Найти тему

Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (3—4 годы жизни)

Оглавление

Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва

Для детей 4—5 лет: https://dzen.ru/a/ZUnzgTpAJ3MqLUHl?referrer_clid=1400&

Для детей 5—6 лет: https://dzen.ru/a/ZUn04vZbiyZZu2Nr?referrer_clid=1400&

Для детей 6–7 лет: https://dzen.ru/a/ZUn2i2IAqANjCQqB?referrer_clid=1400&

Добавьте описание
Добавьте описание

Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или, лучше сказать, жажда его.
К. Д. Ушинский

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным, что достигается разными методами. Особое место занимает дидактическая игра. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Учитывая индивидуальные черты, можно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе или сформировать умение принимать критику без обид и подчиняться игровым правилам. Доброжелательность и поддержка взрослого делают игру максимально полезной для развития ребенка. Игра же делает процесс обучения более действенным и эмоциональным.

Обязательные структурные элементы дидактической игры: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила. Все эти составляющие должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала, которое зависит от правильного выбора методов обучения.

В основе системы дидактических игр лежат следующие принципы:

• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;

• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

• повышение умственной активности ребенка;

• органическая связь между внешней и внутренней активностью ребенка.

Между тем выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Для этого следует соблюдать определенную закономерность в подборе игр, связь каждой игры с предыдущей и последующей.

Поскольку большинство предложенных игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно предложить проводить родителям. Главный методический принцип в использовании игр — их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Каждую игру важно не только правильно выбрать, но и хорошо провести, учитывая возможность возникновения затруднений и индивидуальные особенности ребенка. При необходимости игру следует усложнять или упрощать по ходу проведения. Если малыш быстро и легко справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные, и наоборот, в случае затруднений лучше подольше задержаться на простых. Во время игры ребенок обязательно должен быть активен. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

Целью данной работы является разработка игр соответственно изучаемым темам, не требующих сложного оборудования, длительной подготовки, высокой двигательной активности ребенка. Каждая игра является составной частью занятия и может быть использована педагогом, уже имеющим определенный план занятия. Порядок изучения тем соответствует программам, разработанным С. Г. Шевченко, по обучению детей с ЗПР дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст (3—4-й год жизни)

Сенсорное воспитание. Развитие элементарных математических представлений

• Тема «Складывание матрешки»

Игра «Спрячь матрешку»

Цели: познакомить с принципом складывания матрешки, вызывать положительное отношение к игрушке.

Оборудование: 2(3)-составная матрешка.

Дефектолог показывает ребенку матрешку, предлагает потрогать ее. Затем разбирает, комментируя свои действия, просит собрать, при необходимости помогает

• Тема «Шар. Формирование понятий большой — маленький»

Игра «Покатай шарик»

Цели: познакомить со свойствами шара.

Оборудование: шарики различной величины и цвета.

Ребенок катает шарики по столу, по полу, по ковру. Взрослый комментирует действия ребенка, называет величину и цвет шариков, просит ребенка повторить

• Тема «Куб. Формирование понятий один — много»

Игра «Строим башни»

Цели: закрепить знания о геометрической форме куб, развивать умение выполнять инструкции взрослого, развивать мелкую моторику.

Оборудование: объемные фигуры (кубики и шарики).

Совместные действия с комментариями. После построения башни из кубиков следует предложить ребенку построить башню из шариков, сравнить свойства шарика и кубика

• Тема «Дифференциация: куб, шар. Один — много»

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: развивать тактильные ощущения, закреплять названия изученных форм.

Оборудование: «чудесный мешочек», шарики, кубики.

Ребенок узнает фигуру на ощупь, называет, достает из мешочка, считает названные фигуры (один — много)

• Тема «Знакомство с формой крыша. Деление предметов по величине на две группы»

Игра «Строим домики»

Цель: развивать конструктивные навыки.

Оборудование: объемные геометрические формы.

Ребенок обследует фигуры различными способами, выполняет действия с ними (пробует катать, двигать), затем строит домики, ставя крышу на кубик

• Тема «Знакомство с формой кирпичик. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Один — много»

Игра «Найди окошко»

Цели: учить соотносить форму в практическом действии с предметами с помощью проб, определять количество предметов (один — много).

Оборудование: ящик Сегена.

Взрослый показывает ребенку способ действия, просит повторить его и найти окошко для каждой фигуры

• Тема «Складывание матрешки. Один — много — ни одного»

Игра «Подружки»

Цели: развивать умение выполнять простые действия с матрешкой: открывать и закрывать, вкладывать и вынимать, сравнивать по величине, считать и соотносить с количеством пальцев.

Оборудование: матрешка 5-составная.

Взрослый обучает ребенка элементарным действиям с матрешкой. Матрешкам можно дать имена

• Тема «Нанизывание колец, убывающих по величине (складывание пирамидки). Один — много — ни одного»

Игра «Кто быстрей»

Цели: закрепить умение складывать пирамидку, определять количество колец.

Оборудование: две одинаковые пирамидки.

Вначале дефектолог показывает способ складывания пирамидки, комментируя свои действия. Затем предлагает ребенку сложить пирамидку самостоятельно. После этого ребенок и взрослый соревнуются

• Тема «Цвет предметов. Один — много в окружающей обстановке»

Игра «Один — много»

Цели: побуждать к различению понятий один — много, пониманию инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа.

Оборудование: предметы окружающей обстановки, картинки с изображением одного и множества предметов.

По заданию взрослого ребенок показывает куклу или кукол, приносит мяч или мячи, прячет мишку или мишек и т. д.

• Тема «Цвет предмета. Пространственные направления: вверху — внизу»

Игра «Кубик на кубик»

Цели: закрепить пространственные представления вверху — внизу, названия основных цветов.

Оборудование: кубики четырех основных цветов.

Дефектолог ставит кубик на кубик и фиксирует внимание: красный — вверху, синий — внизу. Затем меняет положение кубиков и цвета. Ребенок выполняет действия по подражанию

• Тема «Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Понятие поровну»

Игра «Угости кукол»

Цель: закрепить понятие поровну.

Оборудование: плоскостные фигурки кукол, муляжи конфет и фруктов в равном количестве.

Ребенок раздает куклам угощение, накладывая муляжи на фигурки кукол. Сравнивает количество кукол и конфет, фруктов

• Тема «Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Пространственные направления вверху — внизу, впереди — сзади»

Игра «Где спрятался»

Цели: закрепить пространственные представления, развивать память и внимание.

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Перед началом игры дефектолог показывает ребенку игрушки и другие предметы, обращает внимание на их местоположение. Затем ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы взрослого

• Тема «Понятия больше, меньше. Установление равенства»

Игра «Гости и стулья»

Цель: в практической деятельности закрепить понятие поровну.

Оборудование: стулья, куклы, мишки.

Ребенок должен посадить каждую игрушку на стул. Дефектолог меняет количество игрушек и стульев, подводит ребенка к необходимости сравнения по количеству

• Тема «Прием приложения. Различение правой и левой руки»

Игра «Чашки и блюдца»

Цель: закрепить умение сравнивать приемом приложения.

Оборудование: карточки для обучения приему приложения.

На верхней полоске изображения чашек. Под каждой чашкой блюдце (модель). Ребенок берет блюдца правой рукой и раскладывает справа налево

• Тема «Геометрическая фигура квадрат»

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: закрепить название плоскостной фигуры, умение определять фигуру на ощупь.

Оборудование: мешочек, различные плоскостные фигуры, мелкие игрушки.

Доставать из мешочка ребенок должен только квадраты

• Тема «Сравнение путем приложения. Развитие пространственных представлений»

Игра «Доползи до игрушки»

Цели: учить воспринимать расстояние, действовать в зависимости от расстояния, выбирать направление.

