Найти тему
К детям легко

Используем стулья на занятиях

Оглавление

На своих подвижных музыкальных занятиях с дошкольниками я часто использую стулья (или детские табуретки, скамейки - то, чем оснащен зал). Расскажу в каких задачах они мне помогают.

Дисциплина

Для детей ясельного возраста и младших групп стульчики у нас являются неотъемлемой частью занятия. Мы начинаем и заканчиваем урок на них, а так же можем к ним возвращаться, чтобы подсобрать внимание или переключиться на другой вид деятельности. Стулья стоят в определенном месте зала и становятся устойчивой базой, на которой мы "подзаряжаемся" для дальнейших действий. Привыкнув, малыши могут сами возвращаться к ним, если нужно отдохнуть. Также это помогает при адаптации новых детей в группе - малышам проще привыкнуть к ходу занятия.

Если занятия подразумевают присутствие ожидающих родителей и большинство детей еще не привыкли долгое время оставаться без них, линию стульев ставлю в зоне видимости родителей, у дверей, а игры провожу в глубине зала. Недоверчивые малыши имеют возможность и самостоятельно присутствовать на занятии, и не терять маму из вида.

С ребятами более старшего возраста обычно остается только вводная часть на стульях, когда мы настраиваемся на тему занятия, друг на друга, обсуждаем тему урока.

Если занятие проводится в том же помещении, где дети проводят большую часть времени, то малышей мы выводим и к их приходу расставляем стульчики. Для ребят постарше расстановка стульев становится важным моментом подготовки к занятию. Просьба "убираем игрушки и ставим стульчике к стене" помогает плавно и самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому. Обычно я дополнительно предупреждаю заранее, что скоро будет занятие.

Ориентирование в пространстве

Следующая задача, в которой помогают стулья - научиться ориентироваться в пространстве. Поэтапно меняем положение стульев:

  • Ставим стулья у разных стен (закрепляем играми, в которых нужно прятаться в "домик" - на свой стул)
  • Ставим стулья в центре зала (гуляем между стульями, ищем новые тропинки между ними и вокруг стульев; гулям - прячемся за стульями)
  • Ставим стулья в круг (игры на смену движения "в кругу - из круга")
  • Забор (отгороженная часть пространства), за которым можно вместе прятаться или по сигналу бросать мячи из-за него
  • Дорожка из двух линий стульев

Для детей постарше использование расстановки стульев в играх помогает подготовиться к более сложным рисункам танца (шахматный порядок, квадрат, клин). Также дорожка из стульев помогает освоить перемещение цепочкой.

ОФП

Стулья могут разнообразить занятия физкультурой или утренние зарядки, если, конечно, позволяют их устойчивость и вес. Для малышей следует обратить внимание на то, чтобы при сидении на стуле ноги свободно стояли на полу, а не болтались. Во множестве комплексов гимнастики со стульями можно выделить следующие виды или комбинации упражнений:

  • Упражнения на стуле
  • Упражнения со стулом
  • Упражнения с опорой на стул (руками, ногами).

-2

Координация и концентрация

Это упражнение на ловкость очень увлекает детей. Из стульев делаем неровную дорожку и предлагаем пройти её, не задевая стулья. Ширину и сложность дорожки определяем, исходя из роста и возраста детей. В качестве усложнения можно брать в руки бубенцы, бубен или колокольчик и постараться пройти препятствие тихо.

Конструирование пространства игры

На занятиях со старшими ребятами я часто предлагаю различные игровые ситуации, в которых дети, подключая воображение, могут сами использовать стулья как материал для строительства дома, транспортного средства, леса, сцены и т.д.

Малышам можно предложить покататься на автобусе (колонной или сидя напротив друг друга).

-3