Найти тему

Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (4—5 годы жизни)

Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва

Для детей 3—4 лет: https://dzen.ru/media/detstvopress/didakticheskie-igry-i-uprajneniia-v-obuchenii-detei-s-ogranichennymi-vozmojnostiami-zdorovia-34-god-jizni-6549f28decd50d00fd46f202

Для детей 5—6 лет: https://dzen.ru/a/ZUn04vZbiyZZu2Nr?referrer_clid=1400&

Для детей 6–7 лет: https://dzen.ru/a/ZUn2i2IAqANjCQqB?referrer_clid=1400&

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Средний дошкольный возраст (4—5-й годы жизни)

Развитие элементарных математических представлений

• Тема «Предметы и их свойства»

Игра «Сделай узор»

Цели: закрепить знания о форме, цвете и величине предметов, умение располагать геометрические фигуры в определенном порядке на плоскости.

Оборудование: модели геометрических фигур.

По заданию дефектолога ребенок раскладывает геометрические фигуры на поверхности стола, ориентируясь на словесную инструкцию (посерединеподнад, слевасправа и т. д.)

• Тема «Сравнение предметов по величине»

Игра «Большие и маленькие»

Цели: учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.

Оборудование: «чудесный мешочек», объемные геометрические формы двух размеров.

Из «чудесного мешочка» ребенок выбирает объемные геометрические формы заданной величины

• Тема «Сравнение по величине»

Игра Игра «Две корзины»

Цели: закрепить умение делить предметы по величине на две группы.

Оборудование: игрушки двух величин, большая и маленькая корзины.

Ребенок раскладывает большие игрушки в большую корзину, маленькие — в маленькую. Называет их, сравнивает по величине

• Тема «Длинный — короткий»

Игра «Гусеница»

Цели: закрепить понятия «длинный — короткий», развивать конструктивные навыки.

Оборудование: счетные палочки.

Дефектолог предлагает ребенку изобразить гусеницу, используя счетные палочки. Следует обратить внимание ребенка на то, что гусеница коротенькая и понадобятся всего три палочки.

Словно крохотная змейка,
 Проползает по скамейке:
 Это гусеница Крошка
 Захотела есть немножко.
С. Боровский

• Тема «Сравнение двух предметов разной длины»

Игра «Кто быстрее свернет ленту?» — игра-соревнование между дефектологом и ребенком

Цели: закрепить понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: ленты различной длины.

Дефектолог и ребенок берут себе по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сворачивать. Подводя итог, взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине

• Тема «Свойства предметов — цвет»

Игра «Разноцветная вода»

Цели: закрепить знание четырех основных цветов.

Оборудование: четыре баночки с водой, краски четырех цветов, кисточка.

Дефектолог предлагает ребенку покрасить воду в баночках и правильно назвать получившийся цвет. Для усложнения задания краски можно смешивать

• Тема «Свойства предметов — форма»

Игра «Узнай фигуру»

Цели: учить выделять контур предмета, соотносить объемную фигуру с плоскостной.

Оборудование: объемные геометрические фигуры, фломастеры, бумага для рисования.

Дефектолог показывает объемные фигуры, называет их, предлагает каждую обвести по контуру. Затем рисует на листе бумаги плоскостное изображение каждой объемной фигуры. Взрослый называет нарисованные фигуры, а ребенок соотносит их с объемными

• Тема «Сравнение предметов по высоте»

Игра «Домик для матрешки»

Цели: закрепить понятия «высокий — низкий», «выше — ниже».

Оборудование: строительный материал, две матрешки.

По заданию дефектолога ребенок должен построить домик для каждой матрешки. Следует обратить внимание ребенка на то, что ростом матрешки разные, соответственно разными по высоте должны быть и домики

• Тема «Сравнение предметов по длине и высоте»

Игра «Дома и дорожки»

Цели: закрепить представления длинный — короткийнизкий — высокий.

Оборудование: плоскостные и объемные геометрические формы.

