Найти в Дзене

Бывший собственный доходный дом архитектора Бориса Ионовича Гиршовича на улице Писарева, д. 5.(160 фото)

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! "Виноватюсь" перед вами, ибо затянул с выпуском очередного печатного поста. Но не поверите, так есть хочется в реальной жизни, что аж скулы сводит. Приходится более плотно работать на земле, проводить экскурсии и заниматься прочими подработками. Время для постинга остаётся только поздней ночью, когда урывками пишешь пару строчек и после проваливаешься в сон, надеюсь хоть в чём-то здоровый.

Ладно, это было лирическое отступление. Идём вперёд и пришла пора исследовать историю ещё одного роскошного дома. Сам он пятиэтажный, построенный по проекту архитектора Бориса Ионовича Гиршовича в период с 1899-го по 1900-ый годы на улице Писарева, бывшей Алексеевской.

Фасад здания оформлен в стиле эклектики. В левой части, над парадным входом расположен 4-х этажный эркер. Единственный парадный вход устроен в той же левой части дома, а проездная воротная арка, ведущая во внутренний двор - по нашу правую руку.

-2

Данный дом построен на высоком цоколе, в котором до революции располагалась квартира со встроенными торговыми помещениями.

-3

Фасад цоколя в простенках декорирован гранитной шубой.

-4

Грубый гранит ближе.

-5

Над единственным парадным входом (к сожалению, не сохранились оригинальные парадные двустворчатые двери), расположена оригинальная полуциркульная фрамуга.

-6

Оконные проёмы первого этажа арочной, формы.

-7

Над проёмами смонтированы трёхчастные замкОвые камни. Фасад первого этажа рустован.

-8

Над проездной аркой спроектирована и построена так называемая антресоль.

-9

Оконный проём, украшенный многоярусным наличником ближе.

-10

Так выглядит трёхэтажный эркер в левой (по нашу левую руку) части здания. С уровня 2-го этажа и до 4-го часть фасада оформлена декоративным кирпичом.

-11

Оконный пром с оригинальным деревянным заполнением (с тонким переплётом) на уровне второго этажа по краю украшен широким наличником. Сверху проём оформлен прямым сандриком и лепным флоральным убранством.

-12

Оконные проёмы на уровне второго этажа через одно декорированы всё теми же прямыми сандриками.

-13

Рельефное оформление типовое, как описывалось выше.

-14

Часть окон 2-го этажа. Замковый камень украшен листом аканта.

-15

Перейдём к осмотру фасада 3-го этажа. Эркерное окно как и на втором этаже зажато широким наличником, а сверху лучковым (полуциркульным) сандриком.

-16

Пространство под сандриком занято полусвёрнутым свитком -картУшем! Но, увы, с пустой ионой. Вензеля нет.

-17

В качестве декора оконных проёмов всё-того же третьего этажа, используются лучковые сандрики.

-18

Один из проёмов ближе. ещё бы рамы сохранились оригинальными, было бы очень здорово.

-19

Часть окон со скромными замковыми камнями.

-20

Когда-то в правой части (по нашу правую руку), на уровне 3-го этажа, был смонтирован покоящийся на железных консолях, балкон.

-21

Но от него остались только кованные металлические консоли.

-22

Фотография 1986 года, сделанная фотографом Овчинниковым Кириллом Владимировичем. Роскошный балкон. Вот бы его восстановить!

-23

Общий вид лицевого фасада. Фото которого была сделана в 1949-ом году.

-24

Но перейдём к осмотру предпоследнего, 4-го этажа.

-25

Самое большое окно эркера на уровне 4-го этажа забрано вкруг широким наличником.

-26

Лента окон 4-го этажа также оформлено довольно скромно. Жаль, что все оконные заполнения заменены на современные.

-27

Всё же, единственное, на всей длине ленты, крайнее правое окно (по нашу правую руку), на уровне 4-го этажа, сохранило оригинальное оконное заполнение.

-28

К сожалению, более полно мы не сможем осмотреть мансардный этаж, но он существует!

-29

Роскошный фасад, уникальная для Петербурга постройка, на не менее интересной улице.

