Найти в Дзене
Бард-Дзен

А космос не для меня… Несколько песен о небывалом

Вчера ночью Вселенная приходила в гости. Северным сиянием. Не скажу, чтобы я это редкое для наших широт явление видел впервые, доводилось как-то пару раз в Соликамске в жуткий мороз наблюдать, как небесный окоем начинает переливаться. Не особенно ярко, белое свечение какими-то ступеньками, изредка чуть подкрашенное синим или зеленым. Ну и все вдоль одной стороны света, подозреваю, что северной, чуть выше горизонта.

То, что вчера свалилось с небес на мой лесной дом даже близко на эту неяркую мелочь не походило. Вчера буквально разверзлись небеса, как будто ровно в зените кто-то включил странный фонарь от которого лучи потянулись к земле буквально по всему небу, в некоторых, особо плотных на лучи местах ночное небо вдруг окрасилось багрово-красным цветом. У меня как раз были гости, все выскочили из дома буквально кто в чем был, чтобы полюбоваться. Правда, когда стало ясно, что это великолепие не на 5 минут рассчитано, люди сбегали в дом утеплиться, ну и телефоны прихватить – нельзя же не снять этакое. У меня-то самого простенькая Ксиоми, она по ночам небесные сигналы не воспринимает, слава Богу у пары девчонок были айфоны, эти видят даже намного больше, чем может разглядеть человеческий глаз. Я тут вам целую галерею предлагаю небесных чудес. Понятно, что был бы хороший фотоаппарат, было бы ва-а-а-а-аще круто, но представление составить можно и по этим снимкам.

И вот стоишь на улице в домашних тапках и без шапки, благо морозом и не пахло, около ноля погодка, и понимаешь, что Вселенная с тобой пытается поговорить какой-то своей азбукой неМорзе, а что сказать хочет, о чем предупредить, совершенно не понятно. Часа полтора это световое шоу длилось – забегали в дом погреться, но надолго не получалось, очень уж манит эта нечеловеческая мощь и великолепие. Манить-то манит, но не к себе, а чисто посмотреть. Ну и понимаешь одновременно, что космос – не для меня. Точнее, эта мысль меня уже сегодня догнала к вечеру. И сразу именно в этой формулировке из старенькой, почти детской еще песенки Кости Завалина.

Так что, сами понимаете, Осенние песни отложил немного в сторону, ну просто невозможно же не поделиться таким! Это впервые в жизни меня посетило, и, скорее всего, второго раза уже не будет. Нет, фейерверк на какой-нибудь праздник тоже замечательно смотрится, но про фейерверк мы все понимаем, его китайца изобрели, и даже специально для него еще и порох придумали, а тут же не люди, пусть даже и китайцы, а сама собственной персоной Вселенная чудит. И почему-то именно над моим домом. И сразу куча космических тем всплыло в памяти. Правда, почему-то в основном забавные темы всплыли, хотя и не только. Едва не первой на ум пришла ехидная баллада о почковании от Владимира Семеновича почему-то…

Но это – скорее всего, просто истерическая реакция. Тем паче, в гостях же у меня были работники студенческого ДК, а среди них большая часть – симпатичные юные девицы, и тут уж даже присутствие жены, которая им всем начальник, командир и мать родная, фантазии затормозить не может. Особенно под этаким потрясающим сиянием, которое само по себе здравые мысли из башки вышибает как кувалдой. Это сегодня я уже понимаю, что Вселенная едва ли говорила с нами о проблемах, которые уже давным-давно высмеял Высоцкий, а вчера, когда это вот все творилось прямо над головой вспомнилось именно это. И не только. Понимаете, у меня вообще-то в лесу здоровенный дом, он в состоянии принять 30 человек одновременно, но когда вокруг творится этакое, дом этот кажется если и не маленьким, то уж во всяком случае совершенно одиноким. Этакой ковчег ветхозаветный или космолет суперсовременный, важно, что на многие световые годы вокруг ни души, кроме тех, кто рядом, кто на борту. А на борту жена, а вокруг космос, как не отбивался от песни Сергея Подборнова «Семейный полет», Серега победил. Понимаю, что когда пытаешься рассказать о настолько великом явлении, эта песенка вроде бы и не к месту, а вот поди ж ты – прицепилась и жужжит над ухом как августовская муха.

Знаете же, в детстве считалось, что все дети обязательно хотят быть космонавтами. Скажу честно, никогда не хотел, да и статями не вышел, чтобы в космос хотеть. Потому и выбрал такую строчку у Завалина для этого текста. И есть ощущение, что Вселенная, свалившаяся вчера ночью на мой дом северным сиянием, в курсе, что космос не для меня. И не для Завалина тоже. Кости не было, конечно, но ощущение, что Вселенная и о нем тоже знает, устойчивое. В всяком случае, никакого зова в неземные дали я не почувствовал. И никто на нашем ковчеге-космолете в порту приписки тоже никакого зова не ощутил. Иначе кто-кто, а я бы точно сразу бы еще и Безумную Машу Александра Щербины вспомнил. А я ее вспомнил уже только сегодня, когда начал этот текст складывать из обрывков воспоминаний и впечатлений. Причем, весьма самокритично вспомнил, что вообще-то говорит о удовлетворительном состоянии мозговой деятельности. Это и Вселенная подтвердила, не привязываясь ко мне с дурацкими мечтами и фантазиями о полетах к звездам. Ну, а Маша у нас была одна, но точно другая, вполне себе адекватная Маша, не Щербины знакомая.

То есть методом исключения, темы деторождения, конфликта разномирных культур, безумия и приглашения в полет Вселенная вчера ночью не затрагивала, чего приходила? О чем пыталась поговорить целых полтора часа? Да еще и вырядившись в кроваво-красные цвета!

Кстати, сегодня в новостях прочитал, что оказывается, ученые что-то напутали, недооценили мощь магнитной бури, не предупредили, а сияло от Краснодара до Индигирки повсеместно. Ну как же так,

Товарищи ученые, доценты с кандидатами
Замучились вы с иксами, запутались в нулях

И ведь на картошку вас уже не пошлешь во искупление, и времена не те, и картошку уже даже самый ленивый выкопал и ссыпал в закрома. Может вы знаете, что пыталась объяснить нам Вселенная, нагрянув в гостьи без вашего предупреждения? Не дают ответа. Да и понятно, они ж все в городах, небось, а там засветка такая, что и фейерверк не сходу разглядишь, что уж про северное сияние сказать! У меня вот твердое ощущение, что она не просто покрасоваться и посиять приходила. Это был сигнал.

У Елены Фроловой есть песня, которую вообще-то можно было бы и просто в Осенние песни поставить, но, как мне кажется, здесь она уместнее. Если бы я не знал, что этой песне точно больше двух лет от роду, я вполне мог бы допустить, что Лена тоже вчера смотрела полночи в небо, слушала Вселенную, а сегодня вот взяла гитару и… В отличие от нас безъязыких, она почти всегда находит, что сказать в ответ Вселенной ли, Богу ли, Земле ли, ну и нам, конечно тоже. Не сказать, вернее, спеть. А это, согласитесь, и точнее, и важнее, да и понятнее, в конце концов. Во всяком случае для нас, накоротке знающихся и с песней нашей, и с поэзией. Хочется верить, что и Вселенной такой разговор ближе. Она же не с дипломатической нотой выверенной до последней формулы к нам явилась, не с учебником арифметики, а с самым настоящим творчеством – с сиянием и переливами. Ей не может не быть близкой ответная приветственная песнь прекрасной Елены Фроловой.

Мы же не знаем, есть ли еще где-то в необъятной Вселенной, умеющей так ярко сиять и обращаться к нам, другие поэты и барды. Когда наши фантасты мечтают или просто представляют далекие звездные миры, они все больше о технологиях, о науке, о знаниях, а можно ли понять хотя бы себя без поэзии, без песни, да и вообще без творчества? Я не представляю, как это можно сделать. Слышишь, Вселенная? Не представляю. Мы, конечно, не совершенны, и способны выбесить и друг друга, и, наверное, и тебя тоже, но мы умеем слушать и слышать, как душа с душою говорит. И мы умеем видеть твою, Вселенная красоту и грандиозность, твое безумное великолепие. И мы уже почти умеем рассказать об этом. Даже тебе. А кто-то еще может?

А еще мы умеем делать неразумные, но прекрасные вещи, например, отдавать себя целиком, чтобы кто-то, да хоть ты, Вселенная, был счастлив. Многие ли это умеют?