Найти в Дзене

От Култука до Аршана (окончание). Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Итак, в нашей прошлой публикации мы добрались до крайней западной точки Байкала, откуда начинаем путь уже строго на запад в Тункинскую долину. Путь не близки. Сначала по тракту, что ведет дальше в Монголию через Монды около 85 км, а потом еще в сторону гор 30 км. И практически сразу же после выезда из Култука начинается подъем на достаточно приличный по высоте перевал. Раньше старая дорога шла низом, но затем из каких-то соображений ее решили поднять в горы. Подъем достаточно приличный - более чем на 250 метров от уровня Байкала. Когда-то именно это поднятие земной поверхности и изменило течение Ангары, сток которой и проходил через Иркут. Ну да это мы уже вспоминали.

Первый сколько-нибудь крупный населенный пункт, который встретится нам на пути - это деревня Быстрая уже по ту сторону водораздела. Здесь две реки - Большая Быстрая и Малая Быстрая несут свои воды уже в Иркут, а не в Байкал. Совсем недалеко от этой деревни будет знаменитая петля Иркута, когда река отворачивает от Байкала. Точнее там даже не одна петля, а две. Вот так выглядят эти места на карте:

Петли Иркута. Яндекс.Карты
Петли Иркута. Яндекс.Карты

Считается, что деревня Быстрая возникла в начале ХХ века как некий карантинный пункт на пути перегона скота из Монголии. Тогда эпидемии среди животных были нередки, вот развитие ветеринарной науки и подсказало достаточно эффективный способ борьбы с распространением заразы.

К петле Иркута можно доехать на обычном автомобиле (если сезон сухой). Нужно взять правее от трассы на указатели Д.О Анчук. Если честно, то никакого даже подобия дома отдыха я там не видел (может Д.О. нужно как-то по-другому расшифровать, конечно). Есть пара небольших домиков, явно жилых. А вот до петли Иркута % доезжал. Там практически всегда много рыбаков. Достаточно живописное это место. Отсюда организуется очень много сплавов вниз по Иркуту. Там уже просто дикие места. До Шаманки ни одного поселения (есть небольшой кордон у Подковы Иркута). А Шаманка в нашем туре была ой как давно. В общем, примерно там километров около 100 протяженность всего водного маршрута. Можно совершить и пеший маршрут к скальнику Царские ворота. Сам я не был, но со слов бывалых путешественников могу сказать, что идти туда одному очень рискованно. Очень много развилок на дороге, GPS берет очень неуверенно. В общем, нужен проводник.

Царские ворота. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Царские ворота. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Знаменита Быстрая и еще одной достопримечательностью. Прямо у дороги на въезде в село находится "Домик художника". Это мини картинная галерея. Один из местных художников организовал с целью извлечения дохода сразу по нескольким направлениям: и от продажи картин, и от сдачи в аренду спальных мест художникам, кто приезжает запечатлеть Хамар-Дабан.

Домик художника. Быстрая. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Домик художника. Быстрая. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вдоль Быстрой лежат огромные куски белого мрамора. тут сплошь его месторождения. Огромный мраморный карьер есть в Слюдянке. Знаменит он не только добычей мрамора, но еще и тем, что на его территории устраивают автогонки любители экстрима. И когда идешь тропой на пик Черского, то она пролегает вдоль отвала этого карьера. Высота поражает. Там еще таблички везде установлены - "Внимание! Взрывные работы".

Карьер "Перевал". Слюдянка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Карьер "Перевал". Слюдянка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Этот карьер еще хорошо видно со спуска в Култук. Это будет огромное белое пятно за Байкалом.

Ну а мы возвращаемся на трассу А333. Давайте Малой Быстрой полюбуемся.

Малая быстрая. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Малая быстрая. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот далее окончательно спускаемся с этого водораздельного хребта. И почти 40 км нас будет сопровождать примерно вот такой пейзаж:

Тункинская долина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тункинская долина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И это еще хорошо, если они будут пастись в стороне от дороги. А бывает, что и по самой трассе целое стадо прогуливается.

А впереди уже село Тибельти. Это последний населенный пункт Иркутской области перед въездом на территории Республики Бурятия. Проскочить въезд в Бурятию не получится. Во-первых, там стела, а во-вторых, дацан слева от дороги.

Дацан на трассе А333. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дацан на трассе А333. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Впереди уже будет село Шулуты, но оно не очень крупное. А еще чуть дальше Торы. Бывший совхоз имени Ленина. И отсюда уже открываются классические виды на Тункинскую долину. Смотреть лучше направо - там красивее.

Шулуты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шулуты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Именно из этого села можно добраться к одному из культовых мест всей долины - Буха-Нойон. Считается, что здесь живет хозяин гор. И местные жители издавна ходили поклоняться ему, получая исцеление. Но потом тут поставили православный крест, после чего исцеляться люди перестали. Многие считают, что Бог покинул это место. Смотрится оно с трассы как белое пятно. Это осыпь мрамора.

Буха-Нойон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Буха-Нойон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А через несколько километров будет уже названное на русский манер Зун-Мурино, на реке все еще на бурятский манер Зун-Мурэн. Это прямо длинная река. 167 км. на ней тоже организуются сплавы. Зун - это вроде как сто по-бурятски. А вот сто чего? Тут существует две версии. Первая чисто географическая - в Зун-Мурэн впадает 100 рек и ручьев. Наверное даже больше, учитывая длину реки и то, что практически с каждого распадка явно течет ручеек. Вторая версия - сто лошадей. Считается, что уже относительно в новые времена здесь прошло наводнение, которое привело к гибели ста лошадей. Вот в память об этом и назвали реку.

Зун-Мурэн. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Зун-Мурэн. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот еще что интересное я заметил: практически из каждой деревни вдоль трассы вышел или какой-нибудь известный бурятский поэт, или партийный деятель времен СССР.

Зун-Мурино. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Зун-Мурино. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот дальше на дороге начинается интересное место. Его тоже сейчас пытаются спрямить, но пока дорога спускается к Иркуту и начинается "стиральная доска" с достаточно большими волнами на протяжении почти 10 км. Что тут только не делали - ничего не помогает. Постоянные подвижки земной коры. Вот и получается складчатость прямо на дороге.

И на 86 км отворот уже в сторону Аршана. До монгольской границы прямо еще 130 км. А нам на север в сторону гор - 30 км. Хотя кажется, что вот они уже совсем рядом. И вроде бы дорога ровно идет, но на самом деле здесь тоже приличный подъем метров на 200, хотя все плавно.

Дорога на Аршан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дорога на Аршан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Про Тунку я уже писал в статье о том, как осваивали Тункинскую долину. Вот село Тунка и дало ей название. Аж в 1676 году здесь поставили первый острог для защиты от набегов кочевых племен. А недалеко от этих мест сразу две обсерватории. Причем одна из них реально какая-то уникальная - ее оборудование позволяет наблюдать за Солнцем даже в пасмурную погоду, когда небо закрыто облаками. Еще одна известнейшая обсерватория будет совсем недалеко от границы в селе Монды. Но это намного дальше по тракту.

Бадары. Обсерватория. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бадары. Обсерватория. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, при съезде с тракта мы пересечем Иркут по мосту. Здесь он совсем не такой мощный, как в Иркутске или даже Шаманке, или даже хотя бы ниже Зун-Мурино. Все-таки Зун-Мурэн приносит с собой мощный приток воды. Вот несколько чисел:

  • Зун-Мурэн приносит в Иркут примерно 50 кубометров воды в секунду;
  • Иркут приносит в Ангару примерно 140 кубометров в секунду.

То есть Зун-Мурэн обеспечивает более трети стока Иркута. И это если сравнивать числа в низовье Иркута и Зуе-Мурэна. А вот в месте слияния это вполне сопоставимые по водности потоки. Более того, там и притоков то крупных у Иркута особо нет. Речек много, но они все маленькие. И на это большое влияние оказывает именно Тункинская долина. То есть с гор-то понятно реки текут - им просто деться больше некуда. Но долина с очень крутыми склонами и широкой, но прямо очень плоской долинной частью, в которой сосредоточены многочисленные болота/озера. Вот в этих водоемах и остается львиная доля воды, стекающей с гор. Вот давайте посмотрим на карту района отворота на Аршан.

Карта района с. Тунка. Яндекс.Карты
Карта района с. Тунка. Яндекс.Карты

Сверху с севера горы как будто стеной стоят у долины. А в долине огромное голубое пятно. В том числе в правой части знаменитые Койморские болота, в которых и остается вода, стекающая с гор. И тянется эта полоса до Кырена, то есть на 50 км в длину.

Кстати, когда едешь уже по дороге к Аршану, то слева и справа будут небольшие холмики. Большая часть туристов даже не подозревает, что они едут вообще-то по вулканической долине. А эти холмики и есть вулканы. Справа вулкан Черского, слева -вулкан Тальская Вершина.

Вулкан Черского. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вулкан Черского. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По-бурятски холм носит другое название, которое можно перевести как черный холм. Не так и давно здесь были извержения - около 20 тыс. лет назад.

Вот такой маршрут у нас получился до Аршана. Может быть не самый насыщенный по информации, но нужно копить силы перед прогулкой по самому поселку. Так что не буду вас утомлять. Ведь горами можно и просто любоваться без каких-либо пояснений. А наши Саяны явно этого заслуживают.

Спасибо, что читаете. До встречи!