-30

План 1753-го года. С начала XVIII века здесь располагался так называемый Шафиров двор - земля, которой владел скончавшийся в 1738 году барон, второй по рангу после Гаврилы Головкина дипломат петровского времени, Пётр Павлович Шафиров, на которой было много деревянных строений и сад.

-31

Портрет Петра Павловича Шафирова.

-32

Позже сын скончавшегося сенатора продал двор в казну и на этом месте был устроен дровяной двор, который вплоть до его уничтожения для прокладки улицы назывался Шафировым двором.

-33

На аксонометрическом плане, датированном 1765-1773 годами, можем лицезреть часть территории, на части которого, спустя 130 лет, будет воздвигнут интересующий нас дом.

-34

На Сенатском плане 1798-го года, примерно в указанном месте, через более чем 100 лет, мы будем осматривать бывший доходный дом.

-35

В Табели, означающей полупроцентный сбор в доход городу, подлежащий помиле именного Его императорского Величества, высочайшего указа, состоявшегося сего 1804 года генваря в 19 день, с оценки, произведённой городскаго общества гласными депутатами и старостами обывательских дворов и мест, указывается владелицей супруга адмирала Вакселя анна Иванован.

-36

К сожалению, не удалось обнаружить в жилищном указателе 1809 года следующего владельца. Но вот в 1822 году, очередной владелицей представлена жена генерала-майора Готовцова.

-37

Двумя годами позже, в 1824 году, женой генерал-майора описана Вера Сергеевна Готовцова.

-38

На плане 1828 года участок входит в состав дровяного запасного магазейна.

-39

В справочнике 1849 года домовладельцем представлен некий Сабуров.

-40

Действительный статский советник Андрей Иванович Сабуров.

-41

Он - русский придворный и театральный деятель, камергер и обер-гофмейстер из дворянского рода Сабуровых. Почётный член Санкт-Петербургского Филармонического общества. Директор Императорских театров.

-42

В 1854 он же гофмейстер высочайшего двора владеет нашим участком.

-43

В 1856 году именно так выглядит участок. Со стороны современной улицы Декабристов, бывшей Офицерской улицы, располагается сад, потом небольшой дом с проездной аркой в левой части, а за домом - огород.

-44

Фасад вновь предполагаемого к постройке каменного 2-х этажного, на подвале, дома.

-45

Андрей Иванович Сабуров скончается в 1866 году в возрасте 68 лет.

-46

Двумя годами позже, в 1868-ом, очередной владелец, отставной штабс-ротмистр, Баташев Андрей Силыч, ещё проживает в доме 116 на набережной реки Мойки.

-47

Примерно в это же время начинается небольшая путаница, с которой хотелось бы более точно разобраться, но нет возможности, документов.

-48

Осмотрим план , датированный 1870-м годом. В это время обширный участок находился в собственности Санкт-петербургского купца Ульриха Андреевича Стюнцы.

-49

В справочнике 1875 года на разрабатываемой нами территории располагались три участка.

-50

Шафиров двор сохранялся вплоть до 1881 года. План 1880 года. По его территории вскоре будет проложена дорога.

-51

В 1889 году участок под номером 47 находился в собственности некоей Семёновой.

-52

На плане 1889 года вновь проложенная дорога не изменила своего названия и называлась Шафировской.

-53

На углу Шафировской улицы и набережной реки Мойки в период с 1882 года и до 1885-го будет возведён дворец великого князя Алексея Александровича Романова.

-54

Портрет великого князя Алексея Александровича Романова.

-55

8 февраля 1890 года Шафировская улица была переименована в честь дворца великого князя Алексея Александровича, то есть станет Алексеевской.

-56

Очередной владелицей в 1891-ом году будет указана некая Семёнова.

-57

Из справочника 1892 года узнаём, что данную Семёнову зовут Ольгой Николаевной.

-58

Спустя всего лишь несколько лет, в 1897-ом году, снова сменится владелец участка.

-59

Им станет статский советник Александр Иванович Чернов, проживающий в селении Рыбацком, на правом берегу реки Невы.

-60

Наступает 1898 год и у владения появится новый хозяин. Вернее хозяйка, Раевская Анна Аркадьевна.

-61

Она - вдова капитана и в её собственности находится 10 зданий.