Оборудование: игрушки, коробка для игрушек.

Дефектолог располагает игрушки на разных расстояниях и направлении от ребенка. Предлагает ребенку доползти до каждой игрушки, принести, положить в коробку

• Тема «Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Части суток»

Игра «Что на картинке?»

Цели: закрепить представления о частях суток, развивать мышление и воображение.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, фишки для поощрения.

Работа по перевернутой картине. По описанию дефектолога ребенок должен узнать и назвать время суток, изображенное на картинке. После этого картинка открывается. За правильно выполненное задание ребенок получает призовую фишку

• Тема «Различение форм круг — квадрат»

Игра «Узнай на ощупь»

Цели: закрепить названия геометрических фигур, развивать умение сравнивать, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: модели геометрических фигур, экран из картона или пластика.

Экран ставится перед ребенком, руки заводятся за экран. Обследуемую фигуру ребенок не видит, должен узнать на ощупь, выделяя отличительные признаки, и назвать

• Тема «Понятия: длинный — короткий»

Игра «Кто быстрее свернет ленту»

Цели: закрепить понятия длинный, короткий, длиннее, короче; развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: ленты различной длины.

Дефектолог и ребенок берут по одной развернутой ленте. По сигналу начинают сворачивать. Подводя итог, взрослый каждый раз сравнивает ленты по длине

• Тема «Сравнение предметов по длине приемами наложения и приложения»

Игра «Измерялки»

Цели: учить использовать приемы наложения и приложения в практической деятельности.

Оборудование: различные по длине ленточки четырех основных цветов.

При совместной деятельности дефектолога и ребенка ленточки сравниваются между собой. Затем ленточками можно измерять высоту стола, стула, длину ковра и т. д.

• Тема «Формирование навыка ориентировки на ограниченной плоскости (лист бумаги)»

Игра «Коврик»

Цели: закрепить понятия вверху, внизу, справа, слева, посередине.

Оборудование: лист бумаги, модели геометрических фигур.

Ребенок раскладывает фигуры на листе по заданию дефектолога. После выполнения задания дефектолог обращает внимание ребенка на расположение фигур на листе, проговаривает вместе с ребёнком местоположение каждой фигуры

• Тема «Различение формы предметов на ощупь. Соотнесение плоскостной и объемной формы»

Игра «Собираем бусы куклам»

Цели: учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности.

Оборудование: бусинки круглой формы, кружочки из картона (кружочки и бусинки одного цвета), два шнурка, две куклы.

Вначале шарик (бусинка) и круг сравниваются между собой. По заданию дефектолога ребенок собирает бусы двум куклам: одной — из шариков (круглых бусинок), другой — из кружочков

• Тема «Формирование умения распознавать геометрическую фигуру в окружающей обстановке, на картинках»

Игра «Найди круглое»

Цели: закрепить представление о геометрической форме круг.

Оборудование: предметы окружающей обстановки.

Ребенок показывает и называет: колеса игрушечной машинки, шарик, мячик, колечки пирамидки и др. Дефектолог закрепляет с ребенком прием тактильного обследования предметов круглой формы

• Тема «Выделение двух и трех предметов из множества по образцу, по слову»

Игра «Делай как я»

Цели: развивать умение выделять один, два, три предмета из множества, учить инструкции, содержащие слова в форме единственного и множественного числа.

Оборудование: объемные геометрические формы, игрушки.

Ребенок выполняет задания с опорой на действия дефектолога.

— Я беру одного мишку. И ты тоже.

— Я качу два шарика. И ты тоже

• Тема «Соотнесение одного, двух, трех предметов с количеством пальцев. Умение посчитать один, два предмета и назвать итог»

Игра «Покажи столько же пальчиков»

Цели: учить соотносить количество предметов, выделенных из множества, с количеством пальцев.

Оборудование: счетный материал.

Дефектолог дает различные задания на счет и отсчет предметов из множества.

Затем ребенку необходимо подвести итог счета и показать соответствующее количество пальчиков

• Тема «Счет до трех»

Игра «Топай, хлопай»

Цели: учить счету движений, развивать общую и мелкую моторику.

Ребенок топает, хлопает, подпрыгивает, выполняет другие несложные движения по заданию дефектолога

• Тема «Ориентировка в помещении. Ориентировка в пространстве»

Игра «Найди игрушку»

Цели: организовать зрительное восприятие ребенка, учить находить игрушку в заданном пространстве, соотносить игрушку с ее изображением на картинке.

Оборудование: игрушки, предметные картинки.

Вначале ребенку предъявляются картинки с изображением игрушек. Дефектолог просит назвать игрушку на картинке и найти такую же игрушку в кабинете

• Тема «Различение правой и левой руки (повторение)»

Игра «Наши руки не для скуки»

Цели: учить различению правой и левой руки в практических действиях.

Оборудование: пальчиковые краски, альбом, карандаши, пластилин и т. д.

Ребенок выполняет задания попеременно левой и правой рукой, приходит к выводу о том, какой рукой ему удобнее работать.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

• Тема «Знакомство с окружающей обстановкой»

Игра «Посмотри, назови и запомни»

Цели: познакомить с названием и назначением предметов окружающей обстановки.

Оборудование: флажки.

Дефектолог, знакомя ребенка с кабинетом, отмечает цветными флажками названные предметы. После того как расставлены все флажки, просит ребенка рассказать о том, что каждый флажок обозначает

• Тема «Части тела и лица»

Игра «Назови ласково»

Цели: закрепить названия частей тела и лица человека, учить образованию уменьшительно-ласкательной формы слов.

Оборудование: большая и маленькая куклы.

Дефектолог показывает кукол, называет их (куклакуколка), предлагает рассмотреть и называет, стимулируя ребенка к повторению: «У куклы — нос, а у куколки — носик, у куклы — рот, а у куколки — ротик...» и т. д.

• Тема «Игрушки (кукламяч

Игра «Подбери одежду куклам»

Цели: учить играть с куклой, закрепить знания о величине как свойстве предметов.

Оборудование: куклы двух размеров, одежда для них.

Дефектолог показывает кукол, называет их (кукла, куколка), сравнивает по величине, предлагает собрать кукол на прогулку. Обращает внимание ребенка на то, что маленькие вещи не подходят большой кукле, и наоборот

• Тема «Игрушки (мишка, машина)»

Игра «Уложим мишку спать»

Цели: закрепить умение укачивать игрушку, петь колыбельную песенку тихим, спокойным голосом (по возможностям ребенка).

Оборудование: кукольная постель, игрушечный медведь.

Дефектолог читает ребенку стихотворение А.Барто «Мишка», показывает игрушечного медведя и просит уложить его спать

• Тема «Время года осень»

Игра «Дождик»

Цели: развивать внимание, умение согласовывать действия со звуковым сигналом.

Оборудование: бубен, зонтик.

Ребенок ходит по кабинету, называет знакомые ему предметы обстановки. При звуках бубна и словах «кап-кап» садится на стульчик под зонтик, который держит над ним дефектолог

• Тема «Овощи»

Игра «Узнай на вкус»

Цели: закрепить знания об овощах, умение определять овощи на вкус.

Оборудование: натуральные овощи, ножик и деревянные шпажки для овощей, тарелка для овощей.

Дефектолог показывает ребенку овощи, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать овощ на вкус с закрытыми глазами

• Тема «Фрукты»

Игра «Узнай на вкус»

Цели: закрепить знания о фруктах, умения определять фрукты на вкус.

Оборудование: натуральные фрукты, ножик и деревянные шпажки для фруктов.

Дефектолог показывает ребенку фрукты, называет, дает попробовать, обратив внимание на вкус. Затем предлагает узнать фрукты на вкус с закрытыми глазами

• Тема «Овощи — фрукты. Обобщение и дифференциация»

Игра «Высоко или низко»

Цель: дифференцировать представления об овощах и фруктах

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, две корзинки.

