Найти тему
Ваш Реставратор

О высших мирах и науке о духе

«Как достигнуть познания высших миров» – когда слышишь такое название, ожидаешь увидеть массивный «талмуд», полный долгих и неясных оборотов. Высшие миры – дело тонкое. Однако в наших руках оказалась небольшая книжечка Рудольфа Штейнера – меньше сантиметра толщиной, в издательской обложке.

Мелованные листы блока сохранились хорошо и даже были не разрезаны, а вот обложка была сильно пересушена и крошилась от любого прикосновения. Корешок утрачен полностью.

Не возьмёмся в коротком посте изложить все идеи Штейнера. Даже учёные до конца ещё не изучили наследие этого немецкого философа. Обозначим лишь некоторые понятия, связанные с его деятельностью.

-2

Рудольф Штейнер (1861-1925) окончил Венский технический университет как естественник. Работал в архиве Гёте и стал одним из самых известных издателей и комментаторов работ Гёте. На профессиональному уровне занимался вопросами философии и сельского хозяйства, медицины и воспитания, а также как архитектор спроектировал несколько зданий основанной им же Свободной школы духовного знания – Гётеанум. В драматическом искусстве стал основоположником эвритмии.

В 1913 г. Штейнер возглавил Антропософское общество, которое откололось от Теософского из-за внутренних разногласий.

Антропософия – «гётеанство XX века», наука о духе, о человеческой мудрости. Штейнер, вслед за Гёте, считал мышление таким же способом восприятия мира, как зрение или осязание. В своих работах он рассуждал о связи мысли и воли человека с его телом, о природе человеческой интуиции. Пытался с научной точки зрения описать духовный мир, объединить естественно-научный подход и свой собственный мистический опыт.

Учёный-философ предполагал, что конкретные практические действия могут развить человека духовно и помочь ему достичь «сверхчувственного» познания. Этому как раз и посвящена книга, которую мы реставрировали.

Издательскую обложку мы промыли в специальному укрепляющем составе. Благодаря ему увеличивается срок службы бумаги и, кроме этого, она становится более податливой в работе.

Корешок решили допечатать. Его тон подбирали не к основному оттенку издательской обложки, а к выцветшим пятнам по периметру, чтобы сделать максимально незаметный переход от родного материала к новому. Вообще корешки выцветают в первую очередь, так как принимают на себя основной удар солнечного света. Остановившись именно на желтоватом оттенке, мы не нарушили логику естественного старения бумаги.

Сложности ждали нас и на заключительном этапе реставрации – во время финальных тонировок. Бумага издательской обложки – ворсистая. На неё очень плохо ложился любой тонирующий материал – его пришлось наносить буквально крупицами.

Страницы в блоке, по договорённости с заказчиком, мы не разрезали, поэтому приблизиться к познанию высших миров, увы, так и не получилось. Но со своей стороны мы сделали всё, чтобы такая возможность была у будущих читателей этой книги.