-62

В самом начале 20-го века, очередными домовладельцами являлись два представителя еврейской общины, Шимон Меерович Мончадский и Гиршович Борух Евнович.

-63

Семейство Мончадских проживает в собственном доме на углу Офицерской и Алексеевской улиц.

-64

Обнаружил памятную книжку Полтавской губернии на 1914-й год, в которой указывается личный почётный гражданин Илья Семёнович, скорее всего являвшийся сыном Шимона Мееровича.

-65

Увеличьте изображение и почитайте, кем служил и в каких обществах Илья Семёнович Мончадский.

-66

Второй владелец участка - Борис Ионович Гиршович служил архитектором, который проживал на Сергиевской улице, в доме Вейнеров и состоял в Санкт-Петербургском обществе архитекторов.

-67

Портрет Бориса Ионовича Гиршовича.

-68

Позднее, между совладельцами произошёл раздел участка, в результате которого Гиршович стал хозяином небольшой, но самой выгодной части участка, на котором он и возвёл свой собственный доходный дом.

-69

Один из вариантов оформления фасада здания.

-70

И проект фасада, воплощённого в жизнь.

-71

Пустырь возле бывшего доходного дома Гиршовича до революции принадлежал тем самым Мончадским.

-72

На аэрофотосъёмке города Ленинграда, сделанной Люфтваффе, вдоль улицы Писарева, вроде бы виднеется длинный забор.

-73

В 1911-ом году Борис (Борух) Ионович Гиршович скончается в возрасте 52-х лет. Состав его семьи следующий: Исаак Ионович, судя по всему брат, проживающий в доме 19, на Рузовской улице и занимающийся строительными подрядами. Дочь - Мери Боруховна, являвшаяся дочерью художника.

-74

С 1912-го года и до самой революции исследуемый нами дом находился в собственности супруги Бориса Ионовича Гиршовича - Генриетты Нотеловны, проживающей здесь, на Алексеевской улице.

-75

Великолепный вид, прекрасный дом, в котором располагалось всего по одной квартире на этаже.

-76

Пришла пора заглянуть в парадную и осмотреть её,

-77

Общий поэтажный план дома.

-78

При входе в парадный вестибюль сохранился оригинальный тамбур.

-79

Общий вид на парадный вестибюль.

-80

Стены, визуально поделённые парными пилястрами на панели, декорированные с использованием флоральных мотивов.

-81

Фриз содержит в своём составе подвески и лавровые фестоны.

-82

Поднимаемся на площадку первого этажа.

-83

Потолочный декор.

-84

Советский почтовый ящик.

-85

Оригинальные двустворчатые двери на площадке первого этажа, с врезанным советским почтовым ящиком.

-86

Десюдепорт над дверным проёмом состоит из всё тех-же лавровых фестонов.

-87

Поднимаемся на верхние этажи.

-88

Полуциркульные оконные проёмы - оригинальные.

-89

Вид из окна парадной лестницы на окна чёрной, служебной.

-90

Кто там живёт?

-91

Слева виднеется дверной проём квартирной площадки второго этажа.

-92

Металлическое кованные лестничные ограждения.

-93

Красота!

-94

Квартирная площадка второго этажа.

-95

Квартира второго этажа, впрочем как и на всех остальных в этом доме - коммунальная. Главная комната, бывшая гостиная.

-96

Роскошная угловая печь.

-97

На первый взгляд кажется, что в комнате царит бардак, но на самом деле у проживающих здесь людей всё находится на своих местах.

-98

Нижний ярус печи с латунной печной заслонкой.

-99

Средняя часть печи.

-100

Один большой изразец с растительным орнаментов внутри.

-101

Верхняя часть печи.

-102

И печное навершие.

-103

По потолочной панели с магендавидом (Звездой Давида) видно, что комната делённая на части.

-104

Нигде больше не видел такого декора.

-105

Поднимаемся на третий этаж.

-106

На межэтажной площадке в оригинальном заполнении дверного проёма, в верхней его части виднеется частично сохранившийся наборно-паечный витраж.

-107

Здесь же на межэтажной площадке присутствует дверь.

-108

Не понимаю, для чего она, дополнительная, но на плане, за дверью есть небольшой подъём квартирную на площадку, с которой есть выход к умывальнику, туалету, кухне и гостиной, окнами выходящей во внутренний двор.

