Современные родители зачастую дают имя ребенку задолго до его появления на свет. Однако раньше младенец обретал имя только после крещения, которое происходило чаще всего на 8 день после родов. Как же все это время называли новорожденного?
Имя – это главное
Авторы сборника статей «Язык о языке» под редакцией Н. Д. Арутюновой утверждают, что раньше для русских таинство крещения являлось прежде всего актом имянаречения. Наречение же младенца именем в свою очередь представлялось актом, который придавал новорожденному статус человека. Дело в том, что ребенок, не получивший имени, наделялся демоническими чертами. Недаром говорили: «Без имени ребенок — чертенок». Согласно распространенному поверью, дети, умершие до крещения, превращались после смерти в демонов. Мало того, привидение-«двойника» называли безымень. Безымень не имел лица, а потому «носил на голове личину».
Так что таинство крещения было самым ожидаемым событием после появления ребенка на свет. Николай Покровский, автор сборника научных трудов «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки», пишет о том, что крещение совершалось в разных местностях в разное время после рождения младенца. Здорового ребенка крестили через 1-2 недели, а вот больного – на второй-третий день после родов или и вовсе сразу после рождения. Марина Короткова в своей книге «Быт и культура русского народа» утверждает, что чаще всего таинство происходило на 8 день после рождения.
«Названия» для некрещеных
Таким образом, родителям приходилось ожидать не меньше недели для того, чтобы наречь ребенка определенным именем. Поэтому некрещеным детям давали временные имена. Леонид Савин в издании «Этнопсихология» упоминает о том, что в отношении некрещеных детей нередко использовалось собирательное название вроде «мелочь» или «тварня». А, например, на Житомирщине ребенка до крещения называли «маняк», то есть призрак. Старообрядцы-беспоповцы называли детей бесами или чертенятами. Вообще, по словам С.М. Толстой, автора энциклопедического словаря «Славянская мифология», некрещеный младенец отождествлялся с иноверцем, поэтому его могли называть Иродом.
Впрочем, давали некрещеным новорожденным и вполне человеческие имена. Так, И.И. Шангина в своей книге «Русские дети» пишет о том, что в Полесье мальчиков называли Иванами, а девочек – Мариями. Однако, как утверждает Шангина и другие исследователи, самым распространенным временным именем было Богдан: «Рожден, а не крещен, так Богдашка». А.К. Байбурин, автор издания «Ритуал в традиционной культуре», отмечает, что это имя было выбрано не случайно. По воззрениям славян (и не только славян), ребенок – это «дар божий», «божье благословение». Поэтому неудивительно, что некрещеных детей называли Богданами, то есть «Богом данными».
Явные и тайные имена
Только после таинства крещения Богданы обзаводились настоящими именами. В связи с тем, что крещение, как указывает в издании «Крещение Руси» В.В. Грицков, устраивалось на 8 сутки после родов, младенцу давали имя святого, которого почитали в этот день. Что касается тех детей, которых крестили раньше или позже этого времени, то они также подпадали под данное правило, то есть получали имя святого, которого поминали в Святцах в день крещения. Так что будущее имя (или несколько предположительных имен) своего чада родители могли узнать и до крещения, заглянув в Святцы. Но называть ребенка этим именем до таинства, особенно посторонним людям, не разрешалось.
Не стоит забывать о том, что до XVII столетия (а кое-где и до начала ХХ века) в России бытовали двойные имена. Русские нередко давали детям тайные, домашние, имена, которые, как пишет Наталья Сейко в издании «Русские имена и фамилии», были известны лишь самим носителям этих имен, наиболее близким членам семьи и духовникам. Такие двойные имена, например, имели великий князь Иван III, который тайно звался Тимофеем, великий князь Василий III, имевший второе имя Гавриил, царевич Димитрий, именовавшийся Уваром.