Спектаклей по пьесе «Ревизор» великого писателя Ивана Гоголя огромное количество. Кстати, при жизни драматургу они не сильно нравились, он считал, что постановщики не уловили смысл произведения, поэтому ему пришлось написать еще и «Приложение к Ревизору». После смерти русского писателя свет увидел еще десяток спектаклей, которые удалось переосмыслить, в Воронеж добралась одна из них.
В 2022 году Театр кукол Карелии представил спектакль «Ревизор», а уже через год, 1 ноября, привез его в столицу Черноземья в рамках детского фестиваля Маршак. Белорусскому режиссеру Игорю Казакову вместе с художницей Татьяной Нерсисян удалось передать пороки и убогость чиновников через уродливых, неказистых и деформированных кукол, а серость и бедность, что духовную, что материальную — через обшарпанные стены покосившихся декорации. Время от времени в зале оживали огромные тараканы и крысы с красными глазами, которые по ночам доставали Городничего. Куда же без гоголевской мистики!
Откуда пришла идея?
Обычно персонажей комедии Гоголя на сцене играют люди, мы не привыкли их видеть в масках, тем более таких гипертрофированных и необычных, некоторые сравнивают их с мультяшными героями режиссера Тима Бертона. Интерпретация школьного произведения через своеобразный стиль стала новой для воронежского зрителя.
— Белорусская постановочная группа приехала к нам уже с готовой идеей. Режиссер дал задачу Татьяне Нарсисян изобразить главных персонажей в уродливых масках, которые будут олицетворять их характер. Белорусская школа театра кукол ближе к европейской, она показывает высокий уровень. Большой плюс — в кукольных спектаклях можно рисковать, вот мы с актерами и рискнули, сделав забавный спектакль, — поделилась директор театра Любовь Васильева.
Огромные головы делали уже в мастерской в Петрозаводске. Например, маска Городничего сделана из вспененного полиэтилена, а его жены — из поролона. Специалисты аккуратно отсекали все лишнее, чтобы сделать подходящую маску. Помимо уродливой головы, актеры надевают на себя костюмы: фраки, брюки, пиджаки и жилетки. По сути, артисты во время спектакля находятся в огромной ростовой кукле, которую необходимо оживить.
— Некоторые головы очень тяжелые, они сделаны из папье-маше, моя маска пристегивается прямо к костюму и весит около 5 кг. В такой огромной голове тяжело дышать, поэтому я решил встроить в нее вентилятор. Сама пьеса «Ревизор» про не самых симпатичных в нашем мире людей. Если бы они были красавцами, то спектакль получился не гоголевским, — рассказал актер Олег Романов, игравший Городничего.
Вжиться в роль
При постановке спектакля творческий коллектив максимально сохранил оригинальный текст писателя, но пришлось убрать две сцены, поскольку театр кукол — компактная модель повествования. «Ревизор» идет 2 часа, по словам актеров, это уже много для кукольного представления. Артистам пришлось проделать тяжелую работу, чтобы вжиться в роль не самых положительных персонажей.
— Любой артист пытается найти в своем персонаже положительные стороны. То, за что его можно было бы любить. Даже в героях «Ревизора» есть что-то человечное. Спектакль про пороки, а кто без них? Я пытался для всех персонажей найти оправдание, почему они так поступил, что их побудило к этому. Городничий — человек, который не смог преодолеть все свои недостатки, потом ему пришлось за них расплачиваться, — поделился Олег Романов.
Впрочем, после репетиций и спектаклей актерам приходится тоже расплачиваться — у них болит шея. Со временем маски кажутся легче и шея ноет меньше. Еще одна сложность — дикция. Каждый артист должен громко и четко говорить, доносить свою интонацию до зрителя. Маски «съедают» звук, в некоторые из них встроены микрофоны, но не во все. Несколько персонажей держат маски в руках и могут обходиться без усиления звука. Из-за особенностей костюмов поле зрения актера – 90 градусов, поэтому с ними на репетициях работали еще и хореографы, артисты наизусть помнят, сколько шагов им необходимо сделать к своим партнерам, также их научили правильно жестикулировать. Все эти необходимые нюансы заставляют поролоновые и бумажные бездыханные маски оживать.
— После одного из показов мне сказали, что мы не любим своих артистов, потому что загнали их в такие тяжелые условия. Артистов мы любим, но театру кукол надо идти в ногу со временем. Все мультфильмы, которые дети видят на экране, очень качественно сделаны, нам нужно не отставать, — объяснила Любовь Васильева.
Хочется сказать, что после просмотра спектакля эпиграф пьесы «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» раскрывается буквально. На сцене мы видим кривую комнату, по которой то и дело суетятся люди с перекошенными лицам, перекладывающие свои недостатки на других. Театру отлично удалось передать идею Гоголя.
Елизавета Попова