Выделяем государства с наибольшим положительным и отрицательным сальдо торгового баланса (разница между экспортом и импортом) по итогам 2022 года.
Источник информации – статистический департамент ООН (United Nations Statistic Division).
Страны с наибольшим профицитом внешней торговли
В 2022 году не успевшую оправиться от мировой пандемии мировую торговлю ждали новые потрясения. Для каких-то стран они сказались ободряюще, для других – резко отрицательно.
Примечательно, что четыре государства из первой пятёрки с позитивной разницей между экспортом и импортом представляют БРИКС.
Рост цен на энергоресурсы благотворно сказался на их поставщиках (сразу 7 государств в мировом топ-10 из этой категории).
Китай, даром что энергодефицитен, сумел извлечь свою выгоду. За год положительное сальдо увеличилось на 29%. Главными его рынками выступили США (16,2%), Гонконг (8,3%) и Япония (4,8%). Доля всех трёх указанных внешнеторговых партнёров снизилась. КНР стремится диверсифицировать свои поставки.
Россия, несмотря на санкции, свой профицит увеличила на 87%. В 2023 году ситуация не столь позитивная, что ещё раз указывает на необходимость повышать в экспорте долю продуктов обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью. Главные направления экспорта: Китай (14%), Нидерланды (8,6%) и Германия (6%).
Саудовская Аравия подняла положительное сальдо за год на 73%. Свои поставки осуществляли главным образом в Китай (18,2%), Индию (10,4%) и Японию (9,5%).
Из одиннадцати стран БРИКС в плюсе находятся семь. Помимо перечисленных это: Бразилия (+$42 млрд.), ЮАР (+$10 млрд.), и Аргентина (+$7 млрд.).
Из «Большой семёрки» кроме Германии, продала больше, чем купила только Канада (+$28 млрд.).
Страны с наибольшим дефицитом внешней торговли
Заметим, что среди пятерых антилидеров по отрицательному сальдо внешней торговли четыре государства представляют клуб G7.
США продолжают наращивать свой торговый дефицит. За год он увеличился на 11%. Но с учётом того, что главным товаром Штатов является их национальная валюта, рост торгового дефицита для них – положительная динамика (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). Среди государств, готовых обменивать реальную продукцию на фантики доллары, более других преуспели Китай (17,1% американского импорта), Мексика (13,6%) и Канада (13,2%). Китай, правда, снижает свою долю как в американском экспорте, так и в импорте.
Великобритания нарастила своё отрицательное сальдо на треть. Бедный ресурсами и промышленным производством остров зависит от импорта из Китая (13,4%), США (11,9%) и Германии (8,6%). Бывшая «владычица морей» и в современном судостроении занимает микроскопическую долю.
Индия также всё дальше скатывается в яму хронического торгового дефицита (вырос за год на 59%). Подорожание энергоресурсов больно бьёт по экономике. Вся надежда на ториевую энергетику. Крупнейшими странами-поставщиками в истекшем году выступили: Китай (14%), ОАЭ (7,4%) и США (7,1%).
Из стран БРИКС, кроме Индии и Эфиопии, с отрицательным сальдо закончили предыдущий год: Египет (-$32 млрд.) и Иран (-$7 млрд.).
Из G7 мы до этого момента не упоминали Италию (-$43 млрд.).
Из стран бывшего СССР только три (помимо России) во внешнеторговом плюсе: Казахстан (+$34 млрд.), Азербайджан (+$24 млрд.) и Туркменистан (+$10 млрд.). Все энергонезависимы, а в плане экспорта ориентированы на Европу и Китай.
11 из 15 постсоветских республик оказались, мягко говоря, малоконкурентоспособными на мировом рынке. Самый большой минус у Узбекистана (-$13 млрд.) и Беларуси (-$11 млрд.). В плане импорта зависят от Китая и России.
Возможно, вам также будет интересно:
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Если есть что добавить, пишите комментарий. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.