Князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831) обладал баснословными богатствами, и при этом отличался тягой к знаниям и искусству. Это позволило ему стать первым директором Эрмитажа и собрать собственную коллекцию произведений искусств, не уступающую многим крупным музеям, а также сделать карьеру при дворе.
Любовь к искусству и тяга к коллекционированию
Николай Юсупов был самым младшим из детей камергера и петербургского генерал-губернатора Бориса Григорьевича Юсупова. Его старший брат умер рано (сбылось семейное проклятие). Основное внимание родителей было посвящено ему – как наследнику рода. А впоследствии к нему перешла и большая часть богатства родителей.
Мальчику была уготована карьера военного – еще младенцем он был зачислен в лейб-гвардию и дальше его «продвижение по службе» шло по отлаженному механизму. В 1772 году 22-летний наследник княжеского года назначен камер-юнкером Высочайшего двора. Но военная служба молодого человека не привлекала. В том же году он уволился и несколько лет провел в путешествиях по Европе, где занимался образованием. Обучался он в Голландии, в старейшем Лейденском университете.
Молодой князь Юсупов побывал в Англии, Франции, Италии, Португалии, Испании, Австрии, был представлен ко многим европейским дворам. Он общался с Дидро и Вольтером, даже подружился с Бомарше. Именно в той поездке у него появился интерес к европейской культуре и искусству, который привел к увлечению коллекционированием произведений искусства – и он начал приобретать коллекционные книги и картины.
В Италии молодой князь подружился с немецким художником Я. Ф. Хаккертом, который стал его советчиком и экспертом. Главными увлечениями Николая Юсупова стали античность и современное искусство – всю дальнейшую жизнь эти два направления будут приоритетными в его художественных предпочтениях.
Второе важное путешествие, сыгравшее роль в его становлении как коллекционера, ценителя искусства и государственного деятеля в сфере искусства, состоялось в 1781-1782 годах. Николай Юсупов был в свите великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны во время их путешествия по Европе (под именем графа и графини Северных). В свиту он вошел как человек, сведущий в искусствах, а также лицо, известное при европейских дворах. В этой поездке он приобрел много новых знакомств в художественной среде, а как человек, обладающий знаниями и вкусом, консультировал Павла Петровича по вопросам приобретения произведений искусства.
Помогал он в приобретении произведений искусства и Екатерине II. Выступая посредником в исполнении императорских заказов, Юсупов не забывал и о своей коллекции, пополняя ее из тех же источников. Так в коллекции князя оказались работы крупнейших художников: Рембрандт, Корреджо, Буше, Дж. Б. Тьеполо.
Родовая коллекция Николая Юсупова насчитывала свыше 600 полотен, включала скульптуры и произведения прикладного искусства, свыше 20 000 редких книг, коллекцию фарфора. После революции коллекция Юсупова была раздроблена и передана в разные музеи. Основная часть хранится в Государственном Эрмитаже и в музее имени А.С Пушкина, в музее-усадьбе Архангельское.
На государственной службе
Вскоре после возвращения он совершил несколько поездок в Европу в качестве чрезвычайного посланника Екатерины II. В том числе, 1783 году он был направлен к Неаполитанскому двору с поручением к королю Фердинанду І, а в 1784 году он по поручению императрицы ездил в Рим, где встречался с папой Пием VI. В Венеции ему пришлось отстаивать интересы России против происков Англии.
Он неоднократно доказывал свою преданность интересам России, за что его ценили и Екатерина II, и Павел I. Поэтому для коронации Павла I Николай Юсупов был назначен верховным коронационным маршалом. Он не потерял своего авторитета и уважения и у последующих императоров, и на коронациях Александра I и Николая I выполнял ту же роль.
В конце 1780-х годов началась его головокружительная карьера государственного деятеля. В 1788 году он был произведен в тайные советники. В дальнейшем он занимал многие важные государственные посты. Он был директором императорских театральных зрелищ в Петербурге, директором императорских стеклянного и фарфорового заводов, директором шпалерной мануфактуры, президентом мануфактур-коллегии, министром уделов, был членом Государственного совета.
В 1797 князь Николай Юсупов назначен директором Эрмитажа, в котором размещалось императорское художественное собрание. Кто как не он мог следить и пополнять коллекцию Эрмитажа.
Крупный землевладелец
Николай Юсупов был богатейшим вельможей России и обладал большим количеством землевладений. Пожалуй, не было губернии, где бы он не имел деревню или усадьбу.
В Москве у Юсупова был дворец в Большом Харитоньевском переулке. В 1801—1803 годах в одном из флигелей дворца жила семья Пушкиных с маленьким Александром.
В 1793 году в Петербурге на месте старого родительского дома на Фонтанке был построен дворец в классическом стиле. Для выполнения работ Юсупов пригласил архитектора Д. Кваренги.
В 1810 году Николай Юсупов под Москвой приобрел усадьбу Архангельское. Для ее реконструкции он пригласил лучших архитекторов того времени. В парке усадьбы он построил театр. В Архангельском Юсупов устраивал пышные балы и театральные представления. Архангельское современники называли «подмосковным Версалем», а хозяина усадьбы - вельможей «Златого века».
Николай Борисович очень любил усадьбу и говорил:
«Архангельское не для наживы, а для растрат и услад».
Брак по желанию императрицы
Славу богатейшего человека в империи князь Юсупов укрепил после женитьбы на Татьяне Васильевне, урожденной Энгельгардт. Это не был брак по расчету – стремление увеличить свои капиталы за счет супруги. И это не был брак по любви. Это был брак по желанию императрицы Екатерины II.
Екатерина очень ценила Юсупова и его преданность императорскому двору. И она решила посодействовать семейному счастью князя, которому уже было сорок лет. Он до сих пор не был женат, а ведь такому состоянию нужен законный наследник, нужен тот, к кому перейдут титул и благородная фамилия.
С другой стороны, ей хотелось в память о своем тайном муже и второму человеку при дворе, Григории Потемкине, выдать замуж его племянницу. Потемкин был опекуном своим пятерым племянницам, к которым относился с большой любовью. И Екатерина решила женить князя Юсупова на младшей из сестер – Татьяне. Ей было 24 года, но она уже побывала замужем и имела двоих детей, но к тому времени овдовела. Таким образом Екатерина решила «осчастливить» сразу двоих людей из близкого ей круга.
Перечить императрице Юсупов не стал (себе будет дороже), к тому же, невеста была не только очень привлекательной, но и очень богатой. Ей досталось по наследству не только состояние мужа (Михаил Потемкин, дальний родственник), но и часть состояния Григория Потемкина. Ее собственный капитал оценивали в восемнадцать миллионов рублей, да еще и Екатерина по-родственному и как сваха сделала невесте щедрое приданое. К тому же, Татьяна была страстная коллекционерка. Правда, коллекционировала она драгоценные камни, причем, в ее коллекции были такие известные благодаря своей величине и красоте алмазы, как «Полярная звезда» и «Альдебаран», жемчужина «Перегрина» короля Филиппа II, жемчужная диадема Неаполитанской королевы, серьги Марии-Антуанетгы.
Свадьба состоялась в 1793 году. Через год Татьяна родила сына Бориса, следом еще одного сына, но он рано умер (опять семейное проклятие?), потом и дочь Марию. Но счастливой их жизнь не была – супруг постоянно был «в разъездах», что вызывало пересуды в обществе, а после смерти Екатерины II они вообще стали жить врозь. Несмотря на то, что их семейная жизнь не сложилась, они до конца жизни оставались в дружеских отношениях. Николай Борисович, живший в основном в Москве, приезжая в Петербург останавливался в доме супруги. Татьяна Васильевна, обладавшая экономическим умом и деловой хваткой, которая сама управляла своими имениями, также занималась управлением некоторых имений супруга и даже помогала ему в некоторых делах на фабриках.
Семейной жизни князя помешала его любовь к фавориткам, которых у него было множество. Особенно он любил балерин и танцовщиц. От одной из них, балерины Екатерины Колосовой, у него было двое сыновей, которым он дал фамилию Гирейские. Один из них умер в 7-летнем возрасте (неужели проклятие?), второй прожил долгую жизнь.
Самой последней его любви было 18 лет, ему в это время было уже 80.
Скончался Николай Борисович Юсупов 15 июля 1831 года в Москве, во время эпидемии холеры. Похоронен в селе Спасское-Котово в церкви Спаса Нерукотворного.
Наследником всех имений, домов, фабрик, заводов и другой недвижимости Н.Б. Юсупова стал его единственный сын Борис.
Татьяна Юсупова пережила мужа на десять лет и умерла в 1841 году, ей было семьдесят два года.
Князь Николай Борисович Юсупов имел приятную внешность, был образованнейшим, умным человеком и при этом очень обходительным, приятным в общении. А еще он много работал на пользу Российской империи. Благодаря таким своим качествам он пользовался уважением у четверых Российских императорах – Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
О предках князя Юсупова здесь: