Она была общепризнанной красавицей и светской львицей, владелицей фешенебельного дворца на Мойке в Петербурге и прабабушкой убийцы Григория Распутина. В 1826 году 32-летний наследник огромного состояния и представитель одного из самых знатных княжеских родов Борис Николаевич Юсупов влюбился в 16-летнюю фрейлину императрицы - Зинаиду Ивановну Нарышкину. Сватовство проходило очень непросто. Как и вся их последующая жизнь.
Невеста для самого богатого князя
Зинаида Нарышкина родилась 2 ноября 1810 года в Москве. Она принадлежала к старинному, но нетитулованному роду Нарышкиных. Когда-то Нарышкиным было предложено обрести графское достоинство, но они посчитали, что это слишком мало для них. Самым знаменитым представителем рода была Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Отцом Зинаиды был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, мать - Варвара Николаевна Ладомирская. Родители дали девушке отличное домашнее образование, поэтому девушка имела хорошие познания в поэзии и искусстве.
Зинаида Нарышкина была фрейлиной императрицы Александры Федоровны и принимала участие во всех торжествах по случаю коронации Николая I. На одном из балов в Москве наследник богатого княжеского рода Юсуповых, Борис Николаевич, увидел восхитительно красивую, высокую и стройную, с выразительными глазами, девушку. К тому же, веселую и остроумную. И влюбился. Семь лет, после смерти первой супруги, он не задумывался всерьез о женитьбе – а тут загорелся.
Несмотря на то, что Зинаида была общепризнанной красавицей, а Борис Николаевич самым богатым в России женихом, сватовство проходило непросто, ведь о непростом характере молодого князя Юсупова и его сумасбродствах ходили буквально легенды. Поэтому Борису Николаевичу пришлось приложить немало усилий, прежде чем он добился согласия родителей Зинаиды. Помогли этому и драгоценности, которыми Юсупов одаривал девушку. Современник, дипломат А.Я. Булгаков, писал в письме к брату:
«Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных».
Бракосочетание, полное недобрых предзнаменований
Бракосочетание состоялось в Москве, 19 января 1827 года. Оно было очень пышным, но наполнено множеством неприятных эпизодов. Так, Борис Николаевич отправился в церковь, забыв заглянуть к отцу, чтобы получить его благословение. Пришлось ему вернуться, а ведь это плохая примета. В церкви Зинаида Ивановна вдруг уронила кольцо, которое так и не нашли. Пришлось брать другое. Жених в церкви был задумчив и нахмурен, невеста была радостна и весела.
Как ни странно, старый князь Юсупов на свадьбу своего единственного сына и наследника не прибыл. Да и мать жениха, Татьяна Васильевна, была очень нерадостна. Не одобряла она выбор сына, не нравилось ей любовь невесты к светской жизни и развлечениям. Она даже пыталась расстроить помолвку сына, но не получилось. Вот и была она не весела.
Недолгая семейная жизнь
Молодые поселились в Петербурге. Очень быстро молодая жена в браке разочаровалась – ей было скучно. Правда, долго ей скучать не пришлось – уже в октябре 1827 года она родила сына, которого в честь деда назвали Николаем. Ребенок, правда, был слабым и хилым, но все были счастливы.
Вскоре Зинаида Ивановна родила дочь, но малышка умерла практически сразу. И тут молодая жена узнает семейную легенду о проклятии рода. Это известие ее потрясло! Она заявила супругу, что не намерена «рожать мертвецов», поэтому темперамент свой он может обратить на «дворовых девок». По другой версии, сам князь Юсупов решил прекратить супружеские отношения, чтобы больше не иметь детей. Он не хотел дробить свое состояние, чтобы передать его целиком своему сыну.
Бурная светская жизнь признанной красавицы
Разрыв супруги не афишировали, но каждый начал жить своей жизнью. Борис Николаевич занимался многочисленным хозяйством и государственной службой, а Зинаида Ивановна с головой погрузится в светскую жизнь. Ей едва исполнилось 20 лет, и она была невероятно богата и очень красива.
В 1829 году ее так описывали современники:
«Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит».
В 1830 году старый князь Николай Борисович Юсупов приобрел особняк на Мойке. Особняк капитально перестроили, и после смерти князя сюда перенесли коллекцию картин и скульптур из Архангельского. Но дворец на Мойке предназначался не только для хранения произведений искусства. Здесь устраивали великолепные балы, на которые съезжался весь Петербург.
На балах блистала хозяйка дома, настоящая светская львица Зинаида Юсупова. Правда, в 1836 году с Зинаидой Ивановной случилась неприятность, которая лишила ее возможности блистать в танцах. Из воспоминаний М. Каменской о бале у Юсуповых, состоявшемся в 1836 году:
«Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное».
