификацию маршрута.

-------------------------------------------------------------------------

ADS (Automatic Dependent Surveillance) – Автоматическое Зависимое Наблюдение. Наш самолет оборудован ADS транспондером, который не требует вмешательства пилотов. Транспондер берет информацию о местоположении с GPS-приемника и каждую секунду отправляет на наземные станции следующую сводку:

номер борта;

координаты;

следующую контрольную точку и расчетное время прибытия;

скорость ветра и температуру;

курс и скорость;

состояние TCAS и навигационного оборудования (точность навигации).

Наземные станции ADS объединены в единую сеть. К этой сети подключены авиакомпании и диспетчеры, причем последние видят самолет не через радары, а используя принятые от него данные. Эти же наземные станции отправляют самолетам метеорологическую обстановку и информацию о трафике в местном воздушном пространстве.

Кстати говоря, именно по этой технологии работает Flightradar24.

Намеренно не буду описывать все разделы меню ACARS, иначе эта статья вышла бы после моей смерти:)

На этом все, быстрых вам полетов и мягких посадок!

Следующая статья про PFD Boeing 737

by malukhin.ru