Ребенок получает задания: построить длинную дорогу и короткую дорожку (из квадратиков); вдоль длинной дороги расположить высокие дома, вдоль короткой — низкие домики (из брусочков или кирпичиков)

• Тема «Сравнение предметов по длине и высоте (по памяти)»

Игра «Вспоминай-ка!»

Цели: закрепить умение правильно употреблять изученные понятия при сравнении по величине, развивать внимание, память.

Оборудование: картинный материал (змея — гусеница, шнурок — веревка, дерево — цветок, жираф — лошадь и др.).

Ребенок рассматривает картинки, называет, сравнивает. Затем дефектолог переворачивает картинки, а ребенок вспоминает и называет рассмотренные пары

• Тема «Геометрические фигуры — круг»

Игра «Найди круг»

Цели: развивать умение выбирать из множества фигуру нужной формы.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, более крупная фигура-эталон.

Дефектолог показывает ребенку фигуру-эталон, называет и просит выбрать фигуры такой же формы. Маленькие кружки можно разложить вокруг большого круга, сложив «цветок»

• Тема «Круг. Соотнесение с предметами окружающего мира»

Игра «Что бывает круглым?»

Цели: развивать умение видеть заданную форму в предметах ближайшего окружения.

Оборудование: предметы окружающей обстановки, предметные и сюжетные картинки.

Вначале ребенок находит круглые предметы вокруг себя, затем — на предметных картинках, потом — на сюжетных

• Тема «Геометрические фигуры — квадрат»

Игра «Сложи квадрат»

Цели: закрепить знания о форме квадрата, развивать конструктивные навыки.

Оборудование: счетные палочки, карандаши, эталон фигуры.

Показывая эталон фигуры, дефектолог напоминает отличительные признаки квадрата. Ребенок получает задание сложить несколько маленьких (из счетных палочек) и несколько больших (из карандашей) квадратов

• Тема «Геометрические фигуры — треугольник»

Игра «Сделай узор»

Цели: развитие восприятия формы, умения располагать предметы на плоскости листа.

Оборудование: эталоны фигуры пяти цветов, лист бумаги.

Дефектолог дает задание ребенку сложить узор из треугольников, указывая расположение каждого: посередине, под, над, слева, справа

• Тема «Сравнение круга, квадрата, треугольника»

Игра «Бусы для елки»

Цели: закрепить знания об изученных геометрических фигурах, умение располагать фигуры в определенной последовательности.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры с отверстиями для нанизывания, веревочка.

Дефектолог начинает собирать бусы для елочки, чередуя круг, квадрат и треугольник. Ребенок должен продолжить нанизывать фигуры, соблюдая заданный ритм

• Тема «Ориентировка в пространстве. Части тела»

Игра «Слушай и выполняй»

Цели: закрепить пространственные представления, знание частей тела, умение выполнять словесные инструкции.

Оборудование: флажки.

— Возьми флажок в левую руку.

— Спрячь флажок за спинку.

— Подними флажок над головой.

От ребенка требуется быстро и четко выполнять задания дефектолога

• Тема «Направление от себя»

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цели: закрепить умение определять направление звука.

Оборудование: стул для ребенка, колокольчик.

Дефектолог предлагает ребенку присесть на стул, поставленный посередине комнаты (кабинета), закрыть глаза и определить, с какой стороны слышен звон колокольчика.

Следует продолжить фразу, начатую дефектологом.

— Колокольчик звенит... справа.

— Колокольчик звенит... внизу, под стулом

• Тема «Ориентировка на плоскости листа»

Игра «Стрелочка»

Цели: закрепить представления о верхней, нижней, правой и левой сторонах листа.

Оборудование: лист картона с прикрепленной к нему стрелочкой (стрелочка должна свободно вращаться).