-109

Обратив внимание на витраж.

-110

Модерновые тюльпаны, выполненные из опалового стекла. Опал-камень, с фактурой будто бы из среза камня.

-111

Звонки на наличнике двери некогда богатой доходной квартиры.

-112

Общий вид на оригинальные двустворчатые двери и множество телевизионных и слаботочных кабелей.

-113

В одной из комнат коммунальной квартиры 3-го этажа.

-114

Печь роскошная, уникальная, но сегодня её уже нет. Разобрали и продали.

-115

Обстановка в комнате очень скромная.

-116

В нижней части печи сохранились оригинальные печные латунные створки.

-117

Роскошь!

-118

Верхняя часть печи с изображением антропоморфных героев.

-119

Цвет печи - пережжёного сахара.

-120

Сам сюжет мне расшифровать не удалось.

-121

Маска недовольного младенца.

-122

Навершие с ликом двукрылого ангела

-123

Лик ангела чуть ближе.

-124

Вид на печь снизу вверх.

-125

Эркер, оформленный изнутри деревянной рамой.

-126

Осмотревшись в квартире третьего этажа, поднимаемся на уровень четвёртого.

-127

Потолочная панель квартирной площадки 3-го этажа.

-128

Поднимаемся! Над арочным проёмом основного окна расположена дополнительная пара окошек.

-129

Почти поднялись!

-130

Все двустворчатые квартирные двери в этой единственной парадной сохранились со времени постройки.

-131

Здесь удалось осмотреть помещение кухни! Вид из прихожей на узкий проход, над которым расположилась оригинальная оконная рама с травлёными витражами.

-132

Просто потрясающе!

-133

Вид на часть потолочной панели.

-134

Два дверных проёма разной высоты в прихожей.

-135

Часть старинной мебели и одежда.

-136

Печь, облицованная белыми изразцами, расположенная в одном из углов помещения кухни.

-137

Общий вид на помещение кухни. Если расселить такую коммуналку, то здесь можно всё разбить на отдельные зоны. Кухня просто огромная.

-138

В углу кухни сохранились оригинальные оконные рамы.

-139

Так они выглядят со двора.

-140

Лестница, ведущая с уровня четвёртого этажа на пятый, мансардный, довольно узкая.

-141

Пятый этаж - мансардный. А ещё, роскошные перильные ограждения.

-142

Вероятно в мансарде располагалось чертёжное бюро архитектора Гиршовича, а может и нет! Как манит освещённое электрическим светом окно.

-143

Вид с площадки пятого этажа. В качестве дополнительного источника света здесь используется световой фонарь.

-144

На всех площадках парадной используется 3-х цветная цементная плитка.

-145

Ковры из плитки и ограждающие из бордюры выбирались из разных каталогов.

-146

Друзья, ну вот мы с вами и ознакомились с главной и единственной парадной изучаемого нами дома. Пришла пора спускаться вниз и выходить на улицу.

-147

По моему личному и тем более субъективному мнению, дом очень красивый, как снаружи, так и изнутри. Архитектор постарался при его постройке.

-148

Осталось единственное действо - заглянуть во внутренний двор.

-149

Высота арочного проезда небольшая, с сводами Монье.

-150

Над аркой, со стороны двора устроено большое окно.

-151

Общий вид на двор.

-152

Независимый надворный флигель.

-153

На месте каретного сарая в надворном флигеле, архитектором была устроена квартира.

-154

Узкий проход, брандмауэр из потемневшего от времени красного кирпича очень мистичны.

-155

Ещё один образ дворового фасада.

-156

Балконы, расположенные на разных этажах.

-157

В угловой части размещены окна кухонь.

-158

Уже узнаваемые нами окна, с сохранившимися оригинальными рамами.

-159

В общем, такой вот дом, уважаемые подписчики и гости моего канала. но данный дом не особо выделяется из ансамбля улицы Писарева. Но в этом и состоит его исключительность. Проходя по улице, невозможно не обратить на него внимание.

-160

Друзья, очень благодарю вас за интерес к моему каналу и тем более к истории Петербурга!

-161

До новой встречи, Друзья!