Автор И. В. Бурцева — учитель-дефектолог ГБОУ ЦЛП и ДО, г. Москва
Для детей 3–4 лет: https://dzen.ru/media/detstvopress/didakticheskie-igry-i-uprajneniia-v-obuchenii-detei-s-ogranichennymi-vozmojnostiami-zdorovia-34-god-jizni-6549f28decd50d00fd46f202
Для детей 4—5 лет: https://dzen.ru/a/ZUnzgTpAJ3MqLUHl?referrer_clid=1400&
Для детей 6–7 лет: https://dzen.ru/a/ZUn2i2IAqANjCQqB?referrer_clid=1400&
Старший дошкольный возраста (5—6-й год жизни)
Развитие элементарных математических представлений
• Тема «Сравнение предметов: понятия одинаковые — разные»
Игра «Найди пару»
Цели: учить находить предметы, одинаковые по заданному признаку (цвет, форма, величина).
Оборудование: объемные геометрические формы разных цветов и размеров.
Перед ребенком объемные геометрические формы. По заданию дефектолога ребенок составляет пары фигур, одинаковых по цвету, форме или величине. Возможно составление пар по двум-трем признакам
• Тема «Сравнение предметов по размеру: понятия большой — маленький»
Игра «Большие и маленькие»
Цели: закрепить умение сравнивать предметы между собой.
Оборудование: мячи, пирамидки, куклы, машинки двух величин.
Ребенок делит игрушки на две группы (большие — к большим, маленькие — к маленьким). Сравнивает игрушки между собой (большой — маленький, больше — меньше), используя прием приложения
• Тема «Сравнение предметов по высоте: понятия высокий — низкий, выше — ниже»
Игра «Дома и домики»
Цели: закрепить умение использовать прием приложения, знания о понятиях высокий — низкий, выше — ниже.
Оборудование: модели домов двух величин с крышами четырех основных цветов.
Ребенок сравнивает дома с одинаковым цветом крыш, используя прием приложения. Затем делит дома на две группы (высокие и низкие, дома и домики)
• Тема «Сравнение предметов по длине: понятия длинный — короткий»
Игра «Хвосты»
Цели: закрепить знания о понятиях длинный — короткий, умение сравнивать приемом наложения, знания ребенка о диких животных.
Оборудование: модели хвостов лисы, белки, медведя, зайца, картинки с изображением диких животных без хвостов.
Дефектолог предлагает ребенку сравнить хвосты между собой, а затем правильно подобрать хвост каждому животному
• Тема «Геометрические фигуры»
Игра «Что изменилось?»
Цели: закрепить знания о названиях геометрических фигур, развивать внимание, память.
Оборудование: магнитная доска, модели геометрических фигур.
Геометрические фигуры располагаются на магнитной доске. Дефектолог меняет их местами, убирает, добавляет новые. Ребенок должен быстро и четко определять все изменения в расположении фигур
• Тема «Понятия много — мало, несколько, один»
Игра «Прятки»
Цели: учить находить один, мало, несколько, много предметов в окружающей обстановке, упражнять в назывании количества предметов, закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: счетный материал, игрушки, муляжи овощей и фруктов, предметы мебели и др.
Перед началом игры дефектолог обращает внимание ребенка на множество предметов, находящихся в кабинете. Предлагает поискать и посчитать их:
— Покажи одного мишку на полке.
— А где несколько мишек?
• Тема «Понятия столько же, одинаково, поровну»
Игра «У кого сколько?»
Цели: закрепить умение сравнивать два множества, употребляя понятия столько же, одинаково, поровну.
Оборудование: две корзинки с одинаковым количеством муляжей овощей.
Одну корзинку дефектолог берет себе, другую отдает ребенку, предлагает сравнить, у кого овощей больше. Для сравнения используется прием приложения. Необходимо подвести ребенка к выводу о том, что количество овощей в обеих корзинках одинаково
• Тема «Уравнивание групп предметов (разница равна одному)»
Игра «Убрать — добавить!»
Цели: закрепить умение уравнивать двумя способами.
Оборудование: счетные палочки двух цветов.
Дефектолог выкладывает перед ребенком палочки в два ряда по цвету, палочка под палочкой. Разница в количестве равна одному. По команде взрослого (убрать/добавить) ребенок либо добавляет недостающую палочку, либо убирает лишнюю
• Тема «Понятие пара»
Игра «Найди пару»
Цели: закрепить знания о понятии пара, развивать умение находить парные предметы.
Оборудование: картинка с изображением парных и одиночных предметов, цветные карандаши.
По заданию дефектолога ребенок обводит все парные предметы на картинке одним цветом, одиночные — другим. Сравнивает их количество
• Тема «Понятие пара»
Игра «Составь пару»
Цели: закрепить знания о понятии пара, развивать умение объединять различные предметы в пары, согласно их общим свойствам.
Оборудование: картинки с изображением предметов, которые можно объединить в пары (овощи, фрукты, предметы мебели, посуды).
Дефектолог дает задание ребенку разобрать перепутавшиеся картинки так, чтобы из них составить пары. При составлении каждой пары дефектолог обращает внимание ребенка на то, что пара — это два предмета. К каждой паре следует подобрать обобщающее понятие
• Тема «Число 2»
Игра «Выбирай-ка»
Цели: закрепить навык соотнесения цифры, числа и количества, умение выбирать заданное количество из множества.
Оборудование: счетный материал, карточки с цифрами 1, 2.
Дефектолог говорит ребенку, что будет называть ему предметы, которые необходимо посчитать. Количество предметов можно узнать, посмотрев на карточку с цифрой, которую дефектолог ему покажет. Дефектолог: «Грибочки!» — предъявляет карточку с цифрой 2.
Ребенок отсчитывает два грибочка
• Тема «Образование числа 3. Практическое знакомство с составом числа 3»
Игра «Добавь до трех»
Цели: ознакомить с составом числа 3.
Оборудование: счетный материал, модели геометрических фигур, альбомные листы с изображением одного, двух простых предметов, цветные карандаши.
Задача ребенка состоит в том, чтобы предъявленное ему количество предметов или их изображений добавить (дорисовать) до трех, посчитать, подвести итог
• Тема «Счет в прямом и обратном порядке в пределах трех»
Игра «Вперед — назад»
Цели: закрепить навык прямого и обратного счета.
Оборудование: счетный материал. По команде взрослого «Вперед!» ребенок считает предметы, которые по одному выставляет перед ним дефектолог.
По команде «Назад!» взрослый убирает предметы по одному, а ребенок считает те же предметы
• Тема «Части суток»
Игра «Не ошибись!»
Цели: развивать быстроту мышления, умение соотносить виды деятельности человека с разным временем суток.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Взрослый называет различные виды деятельности человека, а ребенок должен как можно быстрее назвать одним словом время суток. Например:
— Делает зарядку. (Утро.)
— Обедает. (День.)
• Тема «Число 4. Составление числа 4 разными способами»
Игра «Составляй-ка!»
Цели: закрепить знания об образовании числа 4, умение выделять заданное количество из множества, обозначать количество цифрой.
Оборудование: игрушки, карточки с цифрами.
Дефектолог показывает ребенку различные способы составления числа 4: три матрешки — один кубик; две пирамидки — два кубика. Затем предлагает с помощью других игрушек составить число 4 и обозначить количество игрушек в каждой группе цифрой
• Тема «Образование числа 5»
Игра «Один да один»
Цели: закрепить навыки присчитывания по одному.
Оборудование: счетный материал (грибочки).
Дефектолог ставит перед ребенком грибок и считает: «Один». Добавляет еще грибок и говорит: «Один да один будет два. Считай дальше!» Ребенку следует продолжить числовой ряд до 5
• Тема «Прямой и обратный счет в пределах 5»
Игра «Назови число на единицу больше (меньше)»
Цели: закрепить знания об образовании чисел от 1 до 5, знание цифр, последовательности числового ряда.
Оборудование: карточки с цифрами.
Дефектолог показывает карточку с цифрой 1. Ребенок называет число. Далее взрослый просит назвать число на один больше данного и выбрать карточку с цифрой. Отрабатываются все числа от 1 до 5. Аналогично закрепляется обратный счет
• Тема «Порядковый счет до 5»
Игра «Кто за кем стоит?»
Цели: закрепить навык порядкового счета до 5.
Оборудование: кукла, мишка, зайка, кошка, собака.
Дефектолог просит ребенка расставить игрушки друг за другом, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза и называет, кто за кем стоит, кто который по счету
• Тема «Число 6. Числовой ряд до 6»
Игра «Считай дальше»
Цели: закрепить знание последовательности числового ряда.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 6.
Дефектолог начинает считать от 1 и выкладывает карточки с цифрами. Останавливается и говорит: «Считай дальше!» Ребенок продолжает счет и выкладывание карточек с цифрами с последующего числа
• Тема «Цифры 1—6»
Игра «Сбежавшие числа»
Цели: закрепить знание цифр, последовательность числового ряда.
Оборудование: на листе бумаги нарисованы в ряд 6 домиков, карточки с цифрами от 1 до 6.
Дефектолог раскладывает числовой ряд, оставляя некоторые домики пустыми. Ребенок должен определить закономерность в расположении и заполнить пустые домики цифрами. Числовой ряд можно разложить еще раз, оставляя пустыми другие домики
• Тема «Порядковый счет до 6»
Игра «Репка»
Цели: закрепить навык порядкового счета до 6, развивать умение обращаться к собственному опыту (припоминание сказки «Репка»).
Оборудование: набор кукол к сказке «Репка».
Дефектолог предлагает ребенку вспомнить сказку «Репка» и расставить героев сказки друг за другом по порядку. После этого ребенок быстро отвечает на вопросы:
— Кто стоит первым (вторым, третьим и т. д.)?
— Которая по счету бабка (внучка, Жучка и т. д.)?
• Тема «Число 7. Образование числа 7»
Игра «Только семь»
Цели: закрепить знание образования числа 7, навык счета в пределах 7, умение считать с помощью различных анализаторов.
Оборудование: числовые фигуры от 1 до 7, цифры от 1 до 7, счетный материал, бубен.
С помощью счетного материала дефектолог демонстрирует образование числа 7. Ребенок обозначает количество числовой фигурой, выбрав нужную среди других фигур, и цифрой, выбрав нужную среди других цифр. Затем дефектолог хлопает в ладоши 7 раз, а ребенок столько же раз ударяет в бубен, называет 7 предметов окружающей обстановки, 7 дней недели, 7 своих друзей
• Тема «Дни недели: название, последовательность»
Игра «Незнайкина неделя»
Цели: закрепить знания последовательности и названий дней недели.
Оборудование: кукла Незнайка. Дефектолог просит ребенка помочь Незнайке назвать дни недели начиная с понедельника. Незнайка назвал так: «Воскресенье — день веселья. Потом среда, но это ерунда. А потом суббота — погулять охота. Вот и все!»
(Т. Тарабарина, «Детям о времени»). Далее ребенок получает задание назвать дни недели со вторника, со среды, с четверга и т. д.
• Тема «Число 8. Образование числа 8, числовой ряд до 8»
Игра «Назови соседей»
Цели: закрепить знания об образовании числа 8, знание числового ряда до 8.
Оборудование: карточки с цифрами до 8, счетный материал.
По заданию дефектолога (при необходимости — с его помощью) ребенок демонстрирует способ образования числа 8, используя имеющийся счетный материал, называет число, предшествующее числу 8. Затем получает задание назвать «соседей» любого числа, выложить заданное число и его «соседей» на столе, магнитной доске. Задание повторяется несколько раз
• Тема «Количественный и порядковый счет»
Игра «Сколько? Который по счету?»
Цели: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 8.
Оборудование: игрушки (три куклы, два мишки, два зайца, одна собака).
Игрушки следует расставить друг за другом в ряд. Задача ребенка состоит в том, чтобы правильно и быстро отвечать на вопросы дефектолога. Например:
— Серый заяц который по счету?
— Сколько всего зайцев?
— Кукла в синем платье которая по счету?
— Сколько всего кукол?
• Тема «Число 9. Образование числа 9»
Игра «Найди, покажи, раскрась»
Цели: закрепить навык счета в пределах 9.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением домов (№ 2, 3, 6, 8, 9), клумбы с цветами и бабочек, цветные карандаши.
Ребенок получает задание найти на картинке дом № 9, раскрасить крышу этого дома. На девятом этаже дома найти и раскрасить девятое окно слева. На клумбе около дома раскрасить девять цветочков и девять бабочек
• Тема «Счет предметов с использованием различных анализаторов»
Игра «Слушай, выбирай, хлопай, приседай»
Цели: закрепить навык счета до 9 с использованием различных анализаторов.
Оборудование: «чудесный мешочек», счетный материал, бубен.
Ребенок считает количество ударов в бубен (в бубен ударяет взрослый), отсчитывает соответствующее количество предметов на ощупь, столько же раз хлопает в ладоши, приседает
Игра «Больше, меньше, столько же»
Цели: закрепить навыки присчитывания и отсчитывания по одному.
Оборудование: карточки с цифрами, счетные палочки.
Дефектолог показывает карточку с цифрой и говорит: «На один больше (меньше, столько же)». Ребенок отсчитывает нужное количество палочек, пересчитывает их, подводит итог
• Тема «Число 10. Образование числа 10»
Игра «Добавь до 10»
Цели: ознакомить с составом числа 10.
Оборудование: карточки с изображением предметов меньше десяти, цветные карандаши.
Ребенок получает задание дорисовать количество предметов на каждой карточке до десяти. Дефектолог подводит итог, называя количество, которое было, сколько добавлено ребенком и сколько получилось
• Тема «Числовой ряд в пределах 10»
Игра «Ну-ка, числа, встаньте в ряд!»
Цели: закрепить умение определять место числа в числовом ряду.
Оборудование: цифры от 1 до 10.
Дефектолог раскладывает на столе цифры в произвольном порядке. Задача ребенка состоит в том, чтобы восстановить числовой ряд. К выполнению задания следует приступать, закончив фразу, начатую дефектологом:
— Самое маленькое число...
— Число больше одного, но меньше трех...
— Число, которое больше двух на единицу...
• Тема «Счет в пределах 10»
Игра «Считаем всё!»
Цели: развивать умение считать быстро и правильно в пределах 10, подводить итог.
Оборудование: предметы окружающей обстановки.
Дефектолог предлагает ребенку считать предметы, находящиеся в кабинете. Следует использовать также задачи-шутки. Например:
— Сколько в кабинете стульев?
— Сколько ножек у двух стульев?
— Сколько ручек у трех стульев?
— Сколько в кабинете шкафов?
— Сколько детей могут спрятаться в этих шкафах?
— Сколько карандашей в коробке?
— Сколько карандашей под коробкой?
Ознакомление с окружающим и развитие речи
• Тема «Моя семья»
Игра «Семья»
Цели: уточнить знания ребенка о своей семье, об обязанностях членов одной семьи, о необходимости заботы друг о друге.
Оборудование: набор кукол «Семейка».
С помощью дефектолога ребенок имитирует действия членов семьи, комментирует эти действия. В ходе игры следует добиваться от ребенка, учитывая его способности, построения развернутых высказываний
• Тема «Игрушки»
Игра «Узнай новую игрушку»
Цели: развивать внимание и память.
Оборудование: различные игрушки в количестве 6—7.
Дефектолог ставит перед ребенком две игрушки. Предлагает внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем просит отвернуться и добавляет еще одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен узнать и называть новую игрушку. Количество игрушек следует довести до 6—7
• Тема «Осень»
Игра «Какое время года?»
Цели: учить ребенка соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать внимание, быстроту мышления.
Оборудование: сюжетные картины по теме, небольшие стихотворения о временах года по выбору дефектолога.
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен узнать, о каком времени года говорится в стихотворении, показать соответствующую картинку
• Тема «Цвета осени»
Игра «Осенние краски»
Цели: закрепить знание признаков осени, характерных для осени цветов и оттенков.
Оборудование: картинный материал, альбом, кисточка, краски.
Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки, обращая его внимание на приметы осени. Затем ребенку следует, смешивая различные краски, сделать на альбомном листе как можно больше мазков различных цветов, которые он знает или видит на картинках
• Тема «Деревья и кустарники»
Игра «С какого дерева лист?»
Цели: закрепить знания об отличительных признаках деревьев, учить называть деревья, правильно образовывать прилагательные от существительных.
Оборудование: листья березы, дуба, рябины, клена, картинки с изображением деревьев.
Дефектолог напоминает названия деревьев на картинках, показывает засушенные листочки. Ребенок определяет, с какого дерева лист, показанный дефектологом. Находит данное дерево на картинке:
— Это листок с березы, березовый лист.
— Это листочек дуба, дубовый лист.
• Тема «Форма предметов. Плоды и семена»
Игра «Узнай на ощупь»
Цели: закрепить знания об отличительных признаках деревьев и кустарников, названиях семян и плодов, развивать тактильные ощущения.
Оборудование: картинки с изображением деревьев и кустарников с плодами, плоды дуба, шиповника, каштана, ореха, рябины, «чудесный мешочек».
Дефектолог знакомит ребенка с названиями плодов деревьев и кустарников. Предлагает их ощупать, обращая внимание на форму и величину каждого. Показывает на картинке. Затем плоды складываются в мешочек, а ребенок должен узнать плод, опираясь на тактильные ощущения и картинку
• Тема «Овощи»
Игра «Повар»
Цели: закрепить знания об овощах, о составе и названиях блюд, которые можно приготовить из овощей.
Оборудование: муляжи овощей или натуральные овощи, сюжетные картинки по теме, предметы посуды.
По заданию дефектолога ребенок должен выбрать и правильно назвать овощи для приготовления борща и салата с опорой на сюжетные картинки. Он может придумать и «приготовить» какое-то свое овощное блюдо
• Тема «Фрукты»
Игра «Узнай на вкус»
Цели: закрепить знания о внешнем виде, вкусовых качествах, способах употребления в пищу фруктов, учить отгадывать загадки о фруктах.
Оборудование: натуральные фрукты, шпажки для накалывания, вазочка, картинки по теме.
Дефектолог напоминает ребенку, показывая картинки, названия, вкусовые качества и другие свойства фруктов. После этого ребенок узнает и называет фрукты только по вкусовым ощущениям. Если ребенок затрудняется, следует помочь ему, составив загадку-описание
• Тема «Дифференциация: овощи — фрукты»
Игра «Суп — компот»
Цели: закрепить знания об овощах и фруктах, развивать внимание, быстроту реакции.
Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, банки с компотом, кастрюли.
Картинки с изображением банки с компотом и кастрюли следует расположить на некотором расстоянии друг от друга. Рядом с каждой должно остаться место для раскладывания предметных картинок. Взрослый называет картинки, а ребенок раскладывает их. Овощи — к кастрюле, фрукты — к банке. Комментирует свои действия: «Суп! Компот!»
• Тема «Грибы»
Игра «Узнай по описанию»
Цели: закрепить знания о внешнем виде и строении грибов, названия грибов.
Оборудование: картинки с изображением грибов. Дефектолог составляет загадку-описание гриба, ребенок должен узнать и назвать гриб с опорой на картинку. Для составления описания можно использовать стихотворный текст.
Хвостиков пушистых нет,
На зато есть рыжий цвет.
Эти милые сестрички
Называются... (лисички).
• Тема «Мебель»
Игра «Назови части»
Цели: закрепить знание названий предметов мебели, умение правильно называть ее части.
Оборудование: предметные картинки по теме, фишки-призы.
Дефектолог называет мебель, изображенную на картинках. Затем просит ребенка внимательно рассмотреть и назвать части каждого предмета мебели. За правильный и подробный ответ ребенок получает фишку-приз
• Тема «Зима»
Игра «Это правда или нет?»
Цели: развивать мышление, внимание закрепить знания о временах года.
Оборудование: картинки с нелепым сюжетом к тексту стихотворения.
Дефектолог предлагает ребенку внимательно прослушать стихотворение и назвать все ошибки, которые допустил автор (с опорой на картинку).
Теплая весна сейчас,
виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
кукарекал соловей.
Быстро дайте мне ответ —
это правда или нет?
(Т. Тарабарина, «Детям о времени»)
• Тема «Зимние месяцы»
Игра «Декабрь, январь, февраль»
Цели: закрепить знание названий зимних месяцев, их последовательности, характерных признаков каждого из них.
Оборудование: сюжетная картинка к каждому месяцу.
Дефектолог называет наиболее яркие особенности, а ребенок должен назвать месяц, о котором рассказывает взрослый. Например:
— Начало зимы. Самые короткие дни, самые длинные ночи...
— Середина зимы. Морозная погода. Много праздничных дней...
— Дуют ветры, метут метели, но дни становятся длиннее, а ночи короче. Конец зимы...
• Тема «Новый год. Елочные украшения»
Игра «Какой игрушки не стало?»
Цели: развивать внимание, память, сенсорные представления.
Оборудование: елочные игрушки (6—7 штук).
Ребенок внимательно рассматривает игрушки, дефектолог их называет, кратко описывает. Ребенок закрывает глаза, а дефектолог в это время убирает одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен назвать спрятанную игрушку, составить краткое описание
• Тема «Зимующие птицы»
Игра «Большие и маленькие»
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, учить сравнивать, работать над образованием уменьшительно-ласкательной формы слов.
Оборудование: картинки с изображением вороны, воробья, голубя, синицы.
Дефектолог предлагает ребенку сравнить двух птиц. Взрослый будет рассказывать о вороне, а ребенок — о воробье:
— Это ворона. Большая умная птица.
— Это воробышек. Маленькая веселая птичка.
Можно сравнить хвосты, лапы, крылья, перья вороны и воробья. Затем следует перейти к сравнению голубя и синицы
• Тема «Зимние забавы детей»
Игра «Что мы делали, не скажем»
Цели: закрепить знания о зимних забавах детей, развивать память, внимание, воображение.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Дефектолог предлагает ребенку рассмотреть картинки и рассказать, чем занимаются дети зимой. Затем предлагает показать, но не называть действия детей, изображенных на картинках. Пробует угадать, что показывает ребенок. После этого взрослый и ребенок меняются ролями. Дефектолог имитирует, а ребенок угадывает и называет действия
• Тема «Одежда»
Игра «Для какого времени года?»
Цели: закрепить представления о видах одежды в соответствии со временем года.
Оборудование: сюжетные картинки по временам года, предметные картинки по теме.
Ребенок рассматривает сюжетные картинки, называет времена года, дефектолог обращает внимание ребенка на одежду людей. Далее ребенок получает задание разложить предметные картинки с изображением одежды на сюжетные картинки соответственно времени года
• Тема «Одежда»
Игра «Часть и целое»
Цели: закрепить знания о названии и назначении деталей одежды.
Оборудование: одежда для кукол.
Взрослый называет деталь одежды. Ребенок находит и показывает названную деталь на всех тех предметах кукольной одежды, где она есть, объясняет ее назначение. Например:
— Кармашек.
— На платье, на юбке, на брюках. В кармашек можно что-то положить. Для украшения одежды
• Тема «Профессии»
Игра «Кому что нужно для работы?»
Цели: закрепить знания о профессиях.
Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов профессий.
Дефектолог раскладывает перед ребенком ряд картинок. Ребенок называет предметы и профессию, для которой они необходимы. Например: «Таблетки, шприц, бинт нужны для работы доктору»
• Тема «Профессии»
Игра «Отгадай!»
Цели: закрепить знания о профессиях, умение понимать и отгадывать загадки.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Дефектолог загадывает загадки о представителях профессий. Ребенок отгадывает, показывает нужную картинку, поясняет свой ответ. Например:
— Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, вкусные котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (Н. Новоторцева, «Развитие речи детей»)
— Это повар. Повар умеет готовить все, может накормить много людей
• Тема «Посуда»
Игра «Накроем стол к чаю»
Цели: уточнить назначение чайной посуды, развивать умение комментировать собственные действия.
Оборудование: предметы чайной посуды для кукол, муляжи угощения к чаю, стол, скатерть.
Дефектолог предлагает ребенку накрыть стол к чаю для кукол. Все свои действия ребенок должен объяснять. При необходимости дать образец: «Сначала постелю на стол скатерть. Потом поставлю угощение». Дефектолог может начинать, а ребенок заканчивать фразу
• Тема «Посуда»
Игра «Лови — думай — бросай!»
Цели: закрепить знания по теме, развивать координацию движений.
Оборудование: мяч.
Дефектолог, бросая мяч, начинает фразу, ребенок, возвращая мяч, договаривает.
— Сахар хранят в... (сахарнице).
— Суп из кастрюли в тарелку наливают... (поварешкой).
— Хлеб режут... (ножом).
• Тема «Весна»
Игра «Наоборот»
Цели: закрепить знание признаков зимы и весны, развивать мышление, связную речь.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Задача ребенка состоит в том, чтобы продолжить предложение, начатое дефектологом. Но каждый будет рассказывать по своей картинке. Тогда получится так, что взрослый будет говорить о зиме, а ребенок — о весне. Например:
— Зимой на улице холодно, а весной...
— Люди зимой надевают теплую одежду, а весной...
— Зимой ночи длинные, дни короткие, а весной...
— Зимой земля покрыта снегом, а весной...
• Тема «Весна»
Игра «Небылицы»
Цели: закрепить знания о характерных признаках весны, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетные картинки по всем временам года.
Ребенок должен заметить ошибку, допущенную дефектологом при описании времени года, исправить эту ошибку, доказать свою правоту. Например: «Закончилась зима, наступила осень. Потеплело, ярче светит солнце. Я надела шубу и пошла гулять. По дорожкам бегут ручьи, дети лепят снеговика. Птицы прилетели с далекого севера. Желтые листочки падают на землю. Первый месяц весны называется июнь. Скоро начнется зима»
• Тема «Домашние животные»
Игра «Узнай по описанию»
Цели: закрепить представления о внешних отличительных признаках, повадках, образе жизни домашних животных.
Оборудование: фигурки домашних животных.
Дефектолог составляет описание животного, четко характеризуя его. Ребенок называет животное и при правильном ответе получает его фигурку. Например:
— Это животное давно живет рядом с человеком, верно служит ему, охраняет его дом, ходит с ним на охоту. Может быть большим или маленьким, с лохматой или гладкой шерстью. (Собака.)
• Тема «Дикие животные»
Игра «Узнай, назови, дом покажи»
Цели: закрепить знания об особенностях внешнего вида, образе жизни и жилищах диких животных.
Оборудование: фигурки диких животных, картинки с изображением их жилищ.
Дефектолог составляет описание животного, четко характеризуя его. Ребенок называет животное и его жилище, показывает картинку, получает фигурку животного (при правильном ответе). Например:
— Крупное дикое животное, тело его покрыто густой серой шерстью, хищник, охотится на других животных, может быть опасным для человека. (Волк.)
— Где живет волк? (В логове.)
• Тема «Дифференциация: домашние и дикие животные»
Игра «Кто где живет?»
Цели: закрепить знания о домашних и диких животных.
Оборудование: две сюжетные картины с изображением леса и деревенского двора, плоскостные фигурки животных.
Дефектолог называет животное. Ребенок должен определить, дикое оно или домашнее, расположить фигурку животного на соответствующей сюжетной картине, назвать его жилище. Например:
— Корова. (Это домашнее животное, живет в коровнике.)
• Тема «Головные уборы»
Игра «По сезону»
Цели: уточнить знание названий и назначения головных уборов в соответствии со временем года.
Оборудование: плоскостные фигурки детей, одетые соответственно временам года (по две на каждое время года), модели головных уборов по количеству фигурок.
Дефектолог «надевает» головные уборы на каждую фигурку, не соотносят по сезону. Задача ребенка состоит в том, чтобы исправить ошибку, допущенную дефектологом, назвать и подобрать головные уборы соответственно одежде, времени года
• Тема «Обувь»
Игра «Обувай-ка»
Цели: уточнить знание названий и назначения различных видов обуви в соответствии со временем года.
Оборудование: плоскостные фигурки детей, одетые соответственно временам года, но без обуви (по две на каждое время года), модели обуви по количеству фигурок.
Задача ребенка состоит в том, чтобы назвать и подобрать обувь соответственно одежде, времени года
• Тема «Транспорт»
Игра «Расскажи мне про...»
Цели: развивать сообразительность, активизировать словарь, закрепить знания о назначении транспорта.
Оборудование: сюжетные картинки по теме.
Взрослый называет вид транспорта, а ребенок рассказывает о его назначении. Ребенок должен заметить ошибку, допущенную взрослым. Например:
— Расскажи мне про трамвай. (Трамвай перевозит людей.)
— Расскажи мне про снегоуборочную машину. (Она убирает улицы.)
— Расскажи мне про лошадь. (Лошадь — животное, а не транспорт.)
• Тема «Лето. Цветы. Насекомые»
Игра «Про что я говорю?»
Цели: закрепить знания по изученным темам, развивать сообразительность, быстроту мышления.
Оборудование: картинный материал.
Дефектолог называет характерные признаки явления, объекта, относящегося к одной из тем. Задача ребенка состоит в том, чтобы догадаться, о чем (о ком) говорит взрослый, и показать соответствующую картинку. Например:
— Летает, жужжит, может ужалить, приносит мед. (Насекомое. Пчела.)
— Тепло, много цветов, насекомых. Длинные дни, короткие ночи. (Время года — лето.)
— Растет в поле и в саду. Стебель и листья зеленые. Белые лепестки. Желтая серединка. (Цветок. Ромашка.)
Окончание в следующей статье.