Дефектолог просит показать сторону листа, ребенок выполняет задание, поворачивая стрелочку. Можно использовать словесный отчет после выполнения задания

• Тема «Ориентировка во времени»

Игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Дефектолог описывает картинку, ребенок ее находит и определяет время суток в которое происходит действие, изображенное на картинке

• Тема «Один — много, по одному, ни одного»

Игра «Купание утят»

Цели: закрепить понятия «много», «мало», «один», «ни одного».

Оборудование: тазик с водой, игрушечные утята.

Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть утят, вспомнить, как они подают голос, как умеют плавать и нырять. В процессе игры дефектолог меняет количество утят, привлекая к этому внимание ребенка.

— Было много утят...

— А теперь мало...

— Остался один утенок...

• Тема «Прием наложения»

Игра «Чашки и блюдца»

Цели: закрепить умение сравнивать, не прибегая к счету.

Оборудование: чашки и блюдца из набора кукольной посуды.

Дефектолог предлагает поставить чашки на блюдца. В ходе игры количество чашек и блюдец меняется. Взрослый побуждает ребенка к сравнению приемом наложения (чашка ставится на блюдце)

• Тема «Прием приложения»

Игра «Чашки для кукол»

Цели: закрепить умение сравнивать, не прибегая к счету.

Оборудование: куклы, чашки из набора кукольной посуды.

Дефектолог предлагает поставить чашку каждой кукле. В ходе игры количество чашек и кукол меняется. Взрослый побуждает ребенка к сравнению приемом приложения (чашка ставится перед куклой)

• Тема «Сравнение групп предметов»

Игра «Больше, меньше и равно»

Цели: закрепить умение сравнивать количество предметов, не прибегая к счету.

Оборудование: мягкие игрушки, стулья.

Ребенок должен определить, хватит ли стульев для всех игрушек. Для этого необходимо посадить каждую игрушку на стул. Количество игрушек и стульев меняется. Каждый раз необходимо установить соотношение между ними

• Тема «Развитие пространственного восприятия»

Игра «Какая игрушка?»

Цели: закрепить пространственные представления: впередисзадисправаслева.

Оборудование: игрушки.

Ребенок закрывает глаза, дефектолог расставляет вокруг него игрушки. Открыв глаза, ребенок должен правильно назвать расположение каждой игрушки. В ходе игры расположение игрушек меняется

• Тема «Счет до трех»

Игра «Покажи столько же пальчиков»

Цели: закрепить навык счета до трех.

Оборудование: счетный материал.

Дефектолог показывает ребенку предметы (не более трех), считает их. Ребенок должен показать соответствующее количество пальчиков

• Тема «Счет до трех. Итоговое число»

Игра «Собери и посчитай»

Цели: закреплять навык счета до трех, умение подводить итог.

Оборудование: модели грибов, корзинка.

Дефектолог дает ребенку задание: «Положи в корзинку три грибочка... Покажи мне. Сколько у тебя грибочков?»

Задание предлагается несколько раз, количество грибов варьируется

• Тема «Счет до четырех»

Игра «Глазки спят, ручки считают»

Цели: закрепить навыки счета на ощупь.

Оборудование: счетный материал, коробка.

Вначале дефектолог предлагает внимательно посмотреть, что лежит в коробке, и посчитать. Затем ребенок должен пересчитать предметы из коробки с закрытыми глазами, открыть глаза и проверить себя

• Тема «Счет по названному числу»

Игра «Найди столько же»

Цели: закрепить навык счета до четырех, понятие столько же.

Оборудование: счетный материал, карточки с цифрами.

Дефектолог называет любое число до четырех, показывает карточку с цифрой, читает стихотворение об этом числе (С. Маршак «Веселый счет»). Затем просит ребенка отсчитать нужное количество предметов

• Тема «Счет на ощупь, на слух. Счет движений»

Игра «Слушай, выбирай, хлопай»

Цели: закрепить навык счета до четырех с использованием различных анализаторов.

Оборудование: «чудесный мешочек», счетный материал, бубен.

