Найти тему

Какими реагентами посыпают дороги в гололёд?

Все вещества, которые используют для обработки дорог и тротуаров, можно разделить на две группы – абразивные материалы и противогололедные химические реагенты
Все вещества, которые используют для обработки дорог и тротуаров, можно разделить на две группы – абразивные материалы и противогололедные химические реагенты

Гололед на дорогах – неотъемлемый элемент российской осени и зимы. Автомобильные дороги и тротуары чистят, часто посыпают песком, специальными химическими реагентами или комбинированными песчано-солевыми смесями. Что они содержат, как влияют на нашу обувь и лапки домашних животных рассказывает доцент кафедры неорганической химии имени профессора Н.С. Ахметова КНИТУ Елена Стародубец.

"Все вещества, которые используют для обработки дорог и тротуаров, можно разделить на две группы – абразивные материалы и противогололедные химические реагенты, хотя для большей эффективности очень часто эти вещества сочетают друг с другом".

Абразивные материалы – это твёрдые вещества, измельченные в крошку: гравий, измельченный щебень, шлак, но прежде всего, конечно, песок. Эти вещества не растворяются в воде и увеличивают сцепление шин автомобиля или подошвы обуви с дорогой. Главные преимущества данного вида материалов – безопасность для природы, доступность, относительная дешевизна и простота использования. Самое неприятное, что связано с песком, который часто содержит глиняные включения, – это грязь, которая накапливается в течении зимы на улицах города и переносится в наши дома. Более крупные фракции используемой минеральной крошки, наверное, могут доставить неприятные ощущения лапам домашних животных.

Песок мы приносим домой на подошве своей обуви
Песок мы приносим домой на подошве своей обуви

Химические реагенты, которые используются для борьбы со льдом, хорошо растворяются в воде и понижают температуру её замерзания, то есть правильнее начинать их использовать непосредственно перед выпадением снега, а не после того, как он лег толстым слоем. Самый популярный, давно используемый и дешевый реагент – это хлорид натрия, NaCl. Коммунальные службы обычно применяют его в виде технической соли – галита, а не в виде очищенной поваренной соли, которую мы используем дома. Подобрав определенную концентрацию соли, можно использовать ее для борьбы со льдом и при температуре ниже –10 оС, однако хлорид натрия вызывает коррозию деталей дорожной техники и автотранспорта, приводит к засаливанию почв, портит обувь.

 Хлорид натрия вызывает коррозию деталей дорожной техники и автотранспорта
Хлорид натрия вызывает коррозию деталей дорожной техники и автотранспорта

В последнее время чаще стали применять другие хорошо растворимые в воде соли, например хлориды и ацетаты кальция и магния, производные мочевины. Так, использующийся хлорид магния, MgCl2, по своему воздействию на лед похож на технический хлорид натрия, но менее вреден для окружающий среды. Хлорид кальция, CaCl2, – вещество, которое может плавить лед и при температурах ниже –20 оС, обладает низкой коррозионной активностью и безопаснее для почвы, но, попадая на кожу, может вызывать ожоги.

«В целом, любые химические реагенты не безопасны» - комментирует Елена Евгеньевна. - Поэтому важно следить, чтобы ваши питомцы не пытались лизать снег, не пили воду из луж на дороге. Кроме того, тщательно мойте лапы своих четвероногих домочадцев после прогулки, и не забывайте, конечно, о своей обуви, чтобы сохранить её красивой и целой до конца зимы».

Тщательно мойте лапы домашних животных после прогулок!
Тщательно мойте лапы домашних животных после прогулок!