Летом 2008 года я оказался в Ливорно. Наш корабль был пришвартован у одного из самых дальних причалов в местном порту. И шатлами группы привозили в центр города. У меня был намечен на это время вояж в Пизу и Флоренцию, но пришлось и Ливорно посмотреть. От порта я был вообще в некотором шоке. Как они там не путают, какой контейнер нужно загрузить на какое судно, известно, наверное, лишь местным логистам. Там из этих контейнеров сделаны настоящие башни. Выглядит это примерно вот так:
То есть действительно огромные круизные суда пришвартованы где-то в конце причалов - иначе в узких проходах им просто не развернуться. Я вообще, если честно не представляю, как они "задом сдают" к этим местам "парковок". Если я правильно понял, то там какие-то специальные маневровые двигатели с каждой стороны по четыре штуки. А главное на такой достаточно приличной скорости это все происходит и очень плавно. Ну да не про корабли у нас сегодня речь.
Населенные пункты можно получать под свой контроль по-разному. Особенно в средние века. Можно было банально завоевать. Это был, конечно, самый распространенный способ. Можно было основать крепость в каком-то месте, а затем вокруг нее разрастался посад. А можно было банально купить. Вот в 1421 году (у нас на канале 1421 подписчик, поэтому и рассказ будет про 1421 год) Флоренция банально купила Ливорно у Генуи. Наверное, генуэзцы поняли, что сохранить порт, который к Флоренции гораздо ближе, чем к ней самой, вряд ли получится, а потому решили хотя бы немного заработать на этом. Вот все эти три города на карте:
То, что стремительно растущей Флоренции нужен был порт - это очевидно. Без налаживания морских коммуникаций в те времена мечтать о могуществе было практически бессмысленно. Ну и выбор был небольшой, а точнее выбора вообще не было. Главным портом мог быть только Ливорно. Кстати, Генуя владела крупнейшим портом Тосканы всего-то на протяжении полутора десятилетий. А до этого он относился к сфере влияния Пизы, которая к началу XV века начала резко сдавать свои позиции. Однако именно в годы пизанского присутствия в Ливорно был воздвигнут один из самых узнаваемых объектов города - знаменитый Ливорнский маяк. На связь с Пизой указывает и его название - Fanale dei Pisani, которое затем трансформируется в традиционно Faro di Livorno. Помните, мы как-то уже вспоминали эту байку о том, что от слова "маяк" пошло слово "фара".
Маяк имеет высоту 53 метра, которые внутри разделены на 11 этажей. Его свет видно за 25 морских миль! Изначально маяк был масляным, потом стал газовым и, наконец, электрическим. В июне 1944 году отступающие немцы взорвут его. Восстановление заняло почти 10 лет, но сегодня этот маяк полностью автоматизирован и снова в строю.
Сначала порт отходит к Генуе, а потом и к Флоренции. Какое-то время Пиза пыталась конкурировать с Ливорно, но порт города, знаменитого падающей башней, окончательно заилился, а потому Козимо Медичи и приказал сделать Ливорно главными морскими воротами "Цветущей". Причем, через них шли не только грузы в различных направлениях, но здесь находили приют беженцы из различных государств, оказавшиеся на тосканском побережье. Все дело в том, что здесь был принят закон о свободе вероисповедания. Вот город и стал относительно безопасным местом для представителей различных религий.
Очень интересно, что Ливорно "засветился" и в российской истории. Ведь именно отсюда граф Орлов вывез в Россию княжну Тараканову. История там вышла интереснейшая. Помню, как я зачитывался книгой "100 великих авантюристов", в которой Таракановой была посвящена отдельная глава. Считается, что приказ о поимке Таракановой отдала сама Екатерина осенью 1774 года. Орловы тогда уже несколько утратили положение при дворе Екатерины, многие плели против них интриги. Причем в двойной игре подозревали и самого Алексея Орлова. В итоге, там была разыграна длительная и очень многоходовая комбинация, в ходе которой "принцесса" была арестована. В общем, я об этом точно напишу как-нибудь поподробнее.
Ну а в наши дни Ливорно вполне себе конкурентоспособен по сравнению даже с Пизой (с Флоренцией бороться без шансов, конечно). Один из районов города, пронизанный каналами, вообще называют Новая Венеция. Ну это, конечно, преувеличение, но что-то общее есть:
Ну а высоту 1421 метр имеет гора Студенческая на востоке нашей страны. Это высшая точка Еврейской автономной области.
А в Норвегии есть мост длиной 1421 метр. Но на этот раз он не через фьорд, а через озеро. Называется мост Мьеса.
Вот такие ассоциации у меня возникли в рамках календаря канала с число 1421. Спасибо, что читаете! До встречи!