Ребенок считает количество ударов в бубен (в бубен ударяет взрослый), отсчитывает соответствующее количество предметов на ощупь, столько же раз хлопает в ладоши

• Тема «Развитие пространственного восприятия»

Игра «Продолжи ряд»

Цели: развивать умения анализировать расположение предметов в пространстве, продолжать ряд, соблюдая ритм.

Оборудование: модели плоскостных геометрических фигур.

Дефектолог выкладывает начало трех рядов геометрических фигур. Ребенок продолжает каждый ряд, соблюдая заданную последовательность расположения фигур.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

• Тема «Знакомство с ближайшим окружением»

Игра «Путешествие»

Цели: закрепить названия и назначение оборудования кабинета дефектолога

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Дефектолог и ребенок встают «паровозиком» и отправляются в «путешествие» по кабинету. При этом необходимо рассказать ребенку о назначении учебных пособий, предметов мебели, игрушек и другого оборудования кабинета, напомнить правила поведения на занятиях, имя и отчество дефектолога

• Тема «Игрушки»

Игра «Починим машинку»

Цели: учить различать и называть части грузовой машины, подражать действиям взрослых, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: игрушечная машинка, сюжетные картинки по теме.

Ребенок рассматривает машинку, называет ее части. Затем дефектолог говорит, что машинка сломалась и ее необходимо починить. Ребенок «ремонтирует» машинку, подражая знакомым действиям взрослых и опираясь на картинный материал

• Тема «Наше тело»

Игра «Не ошибись»

Цели: закрепить знание детьми названий частей собственного тела и лица.

Дефектолог предлагает прятать глаза (уши, нос, колени, живот и т. д.), закрывая руками, но при этом сама закрывает другую часть тела или лица. Ребенок должен заметить ошибку взрослого и не ошибиться сам

• Тема «Осень»

Игра «Найди парные листочки»

Цели: закрепить знания о признаках осени, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: по два засушенных листочка березы, дуба, рябины, клена.

Перед ребенком раскладывают засушенные листочки. Дефектолог напоминает названия деревьев, с которых собраны листья. Затем ребенку предлагается выбрать парные листочки

• Тема «Осень»

Игра «Выбери картинку»

Цели: закрепить знания об осени, развивать умение выбирать заданный объект из множества.

Оборудование: сюжетные картинки по временам года.

Из предъявленных картинок ребенок должен выбрать только осенние

• Тема «Овощи»

Игра «Магазин»

Цели: закрепить умение составлять описания, узнавать предметы по описанию.

Оборудование: муляжи овощей.

Дефектолог и ребенок играют, меняясь ролями «продавец — покупатель». Дефектолог дает ребенку образец составления описания, помогает при составлении описания, подсказывая ключевые слова: форма, цвет, величина, вкус

• Тема «Овощи»

Игра «Узнай на вкус»

Цели: закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус.

Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей.

Дефектолог показывает ребенку овощи, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазками

• Тема «Фрукты»

Игра «Урожай»

Цели: закрепить знание отличительных признаков фруктов, умение группировать по заданному признаку.

Оборудование: две корзины, муляжи фруктов.

В одну корзину складывают фрукты красного цвета, а в другую — желтого. Каждый фрукт необходимо правильно назвать

• Тема «Фрукты»

Игра «Узнай на вкус»

Цели: закрепить знания о фруктах, умение определять фрукты на вкус.

Оборудование: натуральные фрукты, ножик и деревянные шпажки для фруктов.

Дефектолог показывает ребенку фрукты, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами

• Тема «Дифференциация овощи — фрукты»

Игра «Поваренок»

Цели: закрепить знания о способах употребления овощей и фруктов.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две кастрюли (для супа и для компота).

Ребенок получает задание — «сварить» суп и компот. Для этого следует правильно отобрать и назвать необходимые компоненты. При выполнении задания ребенок комментирует свои действия

• Тема «Ягоды»

Игра «Разгадай и загадай»

Цели: закреплять умение узнавать предмет по его наиболее характерным признакам, учить описывать предмет, не называя его.

Оборудование: картинки по теме.

Вначале дефектолог дает образец описания какой-либо ягоды, ребенок разгадывает и называет. Затем они меняются ролями: ребенок загадывает, а дефектолог разгадывает загадку-описание

• Тема «Грибы»

Игра «Шляпки и ножки»

Цели: закрепить знания о строении гриба, названия грибов, развивать конструктивные навыки.

Оборудование: плоскостные изображения грибов (шляпки отделены от ножек).

По заданию дефектолога ребенок подбирает каждую шляпку к ножке, называет получившийся грибок. При необходимости дефектолог помогает правильно назвать гриб

• Тема «Деревья»

Игра «Одинаковые — разные»

Цели: учить сравнивать деревья, находить в них признаки сходства и различия.

Оборудование: картинки с изображением елки, березы, клена, дуба.

Дефектолог напоминает названия деревьев, характерные признаки каждого дерева. Затем предлагает сравнить два дерева, указав, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга

• Тема «Зима»

Игра «Бывает — не бывает»

Цели: закрепить умение выделять характерные признаки зимы.

Оборудование: картинки с изображением четырех времен года.

При предъявлении дефектологом каждой картинки ребенок должен определить, относится она к зиме или к другому времени года.

— Желтые листочки на деревьях зимой бывают?

— На коньках зимой катаются?

• Тема «Зима — осень»

Игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знания о временах года (осень, зима), учить сравнивать.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Ребенок должен продолжить фразу, начатую дефектологом.

— Урожай овощей и фруктов собирают...

— Дети катаются на санках...

— Листья на деревьях желтеют и опадают...

— Снег идет.., а дождь...

• Тема «Зима. Новый год»

Игра «Посмотри, запомни, назови»

Цели: закреплять знания о новогоднем празднике, развивать память, внимание, речь.

Оборудование: новогодняя елочка.

Дефектолог напоминает ребенку о традиции празднования Нового года, предлагает рассмотреть елочку и запомнить, как она украшена. Необходимо помочь ребенку более детально рассмотреть елочку. После этого ребенок закрывает глаза и называет все, что смог запомнить

• Тема «Одежда»

Игра «Кукла Катя одевается»

Цели: закрепить названия предметов одежды, последовательность одевания и раздевания.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ребенок одевает и раздевает куклу, комментируя свои действия:

— Сначала Катя наденет брюки.

— Потом Катя наденет свитер....

— Сначала Катя снимет куртку.

— Потом Катя снимет кофту...

• Тема «Обувь»

Игра «Обувь для Ванечки»

Цели: закрепить названия и назначение предметов обуви.

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинка с изображением различных видов обуви.

По заданию дефектолога ребенок должен выбрать и правильно назвать обувь для дома, для прогулки зимой, в сырую и теплую погоду, Указать взрослую обувь, которая не подходит для ребенка, обувь для девочки и др.

• Тема «Посуда»

Игра «Что для чего?»

Цели: закрепить название и назначение различных предметов посуды.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Дефектолог дает ребенку задание: показать, назвать и объяснить назначение (в зависимости от возможностей) столовой и чайной ложек, глубокой и мелкой тарелок, чашки, блюдца, вилки, сковороды, кастрюли и т. п.

• Тема «Домашние животные»

Игра «Кто как голос подает?»

Цели: закрепить знания о домашних животных, развивать произносительную сторону речи.

Оборудование: ширма, фигурки домашних животных.

Дефектолог за ширмой подражает голосам домашних животных. Ребенок должен узнать и назвать животное.

— Это корова. Она мычит.

После правильного ответа фигурка животного достается ребенку, при неверном ответе — остается у дефектолога

• Тема «Домашние животные»

Игра «Узнай, про кого говорю»

Цели: развивать умение узнавать предмет по описанию.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных.

Картинки прикрепляются к магнитной доске. Дефектолог составляет описания, ребенок разгадывает загадки-описания, показывает картинку-отгадку

• Тема «Дикие животные»

Игра «Кто, кто по лесу идет?»

Цели: развивать умения узнавать предмет по описанию, имитировать повадки диких животных.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Картинки прикрепляются к магнитной доске. Дефектолог составляет описания, ребенок разгадывает загадки, показывает картинку-отгадку. После этого взрослый предлагает ребенку показать, как крадется лисичка, скачет зайчик, рыщет по лесу волк, ковыляет медведь.

Глаголы движения должны быть отработаны

• Тема «Дикие животные»

Игра «Путаница»

Цели: закрепить знания о диких и домашних животных.

Оборудование: картинка с изображением леса, картинка с изображением деревенского дворика, фигурки животных.

Фигурки домашних и диких животных дефектолог размещает на двух картинках, сознательно допуская ошибки. Ребенок должен исправить эти ошибки, «распутав путаницу»

• Тема «Весна»

Игра «Бывает — не бывает»

Цели: закрепить знания о характерных признаках весны.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Взрослый называет какое-то явление или действие. Ребенок должен ответить, бывает такое на самом деле или нет.

— Весной желтеют и опадают листочки.

— Весной тает снег.

— Весной дети катаются на санках.

(И т. п.)

• Тема «Весна»

Игра «Запоминай-ка»

Цели: развивать память, закрепить знания о характерных признаках весны.

Оборудование: сюжетная картина по теме.

Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картину, запомнить, что на ней изображено. Затем переворачивает картину. Ребенок должен назвать как можно больше деталей, которые он запомнил

• Тема «Птицы»

Игра «Петушок»

Цели: закрепить знания о повадках домашних птиц, развивать умение имитировать движения согласно тексту стихотворения.

Дефектолог читает стихотворение, ребенок слушает, подражает действиям петушка.

Как у наших у ворот петух зернышки клюет...
 Петух зернышки клюет, к себе курочек зовет.
 Я нашел для вас орех, разделю орех на всех

• Тема «Птицы»

Игра «Запомни птичек»

Цели: закрепить знания названий птиц, развивать память и внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц.

Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть 4—5 картинок с изображениями птиц. Называет каждую птицу, обращает внимание на ее характерные особенности. Затем взрослый переворачивает картинки, а ребенок должен вспомнить и назвать тех птичек, которых он видел

• Тема «Транспорт»

Игра «Называем, узнаем»

Цели: закрепить названия транспортных средств, развивать умение узнавать целое по его части.

Оборудование: предметные картинки с изображениями транспортных средств, разрезные картинки, идентичные целым.

Вначале следует внимательно рассмотреть и назвать изображения на целых картинках.

Далее взрослый показывает ребенку одну из частей разрезной картинки, ребенок должен узнать и сказать, от чего эта часть.

— Это кабина грузовика.

— Это крыша трамвая.

(И т. п.)

• Тема «Продукты питания»

Игра «Магазин»

Цели: закрепить названия продуктов питания, учить образованию прилагательных от существительных.

Оборудование: муляжи продуктов, корзинка для «покупок».

В начале игры муляжи продуктов расставлены в произвольном порядке.

Дефектолог берет на себя роль продавца, а ребенку предлагает быть покупателем.

— Ты пришел в молочный отдел. Что здесь можно купить?

При необходимости следует помочь ребенку выбрать молочные продукты, положить в корзинку те из них, которые ребенок решил «купить».

Далее можно выбрать мясные продукты, сладости и т. п.

• Тема «Цветы. Лето»

Игра «Доскажи и покажи»

Цели: закрепить знание признаков лета, умение соотносить фразу с картинкой, учить продолжать предложение, начатое взрослым (с опорой на картинку).

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Ребенок продолжает фразу, начатую взрослым, и показывает соответствующую картинку.

— Летом в лесу растут...

— Люди купаются и…

Окончание в следующей статье.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц