Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! "Виноватюсь" перед вами, ибо затянул с выпуском очередного печатного поста. Но не поверите, так есть хочется в реальной жизни, что аж скулы сводит. Приходится более плотно работать на земле, проводить экскурсии и заниматься прочими подработками. Время для постинга остаётся только поздней ночью, когда урывками пишешь пару строчек и после проваливаешься в сон, надеюсь хоть в чём-то здоровый.
Ладно, это было лирическое отступление. Идём вперёд и пришла пора исследовать историю ещё одного роскошного дома. Сам он пятиэтажный, построенный по проекту архитектора Бориса Ионовича Гиршовича в период с 1899-го по 1900-ый годы на улице Писарева, бывшей Алексеевской.
Фасад здания оформлен в стиле эклектики. В левой части, над парадным входом расположен 4-х этажный эркер. Единственный парадный вход устроен в той же левой части дома, а проездная воротная арка, ведущая во внутренний двор - по нашу правую руку.
Данный дом построен на высоком цоколе, в котором до революции располагалась квартира со встроенными торговыми помещениями.
Фасад цоколя в простенках декорирован гранитной шубой.
Грубый гранит ближе.
Над единственным парадным входом (к сожалению, не сохранились оригинальные парадные двустворчатые двери), расположена оригинальная полуциркульная фрамуга.
Оконные проёмы первого этажа арочной, формы.
Над проёмами смонтированы трёхчастные замкОвые камни. Фасад первого этажа рустован.
Над проездной аркой спроектирована и построена так называемая антресоль.
Оконный проём, украшенный многоярусным наличником ближе.
Так выглядит трёхэтажный эркер в левой (по нашу левую руку) части здания. С уровня 2-го этажа и до 4-го часть фасада оформлена декоративным кирпичом.
Оконный пром с оригинальным деревянным заполнением (с тонким переплётом) на уровне второго этажа по краю украшен широким наличником. Сверху проём оформлен прямым сандриком и лепным флоральным убранством.
Оконные проёмы на уровне второго этажа через одно декорированы всё теми же прямыми сандриками.
Рельефное оформление типовое, как описывалось выше.
Часть окон 2-го этажа. Замковый камень украшен листом аканта.
Перейдём к осмотру фасада 3-го этажа. Эркерное окно как и на втором этаже зажато широким наличником, а сверху лучковым (полуциркульным) сандриком.
Пространство под сандриком занято полусвёрнутым свитком -картУшем! Но, увы, с пустой ионой. Вензеля нет.
В качестве декора оконных проёмов всё-того же третьего этажа, используются лучковые сандрики.
Один из проёмов ближе. ещё бы рамы сохранились оригинальными, было бы очень здорово.
Часть окон со скромными замковыми камнями.
Когда-то в правой части (по нашу правую руку), на уровне 3-го этажа, был смонтирован покоящийся на железных консолях, балкон.
Но от него остались только кованные металлические консоли.
Фотография 1986 года, сделанная фотографом Овчинниковым Кириллом Владимировичем. Роскошный балкон. Вот бы его восстановить!
Общий вид лицевого фасада. Фото которого была сделана в 1949-ом году.
Но перейдём к осмотру предпоследнего, 4-го этажа.
Самое большое окно эркера на уровне 4-го этажа забрано вкруг широким наличником.
Лента окон 4-го этажа также оформлено довольно скромно. Жаль, что все оконные заполнения заменены на современные.
Всё же, единственное, на всей длине ленты, крайнее правое окно (по нашу правую руку), на уровне 4-го этажа, сохранило оригинальное оконное заполнение.
К сожалению, более полно мы не сможем осмотреть мансардный этаж, но он существует!
Роскошный фасад, уникальная для Петербурга постройка, на не менее интересной улице.
План 1753-го года. С начала XVIII века здесь располагался так называемый Шафиров двор - земля, которой владел скончавшийся в 1738 году барон, второй по рангу после Гаврилы Головкина дипломат петровского времени, Пётр Павлович Шафиров, на которой было много деревянных строений и сад.
Портрет Петра Павловича Шафирова.
Позже сын скончавшегося сенатора продал двор в казну и на этом месте был устроен дровяной двор, который вплоть до его уничтожения для прокладки улицы назывался Шафировым двором.
На аксонометрическом плане, датированном 1765-1773 годами, можем лицезреть часть территории, на части которого, спустя 130 лет, будет воздвигнут интересующий нас дом.
На Сенатском плане 1798-го года, примерно в указанном месте, через более чем 100 лет, мы будем осматривать бывший доходный дом.
В Табели, означающей полупроцентный сбор в доход городу, подлежащий помиле именного Его императорского Величества, высочайшего указа, состоявшегося сего 1804 года генваря в 19 день, с оценки, произведённой городскаго общества гласными депутатами и старостами обывательских дворов и мест, указывается владелицей супруга адмирала Вакселя анна Иванован.
К сожалению, не удалось обнаружить в жилищном указателе 1809 года следующего владельца. Но вот в 1822 году, очередной владелицей представлена жена генерала-майора Готовцова.
Двумя годами позже, в 1824 году, женой генерал-майора описана Вера Сергеевна Готовцова.