Ребенок «собирает» овощи и фрукты. За фруктами тянется высоко, за овощами наклоняется низко. Овощи складывает в корзинку, стоящую на полу, а фрукты — в корзинку, стоящую на столе

• Тема «Семья»

Игра «Играем в маму»

Цель: учить ребенка подражать действиям взрослых.

Оборудование: игрушки и предметы, необходимые для имитации действий взрослых членов семьи, сюжетные картинки.

Дефектолог показывает ребенку картинку, называет действие персонажа и предлагает: «Покажи, как мама стирает (гладит, моет посуду). Покажи, как папа пилит (рубит, красит)»

• Тема «Соотнесение плоскостной и объемной форм в практической деятельности»

Игра «Бусы»

Цель: учить соотносить шарики и кружочки в практической деятельности.

Оборудование: круглые бусинки и вырезанные из бумаги кружочки с отверстиями, веревочка.

Вначале бусинки и кружочки раскладываются попарно, сравниваются. Затем собираются бусы из шариков, потом из кружочков, сравниваются.

• Тема «Группировка предметов по цвету»

Игра «Разложи по баночкам»

Цель: закрепить умение делить предметы по цвету на две группы.

Оборудование: баночки и счетные палочки двух цветов.

Палочки двух цветов перемешиваются между собой. Ребенок получает задание расставить палочки в баночки по цвету, назвать (показать) цвет.

• Тема «Время года зима»

Игра «Как зимой играем»

Цель: расширять представления о зиме, зимних забавах детей.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Рассматривание картинок и имитация действий лыжника, лепки снеговика, игры в хоккей, катания на коньках, игры в снежки

• Тема «Одежда»

Игра «Уложим куклу спать»

Цели: закрепить знания о предметах и деталях одежды, последовательности раздевания.

Оборудование: кукла, одежда для куклы, кукольная кровать.

Ребенок получает задание раздеть куклу, назвать и аккуратно сложить ее одежду, уложить куклу в кроватку и спеть ей колыбельную песенку

• Тема «Одежда»

Игра «Какой картинки не хватает?»

Цели: развивать внимание и память, учить правильно называть предметы одежды.

Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда».

Перед ребенком раскладывается 4—5 картинок, которые он должен назвать и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а дефектолог в это время убирает одну из картинок. Ребенок должен назвать убранную картинку

• Тема «Цвет как признак»

Игра «Подарим кукле бусы»

Цели: учить выполнять чередование цвета по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.

Оборудование: кукла, колечки (крупные бусинки) двух цветов, веревочка для нанизывания

Дефектолог показывает образец способа действия при выполнении задания, обращает внимание ребенка на чередование бусинок по цвету, просит назвать цвета и продолжить собирать бусы для куклы

• Тема «Посуда»

Игра «Подбери чашки к блюдцам»

Цели: закрепить знания о посуде, умение сличать по цвету.

Оборудование: модели чашек и блюдец из цветного картона.

По заданию дефектолога ребенок перемешивает модели чашек и блюдец, а затем подбирает чашки к блюдцам, используя прием приложения и называя цвета

• Тема «Посуда»

Игра «Только посуда»

Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать.

Оборудование: картинки с изображением предметов посуды, одежды, игрушек, мебели.

Предметные картинки переворачиваются изображением вниз. Ребёнок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов посуды. Далее можно имитировать действия с отобранными предметами посуды

• Тема «Мебель»

Игра «Что для чего»

Цели: закрепить знания названия и назначения предметов мебели.

Оборудование: предметы игрушечной мебели, посуды, белья, маленькие куклы и т. д.

Ребенок называет каждый предмет мебели и демонстрирует его предназначение, используя имеющееся у него оборудование. Накрывает стол, убирает в шкаф кукольную одежду, укладывает куклу спать и т. д.

• Тема «Мебель»

Игра «Только мебель»

Цели: закрепить умение классифицировать и обобщать.

Оборудование: картинки с изображением предметов посуды, игрушек, мебели, одежды.

Предметные картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Продолжая работу, ребенок открывает каждую картинку, называет и откладывает в сторону изображения предметов мебели. Далее можно имитировать действия с отобранными предметами мебели

• Тема «Транспорт»

Игра «Узнай по звуку»

Цели: закрепить умение соотносить звукоподражание с картинкой, учить движениям, имитирующим различные виды транспорта.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Дефектолог имитирует звуки, характерные для каждого вида транспорта, показывая при необходимости картинку. Ребенок с помощью дефектолога изображает движения поезда, самолета, лодочки и т. д.

• Тема «Транспорт»

Игра «Подскажи словечко»

Цели: закрепить знания о способах передвижения различных видов транспорта.

Оборудование: сюжетная картина по теме.

Ребенок должен закончить фразу, начатую дефектологом: «Корабль по реке...», «Самолет по небу...», «Машина по дороге...», «Поезд по рельсам...»

• Тема «Домашние животные»

Игра «Киска, киска"

Цели: учить инсценировке текста потешки, закрепить знания о частях тела кошки.

Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка.

Потешка прочитывается ребенку два раза. После второго прочтения дефектолог предлагает поиграть с кошечкой, читая текст еще раз:

«Поглажу кошечку по головке, по спинке, по хвостику»

• Тема «Домашние животные»

Игра «Собачка»

Цели: учить имитации движений, звукоподражаниям, стимулировать самостоятельную речь, учить слушать и понимать стихотворный текст.

Оборудование: тексты потешек, картинный материал, игрушка.

Дефектолог читает потешки , стараясь вовлечь ребенка в прочтение, побуждая к имитации действий и звукоподражаний.

Ты, собачка, не лай.
Ты Ванюшку не пугай.

Вот собачка лежит,
Она дом сторожит.

• Тема «Дикие животные»

Игра «Лиса на охоте»

Цели: закрепить знания о внешнем виде и повадках лисы, учить имитации движений.

Оборудование: игрушечная лиса.

Дефектолог и ребенок вместе изображают движения, о которых говорится в стихотворении.

По лесу лиса крадется,
Ступит шаг и оглянется,
А затем к земле пригнется
И в комочек вся сожмется,
Тихо-тихо затаится...
А потом вдруг как помчится!
С. Боровский

• Тема «Дикие животные»

Игра «Заинька»

Цели: учить выполнять действия по словесному заданию.

Оборудование: игрушечный заяц.

Ребенок выполняет движения, соответствующие тексту потешки «Заинька, попляши»:

Заинька, попляши,
серенький, попляши...
Заинька, топни ножкой,
серенький, топни ножкой...
Заинька, повернись,
серенький, повернись...
Заинька, поклонись,
серенький, поклонись...

• Тема «Дикие и домашние животные (обобщение и дифференциация)»

Игра «Кто где живет?»

Цели: закрепить знания о домашних и диких животных.

Оборудование: картинки по теме.

Показывая картинку, дефектолог говорит: «Это корова. Вот корова. Где живет корова? Покажи. Как голос подает корова ? Корова мычит. Как корова мычит?»

• Тема «Разрезные картинки. Составление целого из частей»

Игра «Сложи картинку»

Цели: учить разделять предмет на части, составлять целостный образ предмета из частей.

Оборудование: парные картинки, в каждой паре одна разрезана на 2, 3, 4 части

• Тема «Время года — лето»

Игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить умение слушать и понимать стихотворный текст, соотносить текст с сюжетной картинкой.

Оборудование: сюжетные картинки по теме.

Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна —
Значит, это уже... (
лето)!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева

Вот и... (лето) подоспело —
Земляника покраснела...
И малина покраснела,
Потому что вся созрела...
М. Ивенсен

Продолжение в следующих статьях.