Когда рождается младенец, мы обходимся с ним как прирожденные поведенщики. У нас интуитивно включается бихевиористский подход к взаимодействию с ребёнком. Мы общаемся с ним на языке реакций.
Мы еще не знаем, что это за личность, но развиваем его едой, теплой и улыбкой. Благодаря такому подходу за первый год жизни ребенок развивается самым интенсивным образом.
Появляется вопрос: а со взрослыми так можно? Можно! И с собой, и с другими, и со школьниками, и с детьми с РАС – с помощью прикладного анализа поведения.
Как это осуществить? Обсудили с Екатериной Мень, президентом Центра проблем аутизма, соавтором адаптации и организатором внедрения первой отечественной инклюзивной модели обучения детей с РАС «Инклюзия 1465», преподавателем программы «Прикладной анализ поведения» Московского института психоанализа.
ПАП: три важных слова
П - прикладной, А - анализ, П - поведения.
Прикладной
«В рамках дисциплины мы создаем конкретные практики, стратегии и методики, как установить позитивный руководящий контроль над маленьким аутичным пациентом, чтобы создать позитивный фундамент, на котором вы дальше будете его учить», – объяснила Екатерина Мень.
Анализ
Мы собираем данные для объективной работы и работаем, как наблюдатели со стороны. Фиксируем, описываем и измеряем данные, после которых начинается терапия.
Поведение
«Поведение – та поверхность и то, что свойственно любому живому существу. Существуют определенные проявление и действия, через которые реализуется психика. Как терапевты, мы под поведением понимаем не только радикальные формы, но и типичные, которые можем как-то улучшить», – добавила эксперт.
Благополучие как цель вмешательства
Задача прикладного анализа поведения - улучшить качество жизни. Благополучие можно измерить. Это стабильная форма существования, которую можно формировать.
«Управление собой, саморегуляция, умение проигрывать будущность, строить планы и их реализовывать, влиять на коллег и семью - это все является средовыми факторами. И прикладной анализ поведения изучает все эти вещи. Соответственно, именно поэтому поведение может измеряться», – отметила Мень.
Важно понять, что в основе поведенческих наук лежит физиология и законы природы, такие же как законы физики или химии.В основе нашей деятельности точно также лежат объективные законы. И ровно также, как в истории с младенцем - эти законы работают на протяжении всей жизни.
Для тех, кто хочет подробно изучить прикладной анализ поведения и стать сертифицированным специалистом, 28 ноября в Московском институте психоанализа стартует программа «Прикладной анализ поведения», где вы сможете подробно узнать про ABA-терапию (ПАП).
Подробнее о магистратуре «Прикладной анализ поведения в практике коррекционных вмешательств» читайте по ссылке: https://inpsycho.ru/higher_education_profile/39
Московский институт психоанализа
26 окт в 16:57