Несмотря на травму, лишившую ее возможности танцевать, Зинаида Ивановна вела активную светскую жизнь, которая, как правило, влечет за собой и активную личную жизнь.
Правнук Зинаиды Ивановны, Феликс Юсупов-младший, в своих Мемуарах писал:
«Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».
Любовные приключения Зинаиды Юсуповой
Выбор княгини Юсуповой был очень разнообразным. То она влюбилась в молодого кавалергарда, друга Лермонтова, Николая Жерве. Это случилось в 1830 году. Чтобы прекратить сплетни, ему даже пришлось покинуть Петербург и уехать на Кавказ, где он погиб.
Среди поклонников Зинаиды Ивановны был и ценитель женской красоты, император Николай I. Из Мемуаров Феликса Юсупова:
«Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ».
Роман с революционером
Пожалуй, самым ярким «приключением» княгини Юсуповой был роман с молодым народовольцем, о чем тоже пишет ее правнук.
Революционер был арестован и посажен в Свеаборгскую крепость.
Княгиня, по примеру декабристок, забросила балы и приемы и последовала за любимым в Финляндию. Там она приобрела дом на горе, стоящий напротив крепости, и из окон которого видно было окно камеры, где томился ее возлюбленный.
Какова была судьба молодого революционера, осталось неизвестным. Но известно, что через некоторое время Зинаида Юсупова вернулась в Петербург. Но как же она изменилась! Ее перестали привлекать балы, приемы, театры. Светская львица неожиданно стала полной затворницей.
Секрет этого тихого периода в жизни Зинаиды Юсуповой, возможно, был приоткрыт позже. Из Мемуаров Феликса Юсупова:
«В 1925 году, живя в Париже в эмиграции, прочел я в газете, что при обыске наших петербургских домов большевики нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью – мужской скелет в саване… Потом гадал и гадал я о нем. Может, принадлежал он тому юному революционеру, прабабкиному возлюбленному, и она, устроив ему побег, так и прятала его у себя, пока не помер?».
А что, вполне возможно. Выкупила у тюремщиков любимого – с ее деньгами она могла предложить очень-очень большую сумму, против которой вряд ли кто смог устоять. Тайно привезла его в Петербург и держала в своем доме.
Париж и новый брак
В ноябре 1849 года князь Борис Николаевич умирает, и вдова, получив разрешение императора, покидает Россию. Навсегда. Обосновалась Зинаида Ивановна в Париже, где приобрела особняк на Парк-де-Прэнс. Ей 40 лет, но она по-прежнему очень красива. В ее доме собирается весь парижский бомонд. Ей увлекся Наполеон III, но ответа на свои «авансы» не получил.
Активная светская жизнь длится 10 лет. А потом княгиня Юсупова опять и всерьез влюбилась. Ее избранником стал капитан национальной гвардии Луи Шарль Оноре Шово. Не знатный, не имеющий за душой ни гроша, моложе Зинаиды Ивановны почти на двадцать лет. В 1861 году они обвенчались. Российский двор таким мезальянсом был очень недоволен, и княгиня Зинаида Юсупова решила проблему привычным способом: она купила для мужа титул графа де Шово, сама она стала маркизой де Серр.
Также благодаря стараниям, а точнее, деньгам княгини с 1860 года Луи Шово стал занимать пост генерального советника департамента Финистер в провинции Бретань.
В 1862 году там же в Британи она приобрела на имя своего супруга старинный замок Кериоле. И вскоре благодаря вкусу и деньгам Зинаиды Ивановны суровый замок превратился в роскошный дворец с прекрасной мебелью и коллекциями живописи, гобеленов, фарфора. Преобразила она и тенистый парк, раскинувшийся кольцом вокруг замка. Так мрачный замок превратился в великолепное поместье.
Их брак длился больше 25 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте, первым из жизни от сердечного приступа ушел супруг – случилось это в 1889 году. После его кончины Зинаида узнала о своем супруге много нового. Например, то, что ее обожаемый супруг имел любовницу и детишек на стороне. И что замок, оказывается, по завещанию сейчас принадлежит им.
Разгневанная Зинаида Ивановна выкупила втридорога свою же собственность и сделала просто королевский жест – она подарила замок городу. Уже потом, через много лет, ее правнук и последний из Юсуповых, Феликс, сумеет оспорить дарение и получит Кериоле – чтобы все распродать, а деньги потратить.
Последние годы княгиня Зинаида Ивановна проживала в Париже в своем доме вместе с компаньонкой.
Умерла она в 1893 году в возрасте 82 лет. В соответствии с завещанием тело княгини перевезли в Россию. Погребена она в Троице-Сергиевой Пустыни в храме Св. Сергия Радонежского.
Другие статьи о княжеском роде Юсуповых: