Найти в Дзене
Житейские истории

Чужачка (часть 1)

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

- Кто это? Что она здесь делает? – шептались жители небольшой деревни, собравшись в группу и рассматривая женщину, которая выгружала чемоданы из такси.

Ещё больше удивления местным жителям добавляло и место, куда приехала незнакомка. Дом, в котором она остановилась, был заброшен более двадцати лет. Пожилой мужчина, который жил там последним, давно скончался и с тех пор деревянный домик стоял закрытым. Но теперь у него появилась новая хозяйка.

Деревушка стояла далеко от цивилизации и постепенно погибала. На территории появлялось всё больше брошенных домов, молодое поколение предпочитало маленькой деревне большие города, где открывались большие перспективы. Молодежь уезжала, а потом, освоившись в городской среде, забирала туда и своих родителей. Население стремительно редело, оставались лишь самые стойкие, самые преданные этому месту жители.

Появление в деревне такси сразу привлекло внимание всех соседей.

- Опять кто-то уезжает, - заохали бабушки и повыбегали со своих участков, на ходу собираясь в группу, которая всё разрасталась и разрасталась.

Когда такси остановилось возле пустующего дома, в толпе воцарилось молчание. Соседи с интересом наблюдали, что же будет дальше, а когда из машины вышла женщина и начала разгружать чемоданы, стали удивлённо шептаться.

Яна заметила собравшихся людей едва вышла из такси. Она вздохнула и сделала вид, что не замечает пристального внимания. Женщина буквально слышала, как они шепчутся, гадая, кто она и зачем приехала.

- Ничего не поделаешь, - тихо проговорила Яна себе под нос. – Это деревня, и надо привыкать к пристальному вниманию и слухам.

- Простите, я не расслышал, - сказал таксист. – Что вы сказали?

- Ничего, ничего, - улыбнулась женщина. – Это я себя призываю проявить терпение к особенностям деревенской жизни и не обращать внимания на постоянные сплетни и внимание к своей персоне.

- Ну, тут уж ничего не поделаешь, - усмехнулся водитель, вытаскивая чемодан женщины из багажника. – Деревенская жизнь не так проста, а сплетни – это неотъемлемая её часть. Поэтому вам действительно проще просто привыкнуть к этому.

- Придётся постараться, - вздохнула Яна.

Когда водитель уехал, и женщина осталась одна на заросшем участке перед пустующим домом, соседи вновь принялись переговариваться.

- Она остаётся? Она действительно остается? – слышались удивлённые голоса. – Что этой городской дамочке надо в нашей Богом забытой глуши?

- Не знаю, не знаю, - отвечал кто-то. – Но это явно не к добру.

- Да бросьте вы, она сбежит отсюда через несколько дней!

Яна краем глаза видела, что собравшиеся внимательно наблюдают за каждым её шагом. Женщину раздражало такое пристальное внимание, поэтому она, бросив ещё один взгляд на дом, гордо подняла голову и направилась на крыльцо. Она вставила ключ в проржавевшую замочную скважину и с трудом провернула его. Дверь старого дома со скрипом отворилась, впуская Яну в её новую жизнь.

Шло время, Яна обживалась на новом месте. Несколько дней после переезда она посвятила уборке. Старый дом давно нуждался в том, чтобы его отремонтировали и тщательно вычистили, поэтому женщина в первую очередь занялась этим. Она не разбирала свои вещи, чтобы они не запачкались в пыли. Сначала Яна тщательно прибралась в спальне, сделав себе комфортное место для отдыха, затем переоделась и легла спать. Так прошёл её первый день в новом доме.

Проснувшись следующим утром, женщина надела спортивный костюм и пошла знакомиться со своими владениями. Дом оказался совсем небольшим. В нём было две комнаты и небольшая кухонька. Туалет и душ находились на участке в отдельной постройке. Яна вышла на крыльцо и глубоко вдохнула чистый деревенский воздух.

- Надо привыкать к этому, - сказала она сама себе.

Женщина спустилась по ступенькам и обошла весь свой участок. Территория была небольшая, но на ней было всё – душ с туалетом, зона отдыха и небольшой огород. Отдельно стоял загон, где можно было разводить скот. Яна воспряла духом – здесь можно отлично справляться, главное привести всё в порядок.

Женщина не отдыхала ни минуты. Весь световой день она трудилась, отмывая дом и наводя порядок на участке, а ночью без сил падала на кровать и моментально засыпала. Через три дня дом сверкал чистотой, туалет и душ полностью функционировали, а на участке не осталось сухой травы и сорняков. Яна прополола и скосила траву, сделала дорожки и её участок, наконец, приобрел нормальный вид. Женщина навела чистоту и красоту и внутри, и снаружи дома и теперь устроила себе небольшой отдых.

Яна много гуляла, читала книги на воздухе, ходила в местный магазин и привыкала к новому быту. Для женщины, которая всю свою жизнь прожила в городе среди богатства, такая резкая смена уровня и места жизни была очень стрессовой, но Яна старалась держаться и не вешать нос, ведь в конце концов она жива, сыта, у неё есть крыша над головой. Единственное, чего ей не хватало, это денег. Те запасы, которые у неё были, быстро подходили к концу и пришла пора искать работу.

- У вас есть педагогическое образование? – спросила строгого вида женщина, смотря на Яну сквозь тонкие очки.

- Да, я отучилась на преподавателя истории, с отличием окончила институт и много лет работала по специальности в школе, - ответила Яна и протянула собеседнице документы. – Вот мой диплом и рекомендации с предыдущего места работы.

- Замечательно, - сказала женщина, просмотрев бумаги. – У нас как раз учитель истории уходит на пенсию, и нам нужна замена. Мы собирались искать кандидатов, но, к счастью, вы нашли нас сами, - она вернула Яне документы и вдруг улыбнулась, удивив этим собеседницу. – Можете приступать через неделю. У вас будут старшие классы, с пятого по одиннадцатый.

- Большое спасибо, - Яна улыбнулась в ответ, убрала документы и вышла из кабинета. – Надо же, - прошептала она, когда за ней закрылась дверь. – Она и улыбаться умеет, оказывается! Кто бы мог подумать!

Всю неделю Яна усиленно готовилась к выходу на работу. Она достала все свои учебники и материалы, которые у неё были, и целыми днями составляла планы уроков для учеников разных классов. Женщина, с которой она общалась, была директором школы. Она рассказала ей, что учеников мало, не больше десятка человек в каждом классе.

- Почему? – удивилась Яна.

- Наша некогда большая деревня постепенно пустеет, - вздохнула директор. – Молодежь уезжает, здесь почти никто не остаётся. Первоклассников в этом году у нас всего трое, а на следующий год, боюсь, их не будет вовсе. В деревне много пожилых людей, рожать некому, вот и доучиваем тех, кто ещё остался.

Когда через неделю Яна вышла на работу, она своими глазами увидела, как на самом деле мало в школе детей. По сравнению с городской школой здесь было тише и малолюднее. Дети, как и везде, хулиганили и кричали, смеялись и бегали, но не было тех весёлых толп, которые носились по городской школе. Яна покачала головой – с одной стороны, ей будет легче работать с меньшим количеством учеников, а с другой – в школе было как-то тоскливо…

- Вам тоже кажется грустным это место? – услышала она рядом голос директора и вздрогнула от неожиданности. – Простите, я напугала вас.

- Ничего, я просто задумалась, - улыбнулась Яна. – Но вы правы, такое маленькое число детей в школе печалит.

- Я отдала этой школе всю свою жизнь, - вздохнула женщина. – И своими глазами видела, как она постепенно погибала… - она встрепенулась и вновь напустила на себя строгий вид. – Идёмте, я покажу вам ваш класс.

Яна быстро освоилась на новом рабочем месте, а вот дети никак не могли принять новую учительницу.

- Что это за училка? Откуда она взялась? – часто слышала Яна перешептывания учеников. – Вы хоть слышите, что она говорит?! На задних партах прислушиваться приходится!

Женщина не одергивала учеников, лишь улыбалась себе под нос. Она была уверена, что сумеет добиться их расположения, нужно было только время.

Прошло несколько лет. Яна сумела завоевать любовь и уважение всех учеников и теперь дети с радостью ходили на её уроки. За прошедшие годы женщина выпустила четыре класса, и школа практически опустела. Первоклассников не было уже два года, подрастающих детей оставалось не так много, но Яна не теряла надежды, что рано или поздно школа вновь наполнится детским смехом.

Несмотря на то, что детям женщина понравилась и они с удовольствием ходили на её уроки, отношения с соседями так и не сложились. Односельчане не воспринимали её всерьёз и считали чужой в своей деревне.

- И зачем её взяли на работу в школу? – возмущались женщины. – Чему эта городская фифа сможет научить наших детей?! Красить ногти и мечтать о лучшей жизни?

- Мой сын говорит, что она хорошая учительница, - вступилась однажды одна из соседок. – По крайней мере, свой предмет она знает отлично.

- Да чушь всё это, - отмахнулись другие. – Чужачка работает последние пару лет. У нас не осталось детей, которых надо учить. Все выросли и уехали в город.

- Мне вообще не понятно, зачем она здесь, - сказала староста деревни. – Это место погибает. Чужачка зря выбрала это место для обустройства.

- Ей вообще здесь не место, - согласились другие женщины.

Прошел ещё год. Яна выпустила очередной класс и, ко всеобщему удивлению, заявила, что собирается на пенсию.

- Нет, вы поглядите на неё! – возмущались соседи. – Недавно приехала, чуть поработала и уже на пенсию! Будет сидеть на нашей шее! Рано ей ещё на пенсию!

В то время, как родители возмущались уходом женщины на пенсию, их дети сильно расстроились. Яна стала для них не просто любимым учителем, но и доброй тётушкой, к которой можно прийти на чай, поговорить по душам и попросить совета в том, о чём нельзя говорить родителям. Оставшиеся в школе ребята не хотели отпускать любимую учительницу.

Весной, когда учебный год уже подходил к концу, все дети собрались перед кабинетом директора. Они о чём-то тихо переговаривались, затем все дружно кивнули, и самый старший постучал в дверь.

- Войдите! – раздался голос директора. Увидев толпу детей, вошедших в кабинет, она приспустила очки и удивлённо их оглядела. – Что это за делегация?

- Мы не хотим, чтобы Яна Олеговна уходила! – заявили дети почти хором.

- Да вы что? – женщина улыбнулась. – Я тоже не хочу, чтобы она уходила. Но я не имею права ей отказать.

- Почему? – спросил один из учеников.

- Вы же директор! – заявил ребенок помладше.

- Я директор, - кивнула женщина. – Но есть правила, которые я обязана соблюдать. Яна Олеговна имеет право уйти на пенсию по возрасту.

- Но она же ещё молодая!

- Я думала так же, - кивнула директор. – Но ей уже шестьдесят лет, поэтому Яна Олеговна может уйти на пенсию.

Среди учеников прокатился разочарованный и в то же время удивлённый возглас. Дети ошарашенно переглядывались между собой. Никто из них не думал, что их любимая учительница на самом деле уже такая пожилая. Женщина хорошо следила за собой, поэтому никому и в голову не могло прийти, сколько ей лет на самом деле.

- У вас есть ещё вопросы, дети? – обратилась к ним директор.

Те разочарованно покачали головами и толпой вышли из кабинета, прикрыв за собой дверь. Большинство ребят в скверном настроении разошлись по домам, а двое самых смелых отправились к Яне домой.

- Андрей, Илья, - удивленно вскинув брови, воскликнула женщина, увидев их на крыльце. – Какой неожиданный сюрприз. Что вы тут делаете?

- Мы пришли к вам в гости, Яна Олеговна, - заявили мальчики с искренними улыбками на лицах. – Мы ведь не помешали?

- Нет, ну что вы, - улыбнулась женщина. – Проходите! Я как раз испекла печенье! Сейчас поставлю чайник.

Мальчики переглянулись и довольно улыбнулись. Яна уже не первый раз угощала их своей выпечкой, и им очень нравилось то, что она готовила. Ребята прошли на кухню и сели за стол. Женщина быстро вскипятила чайник, заварила чай и поставила перед мальчиками кружки и тарелку с печеньем, затем сама села за стол и с доброй улыбкой оглядела ребят.

- Ну, пейте чай и выкладывайте, что случилось, - сказала она.

Те снова переглянулись и на их лицах появилась печаль.

- Почему вы уходите? – грустно спросил Андрей.

- Вы нас бросаете? – вторил Илья.

- Ну что вы? – искренне удивилась Яна. – Я не бросаю вас! Как вы могли такое подумать? Я по-прежнему остаюсь здесь, и вы можете приходить в любое время.

- Но вы уходите из школы! – воскликнули мальчики.

- Ухожу, - вздохнула женщина. – К сожалению, я больше не могу преподавать.

- Почему? – спросил Илья. – Вы устали от нас?

- Нет, дорогие мои, - улыбнулась Яна. – Я всех вас очень люблю. Всех без исключения – и тех, кто уже выпустился, и тех, кто ещё учится. Но, к сожалению, у меня больше не хватает здоровья, чтобы преподавать. Поэтому я вынуждена уйти на пенсию.

- А что с вашим здоровьем? – спросил Андрей.

- Вы заболели?

- У меня сильно испортилось зрение, - вздохнула женщина. – Я почти ничего не вижу. Очки не помогают, я перепробовала столько разных вариантов, но от всех у меня ужасно слезятся глаза.

- И что теперь делать? – печально спросил мальчик.

- Ничего, - пожала плечами Яна. – Я обращалась к доктору. Помочь мне может только операция, но моих денег не хватит, чтобы её оплатить, поэтому мне остаётся только смириться и привыкать к своему новому зрению.

- Мы можем чем-то помочь? – спросил Андрей.

- Нет, дорогой, - покачала головой Яна. – Как вы сможете мне помочь?

Илья толкнул друга под столом ногой и выразительно посмотрел на него.

- Яна Олеговна, большое спасибо за угощение! – сказал он. – Нам пора! Мы ещё обязательно зайдём в гости!

Андрей недоумённо смотрел на друга, а тот взял его за руку и потянул прочь. Яна поднялась с места и проводила гостей, тепло с ними попрощавшись.

- Что ты задумал? – спросил Андрей, когда мальчики отошли на достаточное расстояние.

- Мы можем помочь ей! – заявил Илья. – Мы все попросим у родителей помочь ей собрать деньги на операцию!

- Ты с ума сошёл? – удивился друг. – Наши родители на дух не переносят Яну Олеговну.

- Именно поэтому просить их будем мы! – уверенно сказал мальчик. – Нам они не откажут.

- А это хорошая идея! – просиял Андрей.