На плане 1828 года участок входит в состав дровяного запасного магазейна.
В справочнике 1849 года домовладельцем представлен некий Сабуров.
Действительный статский советник Андрей Иванович Сабуров.
Он - русский придворный и театральный деятель, камергер и обер-гофмейстер из дворянского рода Сабуровых. Почётный член Санкт-Петербургского Филармонического общества. Директор Императорских театров.
В 1854 он же гофмейстер высочайшего двора владеет нашим участком.
В 1856 году именно так выглядит участок. Со стороны современной улицы Декабристов, бывшей Офицерской улицы, располагается сад, потом небольшой дом с проездной аркой в левой части, а за домом - огород.
Фасад вновь предполагаемого к постройке каменного 2-х этажного, на подвале, дома.
Андрей Иванович Сабуров скончается в 1866 году в возрасте 68 лет.
Двумя годами позже, в 1868-ом, очередной владелец, отставной штабс-ротмистр, Баташев Андрей Силыч, ещё проживает в доме 116 на набережной реки Мойки.
Примерно в это же время начинается небольшая путаница, с которой хотелось бы более точно разобраться, но нет возможности, документов.
Осмотрим план , датированный 1870-м годом. В это время обширный участок находился в собственности Санкт-петербургского купца Ульриха Андреевича Стюнцы.
В справочнике 1875 года на разрабатываемой нами территории располагались три участка.
Шафиров двор сохранялся вплоть до 1881 года. План 1880 года. По его территории вскоре будет проложена дорога.
В 1889 году участок под номером 47 находился в собственности некоей Семёновой.
На плане 1889 года вновь проложенная дорога не изменила своего названия и называлась Шафировской.
На углу Шафировской улицы и набережной реки Мойки в период с 1882 года и до 1885-го будет возведён дворец великого князя Алексея Александровича Романова.
Портрет великого князя Алексея Александровича Романова.
8 февраля 1890 года Шафировская улица была переименована в честь дворца великого князя Алексея Александровича, то есть станет Алексеевской.
Очередной владелицей в 1891-ом году будет указана некая Семёнова.
Из справочника 1892 года узнаём, что данную Семёнову зовут Ольгой Николаевной.
Спустя всего лишь несколько лет, в 1897-ом году, снова сменится владелец участка.
Им станет статский советник Александр Иванович Чернов, проживающий в селении Рыбацком, на правом берегу реки Невы.
Наступает 1898 год и у владения появится новый хозяин. Вернее хозяйка, Раевская Анна Аркадьевна.
Она - вдова капитана и в её собственности находится 10 зданий.
В самом начале 20-го века, очередными домовладельцами являлись два представителя еврейской общины, Шимон Меерович Мончадский и Гиршович Борух Евнович.
Семейство Мончадских проживает в собственном доме на углу Офицерской и Алексеевской улиц.
Обнаружил памятную книжку Полтавской губернии на 1914-й год, в которой указывается личный почётный гражданин Илья Семёнович, скорее всего являвшийся сыном Шимона Мееровича.
Увеличьте изображение и почитайте, кем служил и в каких обществах Илья Семёнович Мончадский.
Второй владелец участка - Борис Ионович Гиршович служил архитектором, который проживал на Сергиевской улице, в доме Вейнеров и состоял в Санкт-Петербургском обществе архитекторов.
Портрет Бориса Ионовича Гиршовича.
Позднее, между совладельцами произошёл раздел участка, в результате которого Гиршович стал хозяином небольшой, но самой выгодной части участка, на котором он и возвёл свой собственный доходный дом.
Один из вариантов оформления фасада здания.
И проект фасада, воплощённого в жизнь.
Пустырь возле бывшего доходного дома Гиршовича до революции принадлежал тем самым Мончадским.
На аэрофотосъёмке города Ленинграда, сделанной Люфтваффе, вдоль улицы Писарева, вроде бы виднеется длинный забор.
В 1911-ом году Борис (Борух) Ионович Гиршович скончается в возрасте 52-х лет. Состав его семьи следующий: Исаак Ионович, судя по всему брат, проживающий в доме 19, на Рузовской улице и занимающийся строительными подрядами. Дочь - Мери Боруховна, являвшаяся дочерью художника.
С 1912-го года и до самой революции исследуемый нами дом находился в собственности супруги Бориса Ионовича Гиршовича - Генриетты Нотеловны, проживающей здесь, на Алексеевской улице.
Великолепный вид, прекрасный дом, в котором располагалось всего по одной квартире на этаже.
Пришла пора заглянуть в парадную и осмотреть её,
Общий поэтажный план дома.
При входе в парадный вестибюль сохранился оригинальный тамбур.
Общий вид на парадный вестибюль.
Стены, визуально поделённые парными пилястрами на панели, декорированные с использованием флоральных мотивов.
Фриз содержит в своём составе подвески и лавровые фестоны.
Поднимаемся на площадку первого этажа.
Потолочный декор.
Советский почтовый ящик.
Оригинальные двустворчатые двери на площадке первого этажа, с врезанным советским почтовым ящиком.
Десюдепорт над дверным проёмом состоит из всё тех-же лавровых фестонов.
Поднимаемся на верхние этажи.
Полуциркульные оконные проёмы - оригинальные.
Вид из окна парадной лестницы на окна чёрной, служебной.
Кто там живёт?
Слева виднеется дверной проём квартирной площадки второго этажа.
Металлическое кованные лестничные ограждения.
Красота!
Квартирная площадка второго этажа.
Квартира второго этажа, впрочем как и на всех остальных в этом доме - коммунальная. Главная комната, бывшая гостиная.
Роскошная угловая печь.
На первый взгляд кажется, что в комнате царит бардак, но на самом деле у проживающих здесь людей всё находится на своих местах.
Нижний ярус печи с латунной печной заслонкой.
Средняя часть печи.
Один большой изразец с растительным орнаментов внутри.
Верхняя часть печи.
И печное навершие.
По потолочной панели с магендавидом (Звездой Давида) видно, что комната делённая на части.
Нигде больше не видел такого декора.
Поднимаемся на третий этаж.
На межэтажной площадке в оригинальном заполнении дверного проёма, в верхней его части виднеется частично сохранившийся наборно-паечный витраж.
Здесь же на межэтажной площадке присутствует дверь.
Не понимаю, для чего она, дополнительная, но на плане, за дверью есть небольшой подъём квартирную на площадку, с которой есть выход к умывальнику, туалету, кухне и гостиной, окнами выходящей во внутренний двор.
Обратив внимание на витраж.
Модерновые тюльпаны, выполненные из опалового стекла. Опал-камень, с фактурой будто бы из среза камня.
Звонки на наличнике двери некогда богатой доходной квартиры.
Общий вид на оригинальные двустворчатые двери и множество телевизионных и слаботочных кабелей.
В одной из комнат коммунальной квартиры 3-го этажа.
Печь роскошная, уникальная, но сегодня её уже нет. Разобрали и продали.
Обстановка в комнате очень скромная.
В нижней части печи сохранились оригинальные печные латунные створки.
Роскошь!
Верхняя часть печи с изображением антропоморфных героев.
Цвет печи - пережжёного сахара.
Сам сюжет мне расшифровать не удалось.
Маска недовольного младенца.
Навершие с ликом двукрылого ангела
Лик ангела чуть ближе.
Вид на печь снизу вверх.
Эркер, оформленный изнутри деревянной рамой.
Осмотревшись в квартире третьего этажа, поднимаемся на уровень четвёртого.
Потолочная панель квартирной площадки 3-го этажа.
Поднимаемся! Над арочным проёмом основного окна расположена дополнительная пара окошек.
Почти поднялись!
Все двустворчатые квартирные двери в этой единственной парадной сохранились со времени постройки.
Здесь удалось осмотреть помещение кухни! Вид из прихожей на узкий проход, над которым расположилась оригинальная оконная рама с травлёными витражами.
Просто потрясающе!
Вид на часть потолочной панели.
Два дверных проёма разной высоты в прихожей.
Часть старинной мебели и одежда.
Печь, облицованная белыми изразцами, расположенная в одном из углов помещения кухни.
Общий вид на помещение кухни. Если расселить такую коммуналку, то здесь можно всё разбить на отдельные зоны. Кухня просто огромная.
В углу кухни сохранились оригинальные оконные рамы.
Так они выглядят со двора.
Лестница, ведущая с уровня четвёртого этажа на пятый, мансардный, довольно узкая.
Пятый этаж - мансардный. А ещё, роскошные перильные ограждения.
Вероятно в мансарде располагалось чертёжное бюро архитектора Гиршовича, а может и нет! Как манит освещённое электрическим светом окно.
Вид с площадки пятого этажа. В качестве дополнительного источника света здесь используется световой фонарь.
На всех площадках парадной используется 3-х цветная цементная плитка.
Ковры из плитки и ограждающие из бордюры выбирались из разных каталогов.
Друзья, ну вот мы с вами и ознакомились с главной и единственной парадной изучаемого нами дома. Пришла пора спускаться вниз и выходить на улицу.
По моему личному и тем более субъективному мнению, дом очень красивый, как снаружи, так и изнутри. Архитектор постарался при его постройке.
Осталось единственное действо - заглянуть во внутренний двор.
Высота арочного проезда небольшая, с сводами Монье.
Над аркой, со стороны двора устроено большое окно.
Общий вид на двор.
Независимый надворный флигель.
На месте каретного сарая в надворном флигеле, архитектором была устроена квартира.
Узкий проход, брандмауэр из потемневшего от времени красного кирпича очень мистичны.
Ещё один образ дворового фасада.
Балконы, расположенные на разных этажах.
В угловой части размещены окна кухонь.
Уже узнаваемые нами окна, с сохранившимися оригинальными рамами.
В общем, такой вот дом, уважаемые подписчики и гости моего канала. но данный дом не особо выделяется из ансамбля улицы Писарева. Но в этом и состоит его исключительность. Проходя по улице, невозможно не обратить на него внимание.
Друзья, очень благодарю вас за интерес к моему каналу и тем более к истории Петербурга!
До новой встречи, Друзья!