Найти тему
Музей истории религии

Об одном медальоне и братстве Святой Анны в Польше

Первые благочестивые общества мирян появились еще в древней Церкви, и главной их задачей была забота о больных и бедных. В дальнейшем религиозные братства администрацию, устав и организационную структуру и стали обычным явлением. Каждое такое объединение, помимо конкретных видов религиозной или общественной деятельности, занималось распространением культа своего святого покровителя. Святая Анна, - мать Девы Марии, почиталась как покровительница супружеских пар, матерей, вдов и моряков, защитница от чумы и иных болезней. Первые общества, посвященные этой святой возникли в Италии в XIV в., затем они проникли в Германию, а оттуда в XVI в. в Польшу, где культ святой Анны получил достаточно широкое распространение благодаря деятельности монахов-бернардинов.

Первое братство Святой Анны было основано в 1578 г. архиепископом Львова Яном Дмитрием Соликовским как дань уважения королеве Анне Ягеллонке и официально признано папой Сикстом V 19 октября 1580 г. Первоочередной задачей нового общества была защита католической веры от влияний протестантизма и арианства, а также борьба с пьянством и другими пороками. Как святая Анна воспитывала Деву Марию, готовя ее к великой миссии, так и члены братства переубеждали инакомыслящих, вступая с ними в религиозные диспуты и направляя на путь спасения. Такого рода задачи требовали от членов братства достаточной подготовки неслучайно в его ряды первыми вступали выходцы из образованных слоев общества: представители духовенства, дворяне, профессора университетов и т. д. В XVII-XVIII в. борьба с инакомыслием постепенно сходит на нет и деятельность братств сосредотачивается на делах милосердия и борьбе с пороками, в особенности с пьянством.

По решению Соликовского члены братства носили специальные медальоны на цепочке или ленте. С одной стороны золотого, серебряного или бронзового медальона размещалось изображение святой Анны с Марией и младенцем Иисусом и надпись SANCTAE ANNAE SOCIETAS (ОБЩЕСТВО СВ. АННЫ); с другой – надпись FRUCTUS CHARITATIS SALUS (ПЛОД ЛЮБВИ СПАСЕНИЯ). Впоследствии медальоны стали делать из более дешевых материалов, а надписи переводить на польский язык. Пример, - представленный на фото медальон братства в Кракове, датированный 1861 г. На нем - несколько упрощенный живописный образ святой Анны Втроем из костела Святой Анны в Кракове, созданный польским художником Ежи Семигиновским-Элеутером (ок. 1660-1711) в 1699-1703 г.

Святая Анна Втроем (Анна – «сама третья») – один из иконографических типов изображения святой Анны вместе с дочерью Девой Марией (часто сидящей на коленях матери) и внуком Иисусом. Основой этой иконографии послужили византийские изображения святой Анны с маленькой Марией на руках, которые получили известность в странах Европы после крестовых походов и вскоре видоизменились путем добавления фигуры младенца Иисуса. Во второй половине XIII в. этот сюжет проникает в искусство Священной Римской империи, а в XIVв. – в итальянскую живопись. Развитие образа святой Анны достигаетапогея в XV начале XVIв. и приостанавливается, в том числе из-за критики Лютера. Тем не менее сам иконографический тип продолжал существовать еще долгое время.

Что касается братства в Кракове, то оно было основано 19 октября 1590 г. священником Иосифом из Ужендува под покровительством кардинала Ежи Радзивилла и окончательно утверждено в 1593 г. В XVII в. общество переживало свой расцвет и считалось весьма уважаемым, среди его членов числились, к примеру, Ян Замойский и король Сигизмунд III Ваза. Однако к 1810 г. из-за тяжелого материального положения братство почти прекратило свое существование и было вновь возрождено лишь в 1846 г. В ХХ в. оно продолжило активную деятельность. Регулярно проводились мессы, совершалось поминовение усопших братьев, велась миссионерская и благотворительная работа, организовывались паломничества и концерты. Последние упоминания о краковском братстве Святой Анны относятся к периоду II Мировой войны.