Как к этому нововведению отнеслись в школах Обнинска?
Автор: Мария БАКИНА
Спойлер: революционной ситуации не наблюдается
Смартфон на замок
В прошлом году Минпросвещения уже вводило подобный запрет на пользование мобильными устройствами в школах. Тогда рекомендацию одобрили и учителя, и родители. Но, как известно, в рекомендации нет императива. Сегодня же эта мера может принять законодательную форму.
Мы поговорили с обнинскими педагогами, директорами школ, чтобы узнать их мнение на этот счет. Как оказалось, практически все образовательные учреждения Города Первых давно практикуют отказ от использования смартфонов во время уроков.
Так, например, в школе №4 вот уже пять лет действует схема «коробочки». Перед началом урока ученики старшей школы сдают смартфоны в специальную корзинку, а забирают их после уроков: «Это совершенно нормальная практика. Я полностью поддерживаю законодательную инициативу по телефонам. Когда нет смартфона, то ученик концентрируется на предмете, а не на социальных сетях», — говорит директор Владимир Светлаков.
А вот ученикам началки с первого дня обучения был дан наказ — если телефон, то только кнопочный. Родители пошли навстречу: «На наш взгляд, чем позже ребенок вступит в контакт с социальными сетями и интернетом, тем лучше. Ведь можно увлекаться книгами, любым другим хобби. Развивать себя, а не жевать интернетную жвачку», — говорит председатель родительского комитета одного из начальных классов 4-й школы.
Иногда можно
Однако в век цифровизации было бы дикостью запретить использование гаджетов совсем, ведь нередко и в школьной программе, чтобы качественно изучить материал, требуется обратиться к онлайн-источникам: «Например, я провожу урок обществознания. В программе урока — знакомство с Конституцией. Я заранее предупреждаю детей, чтобы они подготовились — либо в бумажном виде, либо на электронном носителе. Зачастую дети приносят планшеты, а не телефоны», — продолжает Владимир Светлаков.
При этом лишать детей возможности общаться при помощи телефона никто не собирается — в большинстве обнинских школ во время перемены ученики забирают свои смартфоны: проверяют соцсети, при необходимости звонят родителям: «Делу время — потехе час, — объясняет директор лицея «Держава» Оксана Копылова. — Поэтому такую законодательную инициативу мы с педагогическим составом полностью поддерживаем. Конечно, в нашей школе отказ от использования мобильников во время занятий давно введен в ежедневную рутину. Ведь только так можно достичь здорового взаимодействия между учеником и учителем — очного контакта «глаза в глаза», когда педагог объясняет подопечному материал, не переживая за его включенность в процесс».
Лазейка?
А вот нынешние ученики отнеслись к возможной перспективе запрета совсем неоднозначно. Те, в чьих школах отказ от мобильников на время уроков практикуются давно, — снисходительны, а вот те, для кого это станет новшеством, уже пытаются найти способы избежать этой участи: «Буду носить два смартфона, один сдавать, а другим пользоваться», — говорит ученик школы №11. «А чем же заняться на физике? Сейчас я готовлюсь к ЕГЭ, и на уроках, которые мне не так важны, прохожу онлайн-тесты по подготовке к экзаменам», — делится ученица школы №18.
Получается палка о двух концах: родители и учителя ратуют за образовательный процесс без цифровизации в эпоху цифровизации. Дети же, сроднившиеся со смартфонами, расставаться с ними особо не хотят. Поможет ли новый закон, если он будет принят? А главное — не навредит ли?
Законопроект комплексный. Предлагается внести изменения в законодательство об образовании и ряд других изменений, направленных на повышение авторитета работы педагога.
В частности, хотят ввести механизм обязательного рассмотрения администрацией школ обращений педагогических работников о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые нарушают правила внутреннего распорядка. Устанавливается и обязанность педагога принимать необходимые меры по соблюдению прав учеников, что не позволит ему оставаться в стороне в случае возникновения конфликтов. Ведь нередки случаи, когда дети на уроках устраивают раскардаши, которые снимают на видео и забрасывают в социальные сети: намеренно доводят учителей или одноклассников до исступления, унижают и издеваются. И делают это специально и прежде всего для того, чтобы получилось «прикольное видео». «К сожалению, буллинг — не редкость в сегодняшней подростковой среде. Кроме того, когда подобные видео попадают в сеть и распространяются, пострадавшие испытывают сильный стресс», — говорит судебный психолог Ирина Макаренко.
«Прежде всего должна быть культура общения, субординация, непоколебимость учительского авторитета. Этого, на мой взгляд, можно достичь только при плотном очном взаимодействии, — уверена Оксана Копылова. — А к вопросу о буллинге педагогов: если учитель — профессионал, ему не доставит труда справится с детскими манипуляциями и проявлениями агрессии, но новый закон станет хорошим подспорьем в этом вопросе».