Продолжение. Начало тут
Разгорелись же у нас в комментариях битвы, и нешуточные по поводу кто есть кто в "Молодой гвардии". Восемьдесят лет прошло с момента гибели молодгвардейцев, ровно восемьдесят лет в январе этого, 20023 г.( юбилейная дата, а прошла незаметно), а все так же продолжают полыхать страсти.
Уж очень живучей оказалась эта инициированная Хрущевым в середине 50-х годов интрига в отношении Олега Кошевого и его родных - и что Олег был никто и звать никак. Что труп его мать не опознала, а значит сбежал он вместе с немцами, и потому и есть главный предатель. Что Елена Николаевна Кошевая сначала путалась с немцами. Что потом спала с Фадеевым, и роман он писал под ее диктовку, за что получила орден Отечественной войны II степени, а бабушка Олега медаль "За боевые заслуги". Что дядя Кошевого был немецким прислужником. И все для того, чтобы унизить Кошевого и возвысить Третьякевича. И все это выплескивалось на страницы газет и книг.
А тут еще и родные молодогвардейцев, обиженные, что Кошевую государство так выделило, добавили своих жалоб. И оставшиеся в живых молодогвардейцы тоже разделись. Василий Левашов, Анатолий Лопухов, Радик Юркин, Жора Арутюнянц, все тогда офицеры, военнослужащие, Левашов с Лопуховым замполиты, - те в поддержку линии партии, против Кошевого и его семьи. Валя Борц, сестры Иванцова - против Третьякевича. И пишут друг на друга заявления в тот же ЦК. Борц просит проверить факт предательства Василия Левашова, что он не ушел из города, а сидел в полиции и его выпустили. Кроме того, Валерия Давыдовна не вылезает из архивов ЦК ВЛКСМ и готовит книгу. На нее пишут, что Борц психически ненормальная клеветница.
Но вот Хрущева убрали. И партийные органы решили навести в этом деле окончательный порядок, сказать окончательное партийное слово кто есть кто раз и навсегда. А продолжение все этой "фракционной" борьбы будет считаться нарушением партийной дисциплины. Владимиру Третьякевичу в свое время влепили выговор по партийной линии, когда он пытался пойти против линии, что его брат предатель.
Послали в 1965 г. в Краснодон комиссию Института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. Комиссия сходила в музей "Молодой гвардии", побеседовала с некоторыми молодогвардейцами. В результате приняла позицию группы Василия Левашова и даже вступилась за них в связи с тем, что они якобы подвергаются преследованиям за свое мнение. Тогда другая группа во главе с Валерий Борц написала в ЦК жалобу на эту комиссию.
В результате в Краснодон в 1966 г. отправили одного из крупнейших историков Великой Отечественной войны, будущего академика Российской академии наук по Отделению историко-филологических наук, доктора исторических наук Георгия Куманева. И, наконец то, была дана трезвая, строго научная оценка всех обстоятельств. Вот что писал Куманев в своей докладной
За последние годы в советской исторической и художественной
литературе и на страницах газет широкое распространение
получило утверждение, что комиссаром «Молодой гвардии» был
не Олег Кошевой, а Виктор Третьякевич, который до 1959 г. считался
одним из тех, кто, не выдержав пыток, предал организацию.
(См. К. Костенко «Это было в Краснодоне». М.,1961, стр. 99.
«История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—
1945 гг.», т. III, стр. 434, «История «СССР» учебник для слушатетелей ВПШ при ЦК КПСС,., 1963 г. «Краткая история СССР»,ч. II, М., 1964, журнал «История СССР», 1964, № 2, последнее издание романа А. Фадеева «Молодая гвардия» с послесловием критика Озерова и др.).
Официальное начало утверждению, что комиссаром «Молодой
гвардии» был Виктор Третьякевич, положила газета «Правда», где
14 декабря 1960 г. на 4 стр. была опубликована редакционная
заметка «Отважный сын Краснодона», посвященная посмертному
награждению В. Третьякевича орденом Отечественной войны
I степени, в которой, в частности, говорилось: «На первом
заседании штаба «Молодой гвардии» Третьякевич был назначен
комиссаром организации». Наряду с подобной трактовкой этого, на первый взгляд частного, но тем не менее важного вопроса, в нашей литературе имеет место и прежняя точка зрения.(См., например, «Люди легенд», вып. I, очерк Л. Жарикова,«Краснодонские страницы». М., 1965, стр.324 -341).
Ясно, что подобный разнобой вызывает большое недоумение
читателей и слушателей и приносит определенный вред делу воспитания
советских людей.
Далее Куманев перечисляет источники, которые он изучил - материалы уголовного дела в отношении Кулешова, Почепцова, Лядской; объяснения оставшихся в живых молодогвардейцев. Провел беседы с сотрудниками Луганского КГБ и музея "Молодой гвардии". В результате такие выводы
1. Комиссаром «Молодой гвардии» по ряду документов (показания
Н. Иванцовой, В. Борц, Г. Почепцова) проходит Олег
Кошевой. Это подтверждают и подлинные подписи Олега на
бланках временных комсомольских билетов, а также тот факт,
что у него гитлеровцы при аресте обнаружили печать организации
и 2 бланка комсомольских билетов.
2. Виктор Третьякевич был не комиссаром, а руководителем
(командиром) и организатором «Молодой гвардии» со дня ее основания и в течение основного периода ее деятельности. По некоторым данным (показания Г. Почепцова, Н. Иванцовой), он был руководителем «Молодой гвардии» до декабря 1942 г., по другим (показания В. Борц, Е. Кошевой) в течение меньшего времени. Подобное можно прочитать и в первой публикации о «молодогвардейцах» — в брошюре М. Котова и В. Лясковского
«Сердца смелых». М., 1945, стр. 24, 32.
После того, как до членов штаба «Молодой гвардии» дошел слух
о том, что В. Третьякевич или струсил, или самовольно покинул
партизанский отряд, или приукрасил свое участие в его деятель
ности (в котором он был до вступления в «Молодую гвардию»),
командиром «Молодой гвардии» был избран И. Туркенич.
Факт о руководящей роли В. Третьякевича в «Молодой гвардии» проходит через все показания Кулешова, Почепцова и Лядской. Это в какой-то мере доказывает и его подпольная кличка Славин, напечатанная в скобках на бланках временных комсомольских билетов под словами: «Секретарь комсомольской организации.Комиссар партизанского отряда». Ясно, что случайно фамилия простого члена штаба появиться здесь не могла.
3. На отчете И. Туркенича о деятельности «Молодой гвардии»
(он был позднее опубликован на стр. журнала «Смена»), которым
работники музея оперируют в качестве главного документа, явно
обнаруживаются элементы субъективизма, некоторого искажения фактов 'например, утверждение И. Туркенича, что он был на первом заседании штаба «Молодой гвардии», его рассказ о казни предателя Фомина и др.).
4. Ни в одном документе, с которыми мне удалось познакомитъся
(кроме показаний Е. Кошевой), не подтверждается тот
факт, что членами штаба были также У. Громова, Л. Шевцова и С. Тюленин. По некоторым данным туда входили еще Лукашев и
Сафонов (показания Кулешова и Почепцова). Видимо, следует
позднее обратить на это внимание.
5. Думается, что у наших следственных органов были некоторые
основания считать, что Виктор Третьякевич не смог выдержать
пыток и побоев и назвал ряд участников организации. Об этом факте говорят показания разных лиц. Но данное утверждение с тем же основанием могло быть отнесено и к И. Земнухову, и к Мащенко, и к Мошкову, и к В. Пирожку и др. молодогвардейцам. Несомненно, способы получения показаний от подростков у оккупантов и их приспешников были весьма изощренными. Однако факт героической смерти В. Третьякевича никто не может оспаривать.
И Куманева дополняет ездивший с ним в Краснодон зав. центральным архивом ЦК ВЛКСМ Шмитков
Следует отметить, что в обстановке одностороннего без всяких
оснований возвеличивания особых заслуг О. Кошевого и его родственников в деятельности «Молодой гвардии», умаления и умалчивания деятельности других лиц, сложились крайне ненормальные взаимоотношения между Кошевыми с одной стороны, и родственниками других героев и оставшимися в живых членами «Молодой гвардии» — с другой стороны.
Дело дошло до того, что мать С. Тюленина в письме Л.И. Брежневу
после ряда выпадов против Кошевых поставила под сомнение
гибель Олега Кошевого. В Луганской области, Краснодоне и других местах имеют место хождения и другие слухи, порочащие семью Кошевых.
Нужно при этом учесть, что родители молодогвардейцев ведут многотысячную переписку со всей страной, неправильные точки
зрения становятся достоянием широкой общественности.
К сожалению, отсутствие мнения на этот счет у центральных организаций позволило втянуть в разной степени в эту борьбуоказавшихся в живых членов «Молодой гвардии», журналистов, в том числе и молодежной печати, поместивших ряд субъективных односторонних материалов. Излишне много стало писаться (вернее копаться) в истории
допущенных Фадеевым отступлений от имевших место событий.
Учителям и преподавателям вузов подробные разъяснения в этом
же плане даны через журнал «История СССР» № 4 за 1965 год».
Причем в этом журнале утверждается, что причиной допущенных
Фадеевым искажений являются некачественные документы ЦК ВЛКСМ.
Как выйти из этого своеобразного кризиса?
Изложить точку зрения ЦК ВЛКСМ по этой проблеме, которая
должна сводиться к следующему:
Тщательное изучение всех этих материалов, а также беседы с
работниками музея «Молодая гвардия» и Комитета госбезопасности
по Луганской области позволяют прийти к следующим выводам:
1. Комиссаром «Молодая гвардия» по ряду документов (показания
Н. Иванцовой, В. Борц, Г. Почепцова) проходит Олег
Кошевой. Это подтверждают и подлинные подписи Олега на
бланках временных комсомольских билетов, а также тот факт,
что у него гитлеровцы при аресте обнаружили печать организации
и 2 бланка комсомольских билетов.
2. Виктор Третьякевич был не комиссаром, а руководителеми командиром
и организатором «Молодая гвардия» со дня ее основания
и в течение основною периода ее деятельности. В декабре 1942 г. в связи с созданием партизанского отряда его командиром был избран Туркенич, который при обстоятельствах замалчивания Третьякевича считался и считается командиром «Молодой гвардии» с момента создания. Однако через весь процесс над «Молодой гвардией» до самого момента гибели В. Третьякевич все же проходит как руководитель (командир) организации.
Ознакомление с основными материалами позволяет сделать
выводы, что В. Третьякевич, О. Кошевой, И. Туркенич были организаторами
и руководителями «Молодой гвардии». Это подтверждается
многочисленными документами.
Исследование о том, накаком заседании, какого числа был избран тот или другой представляет конечно интерес, но не должно заслонять главного —
героических подвигов молодогвардейцев. Четких разграничений
круга обязанностей между командиром, комиссаром, членами
штаба, видимо, не было. В эти «молодогвардейские должности»
часто вносится сегодняшнее содержание.
Факт героической жизни и деятельности, героической гибели
В. Третьякевича, О. Кошевого, а также И. Туркенича не вызывает
никаких сомнений.
Необходимо при публикациях по истории «Молодой гвардии»
не допускать никаких противопоставлений героев, а в одинаковой
степени (с точки зрения их героических подвигов) характеризовать
В. Третьякевича, О. Кошевого, И. Туркенича как организаторов
и руководителей организации*, а также больше показывать
других членов штаба и участников организации. При этом
как можно меньше (или совсем избегать) касаться вопроса об
истории с оценкой В. Третьякевича в период 1943—1956 гг. Следует
подготовить с учетом этой точки зрения сборник документов
и воспоминаний. Наконец, требуется дать закрытое изложение
нашей точки зрения и направить его в органы печати и редакции,
так как вышеупомянутые «поиски» дезориентируют
читателя, уводят от главного в деятельности «Молодой гвардии»,
создают хорошую почву для провокационных слухов.
По итогам деятельности комиссии ИМЛ и Куманева со Шмитковым ЦК КПСС в 1967 г. отправила на мест соответствующее письмо о том, как освещать в прессе деятельность "Молодой гвардии". Все, прекратить разборки кто какую должность занимал, делать так
По поручению ЦК КПСС в конце 1965 г. была создана комиссия
Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Она провела
работу и представила отчет.
Отдел пропаганды, Отдел науки и учебных заведений и Отдел
культуры ЦК КПСС рассмотрели все представленные материалы и считают, что для пересмотра утвердившегося взгляда на роль О. Кошевого и В. Третьякевича в организации «Молодая гвардия» нет убедительной документальной основы. Стремление некоторых товарищей (журналиста К. Костенко и др.) показать,что комиссаром организации молодогвардейцев был не О. Кошевой, а В. Третьякевич базируется лишь на последних заявлениях некоторых молодогвардейцев (В. Левашова, Г. Арутюнянца,
Р. Юркина), противоречащих их собственным прежним заявлениям.
Другие оставшиеся в живых молодогвардейцы (Н. Иванцова, О. Иванцова, В. Борц, М. Шищенко) стоят на прежних позициях, что О. Кошевой был комиссаром в течение всего периода существования организации.
Отчет командира «Молодой гвардии» т. Туркенича в 1943 г. о
деятельности организации, материалы судебных процессов над
бывшими краснодонскими полицаями — изменниками Родины,
многочисленные печатные и устные заявления всех оставшихся в живых молодогвардейцев (до 1961-62 годов) свидетельствуют о
том, что секретарем подпольной комсомольской организации —
комиссаром молодогвардейцев был Олег Кошевой.
Вместе с тем материалы со всей очевидностью говорят и о
большой роли в организаций и руководстве «Молодой гвардии»
Виктора Третьякевича. Совместно с И. Земнуховым, С. Тюлениным,
О. Кошевым и другими он был членом штаба организации. Полемика по вопросу о персональном руководстве организацией «Молодая гвардия» наносит ущерб престижу самой организации, создает большие трудности в освещении ее деятельности.
Она вносит сумятицу в умы подрастающего поколения, вызывает чувство недоверия вообще ко всему написанному о «Молодой гвардии», порождает нездоровый интерес молодежи к второстепенным вопросам — вопросам распределения постов в руководстве организацией, уводя тем самым внимание от главного — от героизма, бессмертного подвига молодогвардейцев. Полемика привела к возникновению различных позиций комсомольских и партийных организаций ряда областей в этом вопросе, породила неприязнь между родственниками О. Кошевого и В. Третьякевича.
Учитывая все это, Отдел пропаганды, Отдел науки и учебных
заведений и Отдел культуры полагали бы необходимым ознакомить
с содержанием данной записки редакторов центральных газет, журналов,
директоров издательств, информационных агентств и обязать их не допускать противоречивого освещения данного вопроса.
Очень разумное решение. Все читается между строк. Кто-то добивается правды о том, что Кошевой не был комиссаром, а комиссаром был Третьякевич? Тогда, давайте говорить правду до конца - что Третьякевич и другие молодогвардейцы, в т.ч. Герой Советского Союза Иван Земнухов, не выдержали пыток и выдали других подпольщиков. Что Герои Советского Союза Тюленин, Шевцова и Громова не были членами штаба. Что Третьякевич был отстранен в связи с недоверием от должности комиссара. Что в связи с этим организация раскололась и в конце декабря 1942 г. был сформирован отдельный партизанский отряд "Молот под командой Кошевого, Тюленина и Туркенича, который должен был уйти из города. Оставшимися в городе молодогвардейцами должен был руководить Иван Земнухов. Вот давайте и это тоже вывалим на читателей и кинозрителей, которые уже почти двадцать лет воспитываются патриотизму на романе Фадеева и фильме Герасимова.
То есть, ради того, чтобы правильно поделить "портфели" между молодогвардейцами, давайте скажем "всю правду". Вот только правда в том, что для самих молодогвардейцев эти "портфели" никакого значения не имели. Как писала Валя Борц - эти "старшие" собрались и сами поделили должности, наверное, для последующей отчетности после освобождения. И Сережка Тюленин с Валей Борц могли запросто придти на новогоднюю гулянку "старших" и пригрозить всех их перестрелять, благо у Сережки был автомат.
И все сразу стихло. Украинский кинорежиссер Николай Мащенко на волне успеха экранизации "Как закалялась сталь" ( там где Конкин играет), решил взяться в 1977 г. за "Молодую гвардию". С учетом всех "новых" данных снять цветной, многосерийный фильм, показать "правду", все как было. Председатель Гостелерадио СССР т. Лапин вышел с этим предложением в ЦК, там изучили вопрос, запросили мнение Союза кинематографистов и Госкино. Союз ответил так, и по моему, очень правильно, - да успокойтесь же вы наконец, не тяните свои шаловливые ручки к тому, что хорошо работает
Роман «Молодая гвардия» писался А. Фадеевым «по следам
событий» — с подробным изучением «места действия», характеров
действующих лиц. И точно так же «по следам событий» снимался
фильм С. Герасимова «Молодая гвардия». С. Герасимов и его сотрудники много времени провели в Краснодоне, встречались с оставшимися в живых молодогвардейцами, с родственниками погибших, самым внимательным образом изучали обстановку действия, человеческий облик юных героев Краснодона.
Максимальное приближение к реальностям изображаемой истории
осуществлялось не только путем точного воспроизведения
обстановки. Постановщик фильма С. Герасимов стремился «типажно»
сблизить исполнителей с играемыми персонажами. При этом погоня за «типажом» не помешала ему подобрать на главные роли таких молодых актеров, в которых внешняя «похожесть» соединилась с глубоким постижением характера, внутренней жизни образа. Такой подход к работе над фильмом ознаменовался замечательным успехом: мы, зрители, безоговорочно поверили, что Ульяна Громова была такой, какой ее сыграла Нонна Мордюкова; мы поверили в Любку Шевцову — И. Макарову, в
Сережку Тюленина — С. Гурзо, в другие образы молодогвардейцев.
И нам уже трудно представить их иными.
Новая постановка «Молодой гвардии» неизбежно оказалась
бы в странном положении — ведь она появится перед зрителем,
который помнит, знает, любит молодогвардейцев такими, какими
они появились на экране в герасимовской «Молодой гвардии».
Зачем же «сбивать» зрительское восприятие и ощущение
образов фильма, обладающего свойствами высокой художественное;
и и почти документального приближения к «натуре», к реальным
людям — героям Краснодона, участникам драматических
событий?
А Госкино ответило, что у них достаточно копий герасимовской "Молодой гвардии", чтобы удовлетворить потребности зрителей в этой истории.
В итоге из ЦК т. Лапину поступило указание прекратить всякие "изучения вопросов" о новой экранизации "Молодой гвардии". Вместо "Молодой гвардии кинорежиссер Мащенко снял телефильм "Овод". Еще он мечтал экранизировать и "Спартака", не футбольный клуб, а исторический роман Рафаэлло Джованьоли, по имени главного героя которого и назван "народный клуб". Но не получилось.
И опять все стихло. Подковерная борьба между двумя враждующими группами молодогвардейцев продолжала вестись. Но в СМИ уже ничего не выплескивалось. Но наступила "гласность" и все началось по новой, только гораздо масштабней. Полилось мутным потоком и дошло до того , что в 1990 г. молодогвардеец Василий Левашов с группой директоров школьных музеев "Молодой гвардии" написал обращение к Президенту СССР М.С. Горбачеву об изъятии романа "Молодая гвардия" из школьной программы. О как! Но об этом в следующей части. Не устали? Немного осталось.
Продолжение