Вы никогда об этом не задумывались? А мне вот всегда было интересно, потому и позволю себе пофантазировать.
Сергей Сергеевич Паратов в фильме Эльдара Рязанова 1984г. «Жестокий романс» – это совсем не то, что Паратов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
Никита Михалков создал образ более сложный, неоднозначный.
Его Паратов не бесстыдный, коварный искуситель. Это натура непростая, искренняя и в своих убеждениях, и в заблуждениях. Невозможно харизматичный типаж, сводящий с ума всех вокруг. Скажем, не только Ларису, но и тех же самых цыган, которые целый год ждали этого «блестящего барина». Да и окружение его – купцы-приятели, – с нескрываемым пиететом к нему относятся. Внушает Паратов почтение.
А уж, какую любовь – так о том история Ларисы….
Кстати, как мне кажется, Ларису, вопреки распространенному мнению, он не предавал вовсе. Потому что любил. По-настоящему. Как он смотрит на нее, когда она поет! С каким надрывным искренним чувством он признается ей в любви, просит прощение!
А иначе и быть не могло. Ведь с первых кадров ясно, что в унылом провинциальном городке эти двое – особенные. Выделяются на общем фоне. Созданы друг друга. Потому как оба – искренние и живые.
Например, оба готовы на безоглядные поступки.
Вспомните сцену в начале фильма, когда Паратов сражает наповал обывателей своей удалью стрелка. Ведь не только бесшабашно стреляет он в часы, что держит в руках Лариса. Но и сам рискует. Стакан на собственном цилиндре – это не всякий сможет. И все это не просто рисовка, ребячество. А проявление безоглядного желания чувствовать себя живым.
Такова и Лариса. Ведь ее побег на «Ласточку» не что иное, как безотчетное стремление испить жизни живой. Быть самой собой. Настоящей. Паратова она любит безоглядно. Он для нее и есть прорыв в подлинное существование.
Да, Паратов губит Ларису. Но кто знает, не губит ли он и себя? Не задушат ли его эти самые золотые цепи? Уж если и предал он кого, так самого себя. Свою свободу, живость характера, жажду действия… Себя настоящего. Он ведь тоже, как и Лариса, вещь. И тоже продает себя. Свой блеск, веселость, свою праздничную суть.
«А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски», – говорит он.
Но это лишь на поверхности.
Паратов – натура импульсивная, темпераментная. И после гибели Ларисы не ждет его ничего хорошего. От мук совести страдать он будет, это точно.
Конечно, не пустит себе пулю в лоб на ее похоронах. Такая мелодрама не для него.
А вот тоска по Ларисе, по настоящей любви, все-таки Сергея Сергеевича уничтожит. Постепенно.
А будет это так.
Своенравный Паратов – это вам не благообразный конформист Бальзаминов, который нежится под сенью покоя и бездействия за широкой спиной надежной и зажиточной супружницы.
Сергей Сергеевич подле своей богатой жены задыхаться станет. Но поживет какое-то время. Потом куролесить начнет. Может, даже новую Ларису заведет. Правда, точно такую трудно будет найти. Надоест скоро. Дальше – за границу съездит. Может, даже дело его увлечет какое-то. А потом – карты, потому как человек он азартный. И, в конце концов, – воспоминания и тоска. И – русская рулетка. И вот однажды….
В общем, не доживет наш Паратов до старости. Не такой он человек.
А ваше какое мнение, дорогие читатели?
Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки