В 1671 году царь Алексей Михайлович взял в жены бедную и безродную Наталью Нарышкину. Это был второй брак царя. Первая супруга, Мария Милославская, умерла, родив царю 13 наследников. Из них мальчиков было пятеро, но все они были болезненными. Первый, Дмитрий, умер в младенчестве, вскоре после смерти матери умер четырехлетний Симеон, в следующем году – 15-летний Алексей, который считался наследником престола. Осталось еще два мальчика - Федор и Иван, оба слабые здоровьем.
Вторая женитьба государя
Государству нужен был еще наследник, а государю – супруга, которая сможет родить здоровых наследников. То есть, молодая и здоровая. И такой супругой для Алексея Михайловича стала 19-летняя Наталья Нарышкина. Но женился на ней Алексей Михайлович не только по необходимости, но и по любви. Девушка, воспитанная в европейских традициях, поразила царя не только своей красотой, но также умом и бойким нравом.
Этот брак принес российскому государству не только самого известного из государей – реформатора Петра Великого. Он также внес большие перемены в сложившиеся устои придворной жизни. Стараясь развлечь и порадовать супругу, Алексей Михайлович ей позволял многое из того, что раньше было немыслимо для дворцовой жизни. Да и сам он, словно стараясь наверстать уходящее время, почувствовал вкус к новым забавам и развлечениям. А молодая супруга его в этом поощряла. Бывавшие при дворе иностранцы писали о царице:
«…хотя и не нарушает никогда отцовских обычаев… склонна пойти иным путем, к более свободному образу жизни, так как, будучи сильного характера и живого нрава, она отважно пытается внести повсюду веселие».
Театр – новшество при русском дворе
Главное новшество, которое появилось во дворце с появлением Натальи Нарышкиной, это театр.
До своей второй свадьбы Алексей Михайлович, прислушиваясь к наущениям церковников, которые считали любое пение или музыку, звучащие за пределами церкви, бесовщиной, был строг к развлечениям. Издаваемые законы были один суровее другого. Так, в 1648 году вышел указ, запрещающий, в том числе, и популярное в народе скоморошество. Под угрозой наказания батогами и высылки запрещено было плясать и петь песни, рассказывать сказки и былины, играть на музыкальных инструментах и устраивать кулачные бои, даже качаться на качелях и гадать под Рождество. В царской грамоте, отправленной одному из воевод, говорилось:
«А где объявятся домры и сурны, и гудки и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
И тут во дворце появился первый профессиональный театр! Сначала в подмосковном селе Преображенском для молодой царицы была построена «комедийная хоромина». Затем и в самом Кремле появилась «комедийная палата». Это был настоящий театр – со сценой с декорациями и занавесом, оркестром и богатыми театральными костюмами, с ложами для зрителей. Были подготовлены места для всей царской семьи. На возвышении располагалось обитое красным сукном царское место. За ним была сделана галерея с решеткой для женской части царского семейства - здесь сидели царица и царевны, дочери царя от первого брака.
Распоряжение о создании театра было отдано царем 22 января 1673 года, в день годовщины бракосочетания. Первой постановкой была комедия «Эсфирь», состоялось представление 17 октября 1672 года, после рождения царевича. Готовились к первому представлению тщательно. Сюжет выбирала сама царица, Алексей Михайлович велел написать пьесу, что было сделано пастором Немецкой слободы Иоганном Готфридом Грегори. Сюжет был выбран царицей Натальей неслучайно. Согласно Библии, Эсфирь была второй женой царя персов Артаксеркса. Используя свое положение, она смогла возвысить свой род и начать в государстве перемены. Что это – намек?
Изменения в жизненном укладе царского двора
Изменения при дворе касались не только появления театра. Молодая супруга царя присутствовала на всех праздничных торжественных богослужениях в соборах. Если раньше царицы и царевны вынуждены были жить очень замкнуто, редко покидая царские палаты, то Наталья Кирилловна не желала сидеть пусть в царской, но клетке. Она любила выезжать на прогулки по городу, порой даже шторки на окошках не были задернуты. Она совсем не стеснялась мужских взглядов.
Обладая веселым нравом и живым характером, она любила развлечения и увеселения, заряжая двор весельем и прививая интерес к танцам и музыке. Наталья Кирилловна предпочитала свободу загородной жизни тесному укладу кремлевского дворца. Поэтому она много времени проводила в подмосковных селах: Измайлово, Коломенское, Воробьево, Преображенское. А царь Алексей Михайлович, искренне любивший молодую супругу, старался ее баловать и доставлять удовольствия.
Семейная жизнь
За всеми развлечениями царственные супруги не забывали и о главном предназначении царицы – рождении наследников.
Уже через год после свадьбы, 9 июня 1672 года, Наталья Кирилловна родила первенца – царевича Петра Алексеевича, будущего императора Петра I. Радостный Алексей Михайлович отпраздновал событие большими пирами и раздачей милостей. Затем появились на свет две дочери – Наталья в 1673 году и Феодора в 1674 году.
Супружество Натальи Нарышкиной было счастливым. Но закончилось рано – всего через пять лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался. Трон перешел к его старшему сыну – Федору Алексеевичу, а вместе с ним при дворе активизировались родственники первой супруги Алексея Михайловича – Милославские.
Наталье Кирилловне с детьми пришлось удалиться со двора. Для нее начался новый, черный период жизни, превратившийся в постоянную борьбу. Веселая и жизнерадостная, Наталья очень тосковала по мужу и до конца своей жизни носила черную одежду.
Подробно о том, как Наталья Нарышкина стала женой Алексея Михайловича, здесь:
О первой супруге царя Алексея Михайловича: