Только ленивый не писал о фильме 1984г. «Жестокий романс», снятом Э. Рязановым по мотивам известной пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Фильм этот был признан «Лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран», а в 1985-м получил главный приз Международного кинофестиваля в Дели. И до сих пор любим многими зрителями. Хотя некоторые считают, что старая кинолента Якова Протазанова лучше и талантливее.
Если спорят до сих пор о фильме «Жестокий романс», то исполнительница главной роли и вовсе – предмет отчаянных дебатов. Ларису Гузееву очень часто упрекают в слабой актерской игре. Ставят в укор, что образ создала несамостоятельно: и озвучивает ее Анна Каменкова, и поет за нее Валентина Пономарева.
Лично же для меня Лариса Огудалова в фильме Рязанова – эталонная. Как мне кажется, именно такой ее и замыслил автор литературного первоисточника.
Вспомним, что в пьесе Островского Лариса девушка необыкновенного очарования, утонченной красоты и впечатлительного характера. Очень чувственная и темпераментная.
Именно такой и показывает ее Гузеева. А яркая, в чем-то даже экзотичная внешность актрисы только добавляет колорита образу. Кстати, Гузеева очень хорошо передала такую заявленную в пьесе черту Ларисы, как ее отчужденность. Бесприданница – немного не от мира сего. Ей неуютно в этом жизни, в ее окружении. Она всем чужая. Даже матери.
И главное. Гузеева воплощает изначальный замысел драматурга. Замысел, заявленный в разных деталях пьесы неоднократно. Лариса – не вполне самостоятельная личность.
По крайней мере, для окружающего ее мира. Она – вещь, кукла. И вот это и прекрасно демонстрирует Гузеева. Всячески показывая трагический разлом живой души с живыми чувствами, переживаниями. Трагическую участь красивой игрушки, которая становится частью игры сильных мира сего.
Эльдар Рязанов был режиссером от Бога. И он не взял бы на главную роль случайного артиста.
Известно, что на роль бесприданницы претендовало 500 актрис. Почему же Рязанов выбрал именно никому не известную студентку последнего курса Ленинградского театрального института?
«Ей присущи многие качества, необходимые для лицедейства. ... Лариса оказалась девушкой восприимчивой и трудолюбивой», – так отзывался о молодой актрисе режиссер.
А ведь на первый взгляд в Гузеевой совсем не угадывалась романтическая барышня 19 века.
Сама актриса вспоминает, что в те времена она больше напоминала модную в молодежной среде хиппи: «... Приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками».
Да и профессионализма не было никакого. О чем режиссер ей и сказал отрыто. Несмотря на все это, сложнейшие пробы прошла блестяще.
А потом на протяжении всех съемок молодая актриса приложила все усилия, чтобы как можно лучше сыграть свою роль, преодолевая собственный имидж и профессиональную неопытность.
Зная подноготную съемок «Жестокий романс», всегда хотелось сказать о работе Гузеевой словами героя другого не менее гениального фильма: «может, это и не подвиг, но что-то героическое в этом есть». Некоторые считают, что помогло имя. Ведь, как призналась актриса, мама назвала ее именно в честь героини "Бесприданницы".
А работать над образом героини Островского было невероятно трудно. Сама актриса вспоминает так: "...я никогда не снималась нигде, у меня даже не было никакой эпизодической роли. И сразу попасть в такую картину, вот в такой звёздный состав... Конечно, я переживала ужасно. Мне было тяжело безумно».
А партнеры все у молодой Гузеевой были как на подбор – звездные. Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Георгий Бурков.
В целом, окружавшие ее именитые актеры отнеслись к дебютанте по-дружески, помогали, подсказывали. Никита Михалков так и вовсе опекал, нередко успокаивал, когда не получалось сыграть какую-то сцену. Но иногда случалось и неприятное. Например, Бурков откровенно смеялся, когда по неопытности Гузеева на общем плане играла так же, как и на крупном. А Алиса Фрейндлих однажды и вовсе залепила пощечину, чтобы Лариса вошла в необходимое для роли состояние – заплакала.
И все же Лариса Гузеева справилась.
Роль в фильме Э. Рязанова стала лучшей в фильмографии актрисы.
Правда тогда, во время изнурительных съемок, она этого не понимала. И даже радовалось, когда все закончилось. А потом с грустью вспоминала, как кто-то из съемочной группы высказал такое «абсолютное пророчество»:
«Дурочка, радуешься? А ты знаешь, что у тебя в жизни больше такого не будет никогда? Такое бывает не у каждой актрисы. ... такой картины.., таких партнёров... И ты будешь вспоминать об этом всю жизнь…».
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки