Найти тему

10 лет добрых дел: воспоминания Елены Цеплик и Веры Селивановской

Оглавление

С чего все начиналось?

У каждого доброго дела есть своя теплая, душевная история. Рассказывая ее, вспоминаешь о самых счастливых и не очень временах, думаешь об успехах и разочарованиях и точно гордишься пройденным путем. Благодаришь каждого причастного за поддержку, неравнодушие и шанс сделать мир лучше.

Сегодня вместе с Еленой Цеплик, президентом «Найди семью», и Верой Селивановской, вице-президентом «Найди семью», мы вспоминаем, как 10 лет назад появился наш горячо любимый фонд.

Пошуршите старыми фотографиями вместе с нами. Нам точно есть, что вспомнить.

Как родилась идея создания благотворительного фонда? Была ли в этом какая-то личная история?

Елена: Да, это была личная история. Но не в смысле, что у нас в семье появился приемный ребенок.

Я долго работала в бизнесе и в какой-то момент почувствовала, что эта работа для меня перестала иметь смысл. Тогда я начала искать, какая работа будет мне интересна, принесет радость в мою жизнь. Так я решила создать благотворительный фонд.

Тема помощи детям-сиротам возникла тоже не случайно: как раз тогда был принят закон Димы Яковлева, существенно ограничивший иностранные усыновления. В то время очень много людей писали о том, как пагубно скажется на судьбе детей в детских домах это политическое решение. Более того, были конкретные дети, которые пострадали: их родители уже приезжали из-за рубежа и знакомились с ними, но не успели пройти все формальности. Дети остались в детских домах. Меня тогда очень задела вся эта ситуация, я без конца читала разных экспертов и даже ходила на митинг. Но очень быстро поняла, что отменять это решение никто не будет. Оно принято – мы живем в этой реальности, точка.

И чтобы реально облегчить судьбу детей-сирот, бессмысленно подписывать петиции, ходить на митинги и протестовать – эти действия помогут выпустить эмоции, но не больше.

Нужно жить в нашей стране, в наше время и с нашими реалиями. Нужно развивать российское приемное родительство – других альтернатив нет.

Некоторое время у меня ушло на понимание темы поглубже, и потом родилась идея фонда «Найди семью».

Вера: Создавать благотворительный фонд мне предложила Лена. В тот момент я переживала личный кризис: работа в бизнесе позволяла мне обеспечивать семью, но тоже не давала смысла. Поэтому я охотно откликнулась на предложение Лены, к тому же у нас уже был опыт совместной работы. При этом тема приемных семей для меня была terra incognita, но как только я начала в нее погружаться, так сразу в моем кругу стали появляться люди, которые уже стали приемными родителями или задумались об этом. Очень скоро это стало и вполне личной историей.

С чего началась организация фонда? Что необходимо было сделать в первую очередь?

Елена: Необходимо было пройти процедуру регистрации. Это не так сложно, как кажется со стороны: нужно было придумать название фонда, примерно описать, чем мы собираемся заниматься, а потом уже передать дело юристу. Наш с Верой друг-юрист помог нам с регистрацией, и фонд получил официальные документы в начале декабря 2013 года. Сразу после этого мы открыли расчетный счет.

Потом мы начали разрабатывать программы помощи, потихоньку делать сайт, завели соцсети. Обычная работа для начинающего фонда.

Вера: И, конечно, в числе первоочередных задач был и поиск партнеров, людей и компаний, которые были готовы поддержать новый фонд. Ведь гранты новичкам не дают, а помогать без денег эффективно нельзя.

Из кого состояла первая команда фонда? Есть ли те, кто так и работают в нем сейчас?

Елена: Первая команда фонда состояла из трех человек, которые руководят фондом и до сегодняшнего дня. Никаких абсолютно денег на найм сотрудников у нас не было, поэтому в начале пути мы все делали сами.

Что вы отметили для себя как первое достижение? Что стало вашей первой неудачей?

Елена: Я очень хорошо помню наш первый проект. Это было обучение специалистов из детских домов в Ярославской области. Мы очень трудно собирали на него деньги, потому что все доноры понимали, что детям-сиротам нужны телефоны, красивая одежда или что-то еще, что можно потрогать руками. И не понимали, как облегчит судьбу ребенка знающий грамотный специалист. Но все-таки мы собрали деньги, обучение состоялось. Мы тогда ездили втроем в Ярославль, знакомились со всеми, кто учился, и потом еще некоторое время сотрудничали с детским домом, на базе которого проходило обучение.

Неудач было довольно много на протяжении 10 лет, честно говоря. У нас бывали и неудачные мероприятия, и ошибки в привлечении сотрудников, и очень болезненные потери крупных доноров.

Мы всегда старались из каждой неудачи выходить с новым опытом; с пониманием, что мы сделали неправильно; где зоны роста и как в будущем этих ошибок не допустить.

Но вообще ошибки – это тоже нормальная история для любой развивающейся команды. Их делают все, и мы не исключение. Всегда, когда что-то не получается у всей команды или у кого-то из сотрудников, я говорю, что обязательно получится в следующий раз.

Цветочная ярмарка к 8 марта в компании-партнере «РЕСО-Гарантия». На фото Екатерина Желенникова, директор по фандрайзингу.
Цветочная ярмарка к 8 марта в компании-партнере «РЕСО-Гарантия». На фото Екатерина Желенникова, директор по фандрайзингу.

Помните ли вы 5-летие фонда? Кто был рядом с вами в тот день, и как вы его провели?

Елена: Да, конечно, помню. Это была первая круглая дата, и мы сделали очень большое мероприятие с помощью наших сотрудников и прекрасного Музея AZ Анатолия Зверева. Практически целый день на базе музея проходили разные активности, а вечером состоялся благотворительный аукцион. Это был наш первый опыт успешного большого мероприятия, наша команда тогда была на высоте. И, конечно, мы сохранили самые добрые отношения с Музеем.

Аукцион к 5-летию фонда.
Аукцион к 5-летию фонда.

Вера: Этот аукцион в день нашего 5-летия стал для нас во многом поворотным моментом. Это был первый успешный опыт фандрайзинга не только нашими с Леной силами, но и, прежде всего, силами всей команды.

Как бы вы описали вашу миссию как основательниц фонда?

Елена: Благотворители часто любят говорить, что хотят дожить до времени, когда их фонд будет не нужен. Но я не готова сказать так, потому что четко понимаю, что дети будут оставаться без родителей всегда. Ни одно самое идеальное общество и социальное государство не могут гарантировать всем детям безбедную жизнь с кровными родителями. Так просто не бывает.

А, значит, всегда будут дети, которым будет нужна приемная семья. И всегда приемным семьям нужна будет помощь в обучении и последующем сопровождении.
Благодарность Елене Цеплик от Мэра Москвы.
Благодарность Елене Цеплик от Мэра Москвы.

Поэтому я не хочу и не мечтаю, чтобы мой фонд перестал быть нужным. Моя миссия в том, чтобы у каждого ребенка, оказавшегося без родителей, был не шанс, а понятный работающий алгоритм попадания в хорошую, подготовленную, ресурсную, понимающую приемную семью. А у каждой приемной семьи – своевременная высокопрофессиональная помощь в решении самого широкого спектра проблем.

И сейчас, когда нашему фонду исполняется 10 лет, я радуюсь, что у нас есть точное понимание, как этого достичь. Конечно, это не случится завтра, но я уверена, что вся команда фонда каждый день приближает это прекрасное время.