Найти в Дзене
ARTПатруль

Шедевры Рейксмузея от Рембрандта до Мондриана

Оглавление

Осенью команда ARTПатруль побывала в Рейксмузее.

В 2022 году этот амстердамский музей вошёл в топ-25 самых посещаемых музеев мира, обогнав Галерею Академии во Флоренции и афинский Акрополь. Сюда идут не только за великим искусством, но и чтобы увидеть необычные интерьеры и архитектурные решения. Рассказываем, в каких залах нужно обязательно побывать и у каких экспонатов задержаться.

Немного истории

Рейксмузеум (Rijksmuseum), который также называют Рейксмюсеумом и Рейксмузеем (в переводе с нидерландского — «государственный музей»), открылся в 1800 году. Сначала небольшую коллекцию из примерно 200 экспонатов разместили в резиденции королевской семьи в Гааге, затем она переехала ещё дважды: в Королевский дворец в Амстердаме и в особняк Триппенхюс.

С течением времени коллекция росла, параллельно возрастал и интерес населения к искусству. Новые галереи начали строить по всей Европе, и стало ясно, что для Рейксмузеума тоже нужно отдельное здание.

Проект поручили создать Пьеру Кёйперсу, который позже работал над созданием Центрального вокзала в Амстердаме и замка де Хаар в Утрехте. Архитектор спроектировал здание, похожее на сказочный дворец: в нём сочетались элементы готики, Ренессанса и национальная символика. В новое здание музей переехал в 1885 году.

В дальнейшем облик музея неоднократно менялся. В прошлом веке к зданию пристроили галереи, а из внутренних дворов сделали залы. С 2003 года Рейксмузеум находился на реконструкции, а вновь открыл свои двери спустя 10 лет — в 2013-м.

Большой зал

Архитектор задумал этот зал как некую подготовку к знакомству с экспозицией: сюда посетители попадают перед началом экскурсии по залам музея. Первое, что обращает на себя внимание, — яркие витражи в исполинских окнах. Одни Кёйперс посвятил разным видам искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, — на других изобразил представителей самых распространённых профессий в средневековых Нидерландах: рыбака, фермера, торговца и других.

-2

На стенах расположены работы австрийского художника Георга Штурма: полотна изображают события из истории страны. А пол декорирован мозаикой со знаками зодиака и символикой, связанной с временами года.

Можно долго бродить, рассматривая богатое убранство зала. При этом здесь нет ощущения нагромождения деталей, наоборот, благодаря высоким сводам и большим окнам, пространство наполнено светом и воздухом.

-3

«Ночной дозор» Рембрандта (1642)

Это самая масштабная картина Харменса ван Рейна Рембрандта и главный шедевр Рейксмузеума. Художник написал «Ночной дозор» для одного из трёх штабов гражданской гвардии Амстердама. Но вместо классического группового портрета, на который рассчитывали заказчики, получилась динамичная сцена: рота ополченцев движется по направлению к зрителю. Рембрандт нарушил канон, став первым художником, изобразившим гвардейцев в движении.

До наших дней картина дошла в изменённом виде. В 1715 году полотно обрезали, чтобы оно поместилось между дверями в городской ратуше Амстердама. Так с «Ночного дозора» исчезли три персонажа. Узнать, каким полотно было изначально, можно благодаря художнику Герриту Люнденсу, который успел сделать копию картины до обрезки. Работа Люнденса находится в Лондонской национальной галерее.

-4

Ещё один любопытный факт о «Ночном дозоре»: на него трижды совершали покушение. В 1911 и 1975 годах картину пытались повредить ножом, и во второй раз успешно. Мужчина с психическим заболеванием нанёс по картине несколько ударов. На восстановление шедевра ушло полгода. А в 1990-м сбежавший пациент психбольницы облил работу кислотой. От уничтожения полотно спас слой лака, который не позволил ядовитому веществу повредить краску.

-5

«Автопортрет в фетровой шляпе» Ван Гога (1887)

Эту картину художник написал после переезда в Париж. Брат Винсента Тео, торговец искусством, познакомил новоиспечённого парижанина с современными веяниями во французской живописи. Чтобы освоить новые техники, но при этом не платить моделям, мастер решил писать автопортреты.

-6
-7

В то время он создал не один десяток подобных работ. Многие из них хранятся в музее Ван Гога в Амстердаме, но один из автопортретов в 1936 году Рейксмузеуму подарила Франсуаза Бонгер, вдова голландского коллекционера.

«Молочница» Вермеера (ок. 1660)

Исследователи предполагают, что главная героиня полотна Яна Вермеера изображена за приготовлением хлебного пудинга — традиционного голландского блюда. Во всяком случае, об этом свидетельствует набор продуктов на столе: хлеб и молоко.

-8

Сегодня мы назвали бы это полотно минималистским: фигура служанки выделяется на фоне пустой белой стены. В 2022 году учёные выяснили, что такой лаконичной картина стала не сразу. Первоначально над головой женщины был изображён держатель для кувшина, а у её ног стояла пожарная корзина (туда клали чашу с углями, чтобы согревать младенцев и сушить пелёнки). Однако позже художник убрал лишние детали.

-9

Платье «Mondrian dress» Ив Сен-Лоран (1965-66)

Платье «Mondrian dress» авторства знаменитого французского кутюрье Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) было представлено публике в рамках показа Осень-Зима 1965-1966 гг. в Париже.

-10

Показ произвёл настоящий фурор в модном сообществе. Критики сразу же уловили в платьях Сен-Лорана влияние творчества Пита Мондриана. Кутюрье тонко прочувствовал эстетику работ художника, благодаря чему ему удалось создать новое произведение абстрактного искусства, но не на холсте, а на ткани. В сентябре 1965 года Harper's Bazaar охарактеризовал коллекцию как «зарождающуюся абстракцию, одежду будущего, чётко определённую белым джерси, идеально пропорциональную для подчёркивания силуэта». Цитата из Le Journal de Paris 1965 года: «Достижение Сен-Лорана в том, что он создал совершенно новый силуэт, используя старые принципы».

-11

Музеи
137 тыс интересуются