Текущие характеристики аккумулятора напрямую влияют на возможность запуска двигателя от стартера. По мере снижения температуры электролита ёмкость устройства снижается, соответственно, шансы провернуть коленвал с необходимыми оборотами уменьшаются. Выявление зависимости позволяет оценить, при каких условиях целесообразно снять АКБ с автомобиля и занести в тепло на время стоянки.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Зимой часто можно увидеть картину, как водители демонтируют аккумулятор и забирают его с собой домой. Такой подход значительно повышает шансы на запуск двигателя в будущем за счёт комнатной температуры электролита. Ёмкость батареи окажется близкой максимальной, в то время как при нахождении на морозе она значительно снизится. Тем не менее, необходимость процедуры зависит от конкретных температурных условий и характеристик АКБ.
Показатели автомобильных аккумуляторов снижаются по мере их эксплуатации. На недорогих батареях падение ёмкости составляет порядка 10% в год. Соответственно, уже через 5 лет вместо 72 А/ч аккумулятор выдаёт всего 36 А/ч. Учитывая влияние сильных морозов, данного значения может не хватить для запуска двигателя. Высококачественные АКБ менее подвержены снижению характеристик, а, при должном обслуживании, их падение составляет всего 3-5% ежегодно.
Ёмкость аккумулятора, равная 100%, достигается при температуре порядка 20°C (комнатная температура). Именно поэтому устройство редко вызывает проблемы летом, даже если находится в состоянии сильного износа. Ситуация меняется с наступлением холодов, когда уже при 0°C запуск двигателя осложняется или вовсе становится невозможным. Аналогичные процессы наблюдаются у других параметров АКБ.
Для запуска двигателя от стартера важно принимать во внимание не только ёмкость, но и пусковой ток. Эти параметры пропорционально связаны между собой и снижаются под воздействием низкой температуры. Замеры показывают, что ёмкость и пусковой ток снижаются примерно на 1% с уменьшением каждого 1°C относительно комнатной температуры. Соответственно, при -30°C они будут на половину меньше.
Учитываем, что для запуска малолитражного бензинового двигателя понадобится не менее 250 А пускового тока (300 А при большом объёме). Дизельные моторы ещё более требовательны: им нужен пусковой ток от 330 А. Простые расчёты по имеющимся данным дают ответ на вопрос о необходимости снятия АКБ при стоянке.
Например, температура окружающего воздуха составит -30°C, т.е. характеристики аккумулятора снизятся примерно на 50% относительно комнатной температуры. Если аккумулятор выдаёт заявленные 520 А пускового тока, то получится порядка 260 А, чего достаточно для запуска малолитражного бензинового двигателя. Однако, АКБ с признаками износа уже может не справиться с этой задачей, и его лучше занести в тепло. При помощи нехитрой формулы каждый водитель сможет определить возможности своего аккумулятора в морозы.