Найти тему
Шкатулка с историями

Дорогая, давай поиграем в...

У людей иногда бывают странные способы разнообразить супружескую жизнь.

Но не все они попадают на пленку, вот в чем дело. Хотя, конечно, забавней, когда попадают.

У Джеймса и Памелы Мейсон

было одно любопытное увлечение - они хотели снимать фильмы.

Казалось бы, в чем проблема... один актер, вторая - дочь владельца киностудии... Хоть обснимайся.

Но не все так просто. Джеймс с Памелой не хотели быть инструментами чужого замысла. Они ставили перед собой более амбициозную задачу - самим спродюсировать, написать, а желательно и срежиссировать, свой собственный фильм.

Первая попытка, фильм "Я встретила убийцу" - оказалась смазанной. Но сама идея - как девушка-писательница, путешествующая в автодоме, случайно подбирает на дороге симпатичного (и находящегося в розыске) преступника, и ездит с ним по городам и весям идиллической сельской Англии - сама идея интересная, кмк. Она ищет вдохновение и материал для новой книги. Он пытается сбежать из страны. Они, разумеется, влюбляются друг в друга - но он не знал, что она все про него знала...

Потом узнал...
Потом узнал...

Фильм, снятый на карманные деньги, не впечатлил папашу- киномагната - ни как творческая единица, ни как иллюстрация скандальной личной жизни дочурки.

Но Джеймс и Памела, впоследствии поженившиеся и добившиеся таки коммерческого успеха, не оставили попыток вспахать, наконец, ниву маньяков и психопатов - которая в Англии стояла нетронутой после отбытия Хичкока в Голливуд.

И с Хичкоком очень связан их следующий фильм, о котором я хочу рассказать.

The Upturned glass, 1947

Вернее, ну как связан... Сходство сюжета и концепции со снятым на 10 лет позже "Головокружением" настолько очевидно, что мысль о "заимствовании" сразу приходит в голову.

-2

Памела впоследствии имела репутацию карикатурной стервы со скандальных ток-шоу, но если твой сценарий тырит заимствует сам король саспенса и снимает лучший фильм в истории кино (Головокружение недавно таковым признали), то думаю, Памела была вполне себе интересной личностью.

-3

Фильм начинается с университетской лекции о психологии преступников. Профессор рассказывает о своем якобы пациенте - редком случае "абсолютно нормального" убийцы. Но в принципе зрителю сразу понятно, что рассказывает профессор о самом себе.

Главный герой, хирург по имени Майкл Джойс (Джеймс Мейсон) , ведет в целом безрадостное существование - работа-дом-работа. Он женат, но с женой они расстались. Друзей у Майкла нет, увлечений тоже - его работа достаточно увлекательна, чтобы занимать все свободное время.

Она (Розамунд Джонс)
Она (Розамунд Джонс)

Но все меняется, когда появляется ОНА. Она - это мать одной из его маленьких пациенток. Сначала он ЕЕ не замечает, но ОНА слишком трогательно заботится о дочери, ОНА слишком красива, нежна и воспитанна (и кстати прекрасно одета) - чтобы доктор долго оставался равнодушным. Он влюбляется по уши. ОНА... тоже.

-5

Но и ОНА замужем, и (я предполагаю), что развод оставил бы право опеки за супругом, а не за изменщицей - соответственно, наши возвышенные влюбленные решают расстаться. Эмма (так ЕЕ зовут) слишком любит дочь и не готова ей пожертвовать.

Доктору остается лишь принять это.

-6

Но вот то, что случилось потом, он принять не может... Одним ужасным утром он узнает, что мать его бывшей пациентки, миссис Эмма Райт, упала из окна своего дома и разбилась насмерть.

Доктор не может поверить в несчастный случай, и начинает свое собственное расследование - которое наводит его на след еще одной женщины, золовки Эммы, зовут эту даму мисс Кейт Ховард (в ее роли сама Памела Мейсон).

Некоторые (садовник Эммы) утверждают, что это Кейт столкнула Эмму из окна. Но так ли это?

-7

Джойс пытается подобраться к подозреваемой поближе, изображая романтический интерес. Та охотно ведется. У них завязывается роман. Доктор выясняет, что хотя мало вероятно, чтобы Кейт действительно столкнула Эмму, она всячески старалась отравить ей жизнь, а значит, виновна в доведении до крайней точки. ВОЗМОЖНО, виновна. Тут доктору уже все равно - так как Кейт вульгарна, безвкусна, эгоистична, и вообще НЕ ОНА. Тем и виновна.

-8

Он заманивает ее на место преступления, в дом Эммы - и принуждает выброситься из окна. По его мнению, это не убийство, а возмездие. Акт поэтический, в каком-то смысле.

На этом лекция заканчивается.

Спойлер, спойлер.

Во втором акте (уже не в воспоминаниях, а в реальном времени) выясняется, что доктор читал лекцию о вещах, которые (отчасти) происходили лишь у него в голове. Он действительно встречается с Кейт, но еще не убил ее. Они садятся в машину и едут... в дом Эммы.

-9

И тут-то выясняется, что совершить идеальное убийство не так-то просто. Жертва орет, сопротивляется, в принципе не понимает, что от нее хочет прекрасный принц, превратившийся вдруг в чудовище. Наконец, Джойсу удается убить Кейт - но инсценировать это под несчастный случай или удавшуюся попытку наложить на себя руки - уже не возможно. Он в панике заталкивает тело Кейт в машину (оставляя кучу улик) и уезжает.

-10

Уезжает в прямом смысле - в туман. Тут фильм приобретает по настоящему сюрреалические черты. На пути Джойса встречаются странные люди, которые говорят странные слова и совершают странные поступки - и все ведет только к одному финалу.

-11

С "Головокружением" фильм схож и страхом высоты у главного героя, и смертью (в результате падения с высоты) идеализируемой романтической возлюбленной, и попыткой сжираемого чувством вины героя тем же способом расправиться с возлюбленной низменной и вульгарной. Но Хичкок, конечно, куда более коммерческий автор - герой Джеймса Стюарта не доходит до убийства,

-12

герой Джеймса Мейсона - доходит. Более того, Ким Новак действительно виновна, она злодейка. В отношении героини Памелы Мейсон нельзя с уверенностью утверждать.

-13

Третий акт фильма немного переворачивает его смысл и посыл, но в целом, думаю, сходство с Головокружением очевидно.

Кроме этого фильм примечателен замечательно снятой сценой убийства (для 1947 года очень впечатляюще) и героем третьего акта - абсолютно циничным врачом, которого Джойс встретил на дороге.

Снят фильм очень хорошо (знаменитый английский туман!), актеры безупречны (даже ребенок). В общем, очень рекомендую. Фильм есть на ютубе, с субтитрами можно глянуть.